ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Конкурс завершен «Суровый Дант не презирал сонета» конкурс завершен

Автор:
Жанр:
Конкурс завершен

Оставьте ссылки на произведения на сайте Общелит.ру под этим текстом. Внимательно ознакомьтесь с условиями конкурса.
ВНИМАНИЕ !!! В условия конкурса внесены изменения. Тема конкурса - твердые формы европейского происхождения: сонет, венок сонетов, секстина и большая секстина, октава, триолет, рондо, рондель, лимерик, баллада (канцона).


PS
При копировании ссылок в текстовое поле делайте между ними пробел, даже если вторая ссылка в новой строке.
Админ.

Небольшой словарик по твердым формам:

В связи с тем, что соответствие произведения твердой форме у некоторых авторов вызвало много вопросов, помещаю небольшой словарик терминов, чтобы каждый мог перед подачей заявки самостоятельно разобраться в этом вопросе.


1 – Секстина (сестина) – строфа из шести стихов на 2 рифмы. Преобладающие схемы рифмовки: абабаа, аббабб, абабаб.

Расширили понятие до шестистишия на 2 - 3 рифмы с соблюдением размера и возможным разным кол-вом стоп в стихе, но одинаковым чередованием стихов с разным кол-вом стоп в строфах.




2 – Большая секстина – произведение из 6 шестистиший, в конце каждого из которых повторяются одни и те же 6 слов, (возможно рифмованные, возможно без рифмы внутри шестистишия), но в различном, строго установленном порядке.


Порядок чередования слов в большой секстине.


В каждой следующей строфе слова предыдущей повторяются в порядке – 6 – 1 – 5 – 2 – 4 – 3.


Пример:


Лев Мей


СЕКСТИНА


Опять, опять звучит в душе моей унылой - 1


Знакомый голосок, и девственная тень - 2


Опять передо мной с неотразимой силой - 3


Из мрака прошлого встает, как ясный день; - 4


Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! - 5


Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень. - 6


 


Давни с моей душой сроднилась эта лень, - 6


Как ветер с осенью угрюмой и унылой, - 1


Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой, - 5


Как с бором вековым таинственная тень; - 2


Она гнетет меня и каждый божий день - 4


Овладевает мной все с новой, с новой силой. - 3


В третьем шестистишии аналогичный порядок слов второго.


PS


Иногда большую секстину называют секстиной, иногда большой секстиной называют стих из шести секстин.


3 – Октава – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм: абабабвв, с обязательным чередованием мужских и женских окончаний.


4 – Триолет – восьмистишие на 2 рифмы, основанное на тройном повторении:


1 строка повторяется как 4 и 7,


2 строка повторяется как 8.


Схема рифмовки – абааабаб.


5 – Рондо (круг) – наименование нескольких разновидностей твердых форм.


Канонизировано рондо из 13 стихов на 2 рифмы, начальные слова первого стиха дважды повторяются после 8 и 13 стихов. Чаще это два пятистишия и трехстишие между ними.


Возможно рондо с добавлением еще двух стихов на те же рифмы (15 стихов).


«Совершенное рондо» состоит из четверостиший, с обязательным повторением каждой строки первого четверостишия в качестве заключительных строк последующих.


6 – Рондель – 13-стишие на две рифмы с повторением 1 стиха как 7 и 13, а 2 как 8. Состоит из двух четверостиший и пятистишия.



Возможен двойной рондель из 16 строк.


7 – Лимерик – пятистишие, написанное анапестом, схема рифмовки – аабба, третий и четвертый стихи укорочены. Чаше всего это иронические стихи.


8 – Баллада (канцона) – произведение из нескольких строф с одинаковой схемой рифмовки, часто связанных сквозной рифмой. Последняя строфа короче и играет роль обращения к лицу, которому посвящена канцона.


Один из вариантов баллад:


– 3 восьмистишия и посвящение. Все строфы завершает стих-рефрен.


В настоящее время балладами называют лиро-эпические произведения, не относящиеся к твердым формам. Т.е. свободные по форме стихотворения, в основу которых положен какой-либо сюжет.





Читатели (6090) Добавить отзыв
От Админ
"Балладная строфа" - этот термин расплывчат и неточен. Романтики, культивировавшие жанр баллады, проповедовали свободу писателя от заданных правил и форм и изобретали самые различные строфы в различных размерах. Например, разностопное шестистишие аабввб, написанное 3-сложником.

Неточная цитата из книги "Мысль, вооруженная рифмами".

Эрнест, Вы просили точно определить рамки конкурса. Я не только перечислил твердые формы, но и дал определения, чтобы уже не было никаких разночтений.
13/08/2007 17:46
Так и не понял - принято на конкурс мое произведение, написанное малой секстиной, которую некто определил и как балладную строфу в традициях романтиков, к коим примкнул даже "наше все"...
14/08/2007 07:43
От Админ
1 – Секстина (сестина) – строфа из шести стихов на 2 рифмы. Преобладающие схемы рифмовки: абабаа, аббабб, абабаб.

Эрнест, в определении точо сказано - на 2 рифмы, у вас их 3. Поэтому это произведение не является секстиной.

Админ.
14/08/2007 12:15
В определении малой секстины точно сказано - ТРИ рифмы, а не две...
В русской лирике для С. употреблялся чаще всего пяти- или шестистопный ямб, но допустимы и другие размеры более или менее равной длины. Отличительным признаком С. является наличие трех рифм в строго выдержанном расположении.

Примеры из А. С. Пушкина:

1. Амфибрахий (как у меня):

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.


2. Хорей (с рифмовкой аабсcб, как у меня):

Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда?
В прежни дни твой милый лепет
Усмирял сердечный трепет —
Усыплял мою печаль,
Ты ласкалась, ты манила
И от мира уводила
В очарованную даль.

Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушная дитя;
То, свободна и ревнива,
Своенравна и ленива,
С нею спорила шутя.

Я с тобой не расставался,
Сколько раз повиновался
Резвым прихотям твоим;
Как любовник добродушный,
Снисходительно послушный,
Был я мучим и любим.

О, когда бы ты явилась
В дни, как на небе толпилась
Олимпийская семья,
Ты бы с нею обитала,
И божественно б сияла
Родословная твоя.

Взяв божественную лиру,
Так поведали бы миру
Гезиод или Омир:
Феб однажды у Адмета
Близ тенистого Тайгета
Стадо пас, угрюм и сир.

Он бродил во мраке леса,
И никто, страшась Зевеса,
Из богинь иль из богов
Навещать его не смели —
Бога лиры и свирели,
Бога света и стихов.

Помня первые свиданья,
Усладить его страданья
Мнемозина притекла.
И подруга Аполлона
В темной роще Геликона
Плод восторгов родила.

14/08/2007 17:26
От Админ
Эрнест, тут мне нужно посоветоваться со специалистом. Во всех печатных изданиях определение секстины (как твердой формы) такое как у мнея. В инете есть справочники, где дается такое понимание, которое приводите Вы.

В БСЭ по этому поводу сказано следующее. "Иногда термин «Секстина» применяют ко всякой 6-стишной строфе;" - что, собственно говоря, мы и видим в интернет-справочниках.

Аналогичная ситуация с балладами, ими сейчас называют любое сюжетное стихотворение, но это уже не твердая форма.

Т.е. то, что сейчас называют секстинами любое шестистишие, а балладами любое лироэпическое произведение это факт. Но в данном случае меня интересует, что из этого можно отнести к "твердой форме"
14/08/2007 18:35
Я ориентируюсь не на Инет, а на хотя бы А. Квятковского - печатный канонизированный Поэтический словарь, М. "Сов. энциклопедия", 1966 год, с. 255... и его же примеры малой секстины из Пушкина...
С другой стороны - нет ни одного примера с двумя рифмами (и у Вас - тоже), ни из Инета, ни из классиков... хотя сочинить этакую неудобочитаемость вполне можно, конечно.
14/08/2007 19:08
От Админ
Николай Языков


ПЕСНЯ

Он был поэт: беспечными глазами
Глядел на мир и миру был чужой;
Он сладостно беседовал с друзьями;
Он красоту боготворил душой;
Он воспевал счастливыми стихами
Харит, вино, и дружбу, и покой.

Блажен, кто знал разумное веселье!
Чья жизнь была свободна и чиста,
Кто с музами делил свое безделье,
Кому любви прохладные уста
Свевали с вежд недолгое похмелье,
И с ним — его довольная мечта!

И в честь ему на будущие лета
Не худо бы сей учредить обряд:
Порою звезд и месячного света
Мы сходимся в благоуханный сад
И там поем любимый гимн поэта,
И до утра фиалы прозвенят!

Пусть видит мир, как наших поминают,
Как иногда свирели звук простой
Да скромный хмель и мирт переживают
Победный гром и памятник златой,
И многие, уж заодно, познают,
Что называть мирскою суетой.

БЕССОННИЦА
Что мечты мои волнует
На привычном ложе сна?
На лицо и грудь мне дует
Свежим воздухом весна,
Тихо очи мне целует
Полуночная луна.

Ты ль, приют восторгам нежным,
Радость юности моей,
Ангел взором безмятежным,
Ангел прелестью очей,
Персей блеском белоснежным,
Мягких золотом кудрей!

Ты ли мне любви мечтами
Прогоняешь мирны сны?
Ты ли свежими устами
Навеваешь свет луны,
Скрыта легкими тенями
Соблазнительной весны?

Благодатное виденье,
Тихий ангел! успокой,
Усыпи души волненье,
Чувства жаркие напой
И даруй мне утомленье,
Освященное тобой!



14/08/2007 19:34
...Понятно... сколь широка палитра малой секстины только в 19 веке... от славянофила Языкова до народного поэта Пушкина...
14/08/2007 20:25
От Админ
Тут дело совсем в другом, чисто в понятии "секстина", которое действительно расширилось до шестистишия, для которого был не прижившийся термин "секстет". И так как он не прижился, то секстиной стали называть все шестистишия, что затем закрепилось в словарях. К сожалению, я воспользовался только теми справочниками, которые были под рукой, и таким образом не учел это. Иначе бы я просто не включил шестистишие в "твердые формы", оставив за "секстиной" как твердой формой только понятие "большая секстина". Что, собственно и дает БСЭ.


Секстина, сестина [позднелатинское sextina, итал. sestina (оба от лат. sex — шесть)], твёрдая стихотворная форма: 6 строф по 6 стихов, обычно нерифмованных; слова, заканчивающие строки в 1-й строфе, заканчивают их и во 2—5-й строфах, но в меняющемся порядке: каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности 6—1—5—2—4—3; в конце иногда добавляется «посылка» — 3-стишие, включающее все 6 опорных слов, по одному на полустишие. Форма Секстина была изобретена трубадурами, введена в итальянскую поэзию Ф. Петраркой, от него перешла в другие литературы эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила. На русском языке Секстина писали Л. А. Мей («Опять, опять звучит в душе моей унылой»), Л. Н. Трефолев, В. Я. Брюсов («Отречение»), М. А. Кузмин («Не верю солнцу, что идёт к закату») и др. Иногда термин «Секстина» применяют ко всякой 6-стишной строфе; тогда описанную форму называют «большой Секстина».

М. Л. Гаспаров.
http://bse.sci-lib.com/article100886.html


Т.е. в данном случае Гаспаров к твердым форам относит только "Большую секстину"

У Квятковского малая секстина на 3 рифмы, странно, что он вообще не упоминает о секстине на 2 рифмы, но дело не в этом.

Даже ести взять его определение -

СЕКСТИ́НА (позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. — чаще пятистопный или шестистопный ямб.
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2551.htm -

и примеры, которые он привел, то там нет ни одного разностопного шестистишия. По этому вопросу я сейчас консультируюсь.

PS
Еще раз убеждаюсь, что в литературоведческой терминологии царит полный бардак. И перед тем, как употребить то или иное понятие, нужно дать определение, в каком значении оно будет выступать.
15/08/2007 03:25
Уважаемый Админ!
Вы правы в своем PS...
А если брать лишь архаичную, мало распространенную большую секстину, то и Квятковский, да, в применении к ней утверждал: "...все 36-строчное стихотворение имеет только две рифмы..."
Но в Условия конкурса включены обе разновидности... Снова менять Условия, суживать рамки и так маломассового проекта? Не нанесет ли это вреда вообще Общелит-порталу, назначение которого - распространять литературные формы (и содержательность), а не ограничивать?
Ну, не подумайте, что я со своим... в чужой монастырь:). Ради Бога, звыняйтэ , хай будэ, як ото бачытэ...
15/08/2007 08:02
От Админ


Я не собираюсь сужать рамки установленного, как раз наоборот - расширять, но хочу проверить, можно ли внести в эти рамки и разностопное шестистишие. Ведь раширяя таким образом, можно прийти к тому, что просто должно быть шесть строчек.


Админ.
15/08/2007 11:12
Разностопное шестистишие (т. е. написанное разными стопами, сиречь разным стихотворным размером - всмятку - хорей, например, с дактилем?), наверно, допускается малогармоничными авторами, но оно, бесспорно, не имеет отношения к секстине.
Малая секстина, Вы знаете, пишется только одним выбранным автором размером (из классических): чаще ямбом, реже - хореем или трехдольными размерами. И это зафиксировано в определении А. Квятковского, которое Вы выше уже приводили... Так?
Ну, Бог в помощь в том, где черт ногу сломит!:)
15/08/2007 12:09
От Админ
ОК.
Расширили понятие до шестистишия на 2 - 3 рифмы с соблюдением размера и возможным разным кол-вом стоп в стихе, но одинаковым их порядком в строфах.

Логаэды - стихи, написанные разными размерами. На это были способны только великие мастера. Можно встретить у Мандельштама, Хлебникова и других поэтов начала века.

Приведу одно из своих любимых -
Ты возьми, перечти, вникни снова.
Через годы тебе адресовано.
Для тебя это взвеяно слово
приземлённой мечты эдиссоновой.
Жизнестойкость - тяжёлая травма.
День, что небом втаращился пристально.
Полускрытая жёсткая правда.
Светозарно палящая истина.
- Савелий Гринберг.
15/08/2007 13:58
ОК! Спасибо за понимание!
Стихи, написанные разными размерами... Великие мастера способны были писать Настоящие Стихи не только тогда, коллега, но и сегодня и, дай Бог, будут способны в будущем!.. и в любой метрике. Sic?! :)
С неизменной доброжелательностью - личной, глобальной и корпоративной!
15/08/2007 16:00
<< < 1 2 3 > >>
 
Современная литература - стихи