Конкурс завершен
Оставьте ссылки на произведения на сайте Общелит.ру под этим текстом. Внимательно ознакомьтесь с
условиями конкурса. ВНИМАНИЕ !!! В условия конкурса внесены изменения. Тема конкурса - твердые формы европейского происхождения: сонет, венок сонетов, секстина и большая секстина, октава, триолет, рондо, рондель, лимерик, баллада (канцона).
PS
При копировании ссылок в текстовое поле делайте между ними пробел, даже если вторая ссылка в новой строке.
Админ.
Небольшой словарик по твердым формам:
В связи с тем, что соответствие произведения твердой форме у некоторых авторов вызвало много вопросов, помещаю небольшой словарик терминов, чтобы каждый мог перед подачей заявки самостоятельно разобраться в этом вопросе.
1 – Секстина (сестина) – строфа из шести стихов на 2 рифмы. Преобладающие схемы рифмовки: абабаа, аббабб, абабаб.
Расширили понятие до шестистишия на 2 - 3 рифмы с соблюдением размера и возможным разным кол-вом стоп в стихе, но одинаковым чередованием стихов с разным кол-вом стоп в строфах.
2 – Большая секстина – произведение из 6 шестистиший, в конце каждого из которых повторяются одни и те же 6 слов, (возможно рифмованные, возможно без рифмы внутри шестистишия), но в различном, строго установленном порядке.
Порядок чередования слов в большой секстине.
В каждой следующей строфе слова предыдущей повторяются в порядке – 6 – 1 – 5 – 2 – 4 – 3.
Пример:
Лев Мей
СЕКСТИНА
Опять, опять звучит в душе моей унылой - 1
Знакомый голосок, и девственная тень - 2
Опять передо мной с неотразимой силой - 3
Из мрака прошлого встает, как ясный день; - 4
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! - 5
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень. - 6
Давни с моей душой сроднилась эта лень, - 6
Как ветер с осенью угрюмой и унылой, - 1
Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой, - 5
Как с бором вековым таинственная тень; - 2
Она гнетет меня и каждый божий день - 4
Овладевает мной все с новой, с новой силой. - 3
В третьем шестистишии аналогичный порядок слов второго.
PS
Иногда большую секстину называют секстиной, иногда большой секстиной называют стих из шести секстин.
3 – Октава – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм: абабабвв, с обязательным чередованием мужских и женских окончаний.
4 – Триолет – восьмистишие на 2 рифмы, основанное на тройном повторении:
1 строка повторяется как 4 и 7,
2 строка повторяется как 8.
Схема рифмовки – абааабаб.
5 – Рондо (круг) – наименование нескольких разновидностей твердых форм.
Канонизировано рондо из 13 стихов на 2 рифмы, начальные слова первого стиха дважды повторяются после 8 и 13 стихов. Чаще это два пятистишия и трехстишие между ними.
Возможно рондо с добавлением еще двух стихов на те же рифмы (15 стихов).
«Совершенное рондо» состоит из четверостиший, с обязательным повторением каждой строки первого четверостишия в качестве заключительных строк последующих.
6 – Рондель – 13-стишие на две рифмы с повторением 1 стиха как 7 и 13, а 2 как 8. Состоит из двух четверостиший и пятистишия.
Возможен двойной рондель из 16 строк.
7 – Лимерик – пятистишие, написанное анапестом, схема рифмовки – аабба, третий и четвертый стихи укорочены. Чаше всего это иронические стихи.
8 – Баллада (канцона) – произведение из нескольких строф с одинаковой схемой рифмовки, часто связанных сквозной рифмой. Последняя строфа короче и играет роль обращения к лицу, которому посвящена канцона.
Один из вариантов баллад:
– 3 восьмистишия и посвящение. Все строфы завершает стих-рефрен.
В настоящее время балладами называют лиро-эпические произведения, не относящиеся к твердым формам. Т.е. свободные по форме стихотворения, в основу которых положен какой-либо сюжет.