ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Письмо на фронт…

Автор:
Автор оригинала:
Наталья Спасина
Жанр:


Здравствуй, Серёжа! Ты пишешь, что всё хорошо.
Вот и у нас хорошо, Боря ладит с покосом.
Радость какая - Сашуля сегодня пошёл.
Валя, плутовка, обрезала длинные косы,

И загорела, ну право, почти мальчуган…
Римма за няньку с мальцами… а вечером в заводь
Целой гурьбой убегают плескаться в туман,
Алька малАя, и та уже учиться плавать…


Полный кисет дед тебе посылает махры.
Я навязала носков (ноябри недалече),
Дров наготовили… хватит для зимней поры.
Есть и мука, и картошка, и мыло, и свечи…

Нет лишь тебя… как ты там, человек мой родной?
Хоть на денёк бы домой, на часок, на минутку…
Молится сердце, чтоб ты возвратился живой,
Днём забываюсь, а ночью и грустно, и жутко.

Весточку Коля прислал:- на далёкой Двине
Ранили в ногу, ждём к осени в отпуск недельный.
Что там, когда уж конец проклятущей войне?
Мама сдала… но, привет посылает отдельно…

Ты отпиши ей… ночами пронзительный гул,
Наши, наверно, над Окским простором летают.
Снова под вечер свечу у иконки зажгу…
Жду твоих писем… люблю… очень-очень скучаю.


На начало войны у деда было пятеро детей – 10 старшему - моему отцу, его сёстрам - 8, 6, 4… младшему Саше меньше года.
(на конкурс к 9 Мая)




Читатели (272) Добавить отзыв
Наталья!
С наступающим праздником Победы!
Здоровья, мирного неба и благополучия!
Юрий
08/05/2022 14:20
Наталья, здравствуйте.

Хорошее, трогательное стихотворение.

Смутили несколько моментов:
1. Насколько я понял, речь идёт о крестьянской семье. Римма - несколько нетипичное имя для деревенской среды в ту пору. Если я ошибся, и в «письме» отображены фактические данные, тогда прошу извинить.
2.Сцены благополучия на фоне ужасов войны звучат диссонансом. Возможно, всё так и было, эта семья действительно не бедствовала, но мирно купающиеся дети, табак-самосад, мука, картошка... при том, что «стоит пронзительный гул над окскими просторами», как-то не вяжутся в моём сознании с напряжённым колхозным бытом военной поры. Уточню - это моё личное восприятие.
3. «Снова под вечер свечу у лампадки зажгу»… Свечи у лампад не зажигают. Их зажигают перед иконами. Лампадка - сосуд с фитилём, наполненный маслом. Лампады тоже "теплят" (зажигают) перед образами. Фактическая неточность. И, кстати... Во времена, когда храмы были разрушены или, в лучшем случае, превращены в зернохранилища, иметь дома иконы, церковные свечи и лампады было "чревато". Опять же, я не знаю подробностей, не знаю, как жила Ваша семья… сужу по тому, что знаю от своих старших родственников.

Всегда с удовольствием читаю Ваши стихи. Спасибо.
15/06/2019 14:55
Олег, Насчёт церквей - не знаю, как где, но, например в Брянске, где мне довелось жить с 1944 (почти сразу после его освобождения) по 1947 год, церковь была в целости и сохранности, подворье попа было самое добротное в нашем районе частных домов на тогдашней окраине города (практически - деревне без электричества, водопровода и канализации, воду брали из колонки на улице за 300 м от дома). И икона Богородицы у бабушки в углу висела и лампадка под ней теплилась. Конопляным маслом заправлялась. Никто нас за это не преследовал.
И вот ещё какое интересное свойство человека я обнаружил: он "привыкает" к опасности. Вернее чувство страха притупляется, или скорее блокируется. Я пережил оккупацию в Козельске, фронт через нас прокатился туда и обратно, а потом ещё продолжались ежедневные бомбёжки города немцами. Так я не помню, чтобы народ особо паниковал, при "пиковых" ситуациях принимали доступные привычные меры безопасности, а при затишье вели себя как обычно, даже шутили, а мы, дети, играли. Порой с настоящим оружием, что иногда кончалось печально.
15/06/2019 15:32
Геннадий, уважаю Ваш жизненный опыт, но насчёт церквей не соглашусь.
В родном городе, где я сейчас проживаю, до революции было три храма: один был взорван (на его месте установлен памятник Ленину), второй переоборудован под текстильную фабрику, третий превращён в клуб, затем в кинотеатр. Часовня на выезде в Москву до горбачёвской перестройки выполняла функции трансформаторной будки. (Слава Богу, почти всё сейчас восстановлено). В некоторых близлежащих сёлах храмы сохранились, но это было редкое исключение из общих правил. Что касается конкретно стихотворения, то в страдную пору (летом), когда дети вкалывали на полях наравне со взрослыми (а в сёлах остались бабы и инвалиды), беззаботно плескаться в водичке и сообщать об этом в письме на фронт было как-то неуважительно к тому, что творилось в каждой семье: похоронки, слёзы и каторжный колхозный труд.
Вы высказали своё мнение, я высказал своё.
Удачи!
15/06/2019 16:03
Рассказываю по воспоминаниям папы…
Мой отец родился в д. Барышиха Чкаловского р-на рядом с селом Пурех. Недалеко от Горьковского водохранилища и Волги. Когда его отец (мой дед) ушёл на фронт в семье было пять детей – Борис(кстати у отца двойное имя. Борис по православию, по паспорту – Роберт), Валя, Римма, Аля, Саша. Отцу было почти десять, Саше - меньше года. Сохранилась послевоенная фотография семьи. До войны они не бедствовали. Дед занимался торговым и ремесленным промыслом. И он и отец впоследствии были краснодеревщиками. Делали мебель. Было крепким хозяйство – дом, лошадь, корова. Табак сеяли свой. Поэтому послать кисет – ничего сверхъестественного.
Бегали ли купаться летом. Не знаю. А почему нет. До реки Колесёнки 400 м. под гору. Думаю, что да.
Церковь в селе Пурех закрыли в 1935 году, но дома в каждой семье были иконы. И конечно, женщины молились. У меня аж от прабабки лежит ценная библия. С лампадкой – перемудрила. Признаю. Поправлю.
Не думаю, что баба Клава стала бы жаловаться мужу, о том, как всё плохо. На фронте им тоже было несладко. (Три родных брата Сергей, Леонид и Николай ушли на фронт. Леонид и Сергей вернулись инвалидами. Николай не вернулся. )
Но дедушка в письмах никогда не сетовал на фронтовое житьё. Думаю, именно порадовать мужа письмом – это и была основная цель переписки.
А самолёты над Волгой и Окой летали. И рвы оборонные копали женщины по всему Чкаловскому району.
Сумбурно ответила, Извините. Так нахлынуло.
15/06/2019 17:38
Я не знаю, может, везде было по-разному. Моя мама, отец, дяди рассказывали про страшный голод, как ели лебеду и не знали, что такое сахар, не говоря о конфетах. Весной, летом, осенью, от зари до зари - на огороде, чтобы выжить зимой.
15/06/2019 19:17
Конечно по-разному. И у нас в семье мамы жили очень бедно. Перебивались травяными лепёшками и пирожками с черёмухой. Про неё я тоже писала в стихотворении "Волосы". Там ситуация была немного другая.
15/06/2019 19:48
Наталья, добрый вечер.
Не хочу подвергать сомнению Ваши слова, скажу лишь то, что знаю о том времени (не из собственного опыта, разумеется).
К началу войны русская деревня была подкошена коллективизацией. Самые крепкие, зажиточные, жизнеспособные семьи были раскулачены и отправлены в Сибирь. На оставшихся легла почти непосильная колхозная тягота. Личный скот становился достоянием колхоза, то есть "коллективной собственностью". Да и прокормить корову и лошадь было нечем: всё зерно, весь укос шли в закрома Родины. Удои, соответственно, тоже. Приусадебное хозяйство было, но времени на него не оставалось: с утра до ночи - на колхозном поле. Паспортов не было. Работали за трудодни. Чем отоваришься в сельпо - тем и отоваришься. Мыло, спички, соль, свечи в войну в деревнях были дефицитом - "всё для фронта, всё для победы". Про "Закон о колосках" Вы, разумеется, знаете - малолетки шли по этапу в лагеря за сорванные на поле случайно не скошенные колоски. Питаться лебедой и жмыхом в войну в деревнях было делом привычным. Усугублялось всё тем, что все работоспособные мужчины отправились на фронт. В сёлах остались женщины, старики и дети. А суточную норму никто не отменял, совсем наоборот, по условиям военного времени она выросла. Какой уж тут сад-огород? Да и грибы с ягодами ночью не пособираешь. К тому же - карточная система... Жили впроголодь.
К нательным крестикам и иконам в сёлах относились лояльнее, чем в городах («отсталые слои населения», что поделать), но затрагивать религиозные темы в письмах на фронт было чревато (как бы бойца не подставить!) Смекалистые "деревенские", уверен, это понимали (в отличие от городских интеллигентов, да простит меня А.И.Солженицын).
Насчёт отпуска по ранению - не знаю, не знаю... Судя по "окским просторам" - это российская глубинка, разгар войны: залатали, подлечили - и в бой!
Отхожие промыслы были вполне реальны для поры НЭПа, но в 30-е - очень сомневаюсь. Колхозники при Сталине жили на положении рабов. Странно, что с лошадью и коровой Вашу семью элементарно не раскулачили.
Насчёт пирожков с черёмухой... Опять же, не знаю. Чтобы испечь пирожок, нужна мука. Откуда? Свою пайку по карточке дал бы Бог получить. А сельпо закроется раньше, чем работа на стане закончится… Вот и думай тут, как…
Если бы то, что Вы рассказали, Наталья, я услышал от другого человека, подумал бы: ребёнку не хотели калечить психику. Допустил бы ещё мысль, что семья жила на оккупированной территории – для старосты или полицая вполне такой «уютненький» быт.
Рвы копали по всей европейской России. Фугасы-«зажигалки» с крыш сбрасывали. Сеяли, пахали и жали. Дни и ночи стояли у мартеновских печей. Выполняли и перевыполняли. Бойцы дрались на фронте за победу, захлёбываясь кровью. Военное время – не тема для пасторалей, уж извините.

С уважением, Олег
15/06/2019 23:33
Олег, когда я писала этот стих на конкурс, то меня поддержали все участники, и сказали, что это одно из самых реалистичных писем. Без нытья. Не зря же стих занял призовое место. И зачем мне врать? Я понимаю, что Вы привыкли искать какой-то неправильный смысл во всём. А это просто стихи о любви. Да, до нас не дошли бои. Вам хотелось, чтобы я привирала в своих стихах? Но их читают мои бывшие односельчане. Спасибо.
16/06/2019 07:36
Наталья, никаких претензий к Вам, упаси бог!
Непроизвольно заострил внимание на творческой стороне.
Между тем, творческий подход - это отражение личностного восприятия действительности, вИдение мира через призму собственных мыслей и ощущений, зачатую даже отражение мимолётных душевных порывов и настроения...
Я, например, равно восхищаюсь полотнами гениев Ренессанса и картинами Шагала, пытаюсь уловить смысл загадочных абстракций и шедевров супрематизма...
Так что Ваш подход мне близок и понятен.
Просто мы подошли к Вашему произведению с различных сторон, что и радует - творчество нуждается в обсуждении.
Надеюсь, не огорчил Вас.

С уважением, Олег
16/06/2019 08:36
Извините, опечатка: Непроизвольно заострил внимание на фактической стороне...
16/06/2019 08:39
Наташа, сколь писем написано на фронт и не получены. В тылу народ страдал от неизвестности. Мой дедуля и отец воевали, а семьи ждали их возвращение. Твоё повествование очень живо отразило именно то тягостное переживание. Спасибо.
С уважением Ольга Хейлик
21/05/2019 18:02
Олечка, милая! Спасибо! Рада тебе.

С теплом, Наташа.
22/05/2019 21:34
Наташенька!
Мирное время, мирное письмо, а за ним - -война и грусть.
Грустные воспоминания...
Римма.


18/05/2019 20:57
Римма! Спасибо Вам за добрые слова. Спасибо, что заходите.

С уважением, Наташа.
20/05/2019 17:47
Тронуло Ваше письмо Наташа. Сколько трагедии принесла война.
09/05/2019 08:22
Это правда Алла. Ни одну семью не обошло несчастье. Редко, кто не потерял родственников в той страшной мясорубке.

С уважением, Наталья.
12/05/2019 16:07
жизненно написала. верится. удачи, Наташа.
а что за конкурс?
08/05/2019 21:16
Спасибо, Володя! Рада Вам! Написала, что знала о семье отца. А конкурс называется "Фронтовые письма" на Единомышьленниках -https://www.stihi.ru/2019/05/07/8047
Уже прошёл. Завтра результаты будут.
08/05/2019 21:52
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи