ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

ПАНТЕОН ВЛАДИМИРА. ВВЕДЕНИЕ (1).

Автор:
Жанр:
ПАНТЕОН БОГОВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.
МАКОШЬ.

Культ Макоши возник 40 – 30 тыс. лет назад, еще до строительства великих египетских пирамид, и прошёл сквозь тысячелетия.В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Ее олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни. Палеолити-ческие скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены они и во многих палеолитичес-ких стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). В России в местечках Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), особо знамениты Костёнки, Авдеево (Курская область) и др. Налицо особая концентрация палео-литических статуэток в центральной части России. В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. лет до н.э. (Кос-тёнки XIV).
Вот, что писал Д. Шеппинг (1849) о Макоше, который также не определяет пол этого божества:

«О Мокоше, или Мокошле известно только, что кумир его находился в Киеве, но какое это божество, определить трудно. Вацерад называет его богом дождя; Коллар же описывает его получеловеком, полурыбою, что дает некоторое сходство с чудом морским; в позднейшее же время обоготворяли его в значении бога дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. В христианстве это перенесено на пророка Илью, которого называют мокрым».

Таким образом, в 19 в. Макошь представлялась мужчиной и сближалась со всем мокрым, при этом использовались источники последнего тысячелетия. Однако, постепенно Макошь сближалась с женским подобием и приобретала все более черты земных женщин. Макошь - женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встре-чаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки.
Maкoшь стала единственным женским Божеством древнерусского до-христианского пантеона князя Владимира. Идол Maкoши стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Maкoшь замыкает список богов Киевской Руси. Образ и время появления этой славянской богини, связано, прежде всего, с иудо-христианским письменным источником - «Повести временных лет» (начало 12 в.), - в котором около 980 г. находим Макошь в составе так называемого пантеона Владимира. Общеизвестный текст 980 г. гласит:

«И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажъбога, и Стрибога, и Съмаръгла, и Мокошъ».

Макошь поставлена здесь в самом конце перечня, после священной собаки Симаргла.
Но это только в тексте, сам же пантеон идолов состоял из пяти представителей мужских божеств. Собака Симаргла с крыльями и лапами с соколинными когтями символизировала собой другую реальность, о чем будет рассказано ниже. Однако, рядом с пантеоном, в низине, стоял идол бога Волоса, который так-же незримо входил в перечень богов. Но начнем рассмотрение богов пантеона с последней - Богини Макошь, так как именно она является центральным звеном всей компо-зиции, основанием всей сакральной тайны.

Мокошь (Макошь) - богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Влади-миром киевском капище, наравне с идолами других богов.

При перечислении богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, который начинается с бога Перуна. Мокошь считали богиней смоленского княжества. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.
В поучениях против язычества XII—XIV вв. мы видим определенную систему в перечнях языческих богов. Макошь иногда примыкает к списку летописных богов (Перун, Хорс и др.), но чаще всего ее имя оказывается в соседстве с вилами-русалками и собакой Симарглом, что составляет определенный комплекс аграрно-магических представлений, так как Симаргл был связан с семенами и всходами, а русалки - с орошением полей, туманом (росой) и дождем.
Надо полагать, что соседство имен в текстах поучений не случайно, а вполне осмысленно. Наиболее устойчиво соседство Макоши с вилами-русалками. Однако, уравнивать богиню с ними нельзя, так как Макошь всегда пишется в единственном числе, а вилы всегда во множественном, подобно тому, как с одним Родом связаны несколько рожаниц. Вилы - это русалки, души умерших женщин, берегини, вероятно, то же самое, что упыри, несомненно покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, или живая, но обитающая в воде, чем на суше. То есть имя Макошь опять этимологизируется от слова «мокрый» и сбли-жается с русалками. Когда была длительная большая засуха, то кроме двух рушников на кресто-вине (плечах) Столба Мокоти с женской фигурой, поднявшей руки к небу, в хоровод включались мужики с вилами, поднятыми вверх зубцами через 4-6 девушек. Таким образом, хоровод теперь выглядел иначе - не сцепленное кольцо, а разрозненное, где девушки периодически, через не-сколько шагов кружились парами, как в белорусской лявонихе, после чего продолжали движение. Хоровод двигался по часовой стрелке. В случае хоровода для прекращения дождей, хоровод дви-гался против часовой стрелки, как и в индийской мифологии. Вилы с тремя зубьями повторяли по форме фигуру женщины (Мокоти) с поднятыми вверх руками. В руках, в этом случае, ничего не было. В определенных случаях, на центральный зуб нанизывалось цельное сморщенное сухое яблоко, символизируя иссушенность плодородной почвы. В летописях же есть очень интересное упоминание о том, что крестьяне «тайно молятся вилам». Но почему, откуда этот страх?




Читатели (66) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи