(Опыт коллективного творчества в школе) Коллективное сочинение в стихах - классный жанр. Классный - не только предназначенный для использования в классе, но и наиболее эффективный. Вместе ребята быстрее исправляют стилистические погрешности, находят орфографические ошибки. Коллективное творчество вдохновляет даже слабых учеников, активность которых на уроке обычно оставляет желать лучшего. А в данном случае они тоже стараются вставить в стихотворение свою строку.
Технология работы такая: один ученик записывает на доске одобренные его товарищами и мною строки. Запись мелом позволяет вносить улучшения в текст. Окончательный вариант учащиеся списывают с доски в тетрадь. Мои наблюдения над процессом работы подтверждают: одна голова - хороша, две - еще лучше. А если много голов? Намного лучше! В прошлом году наша школа отмечала девяностолетие со дня основания. Я предложил шестиклассникам и семиклассникам написать коллективное сочинение на тему «Наша школа». В обоих классах опыт коллективного творчества был первым. Вот стихотворение, написанное шестиклассниками:
В нашей школе юбилей: Ей девяносто лет. Мы поздравляем учителей, Лучше которых нет. Приглашаем их на концерт, Будем петь, танцевать, Веселиться, улыбаться, Учеников всех развлекать.
Добрые слова в адрес своей школы отыскали и семиклассники. Наверное, именно стремление учащихся сказать эти слова помогло найти нужные для торжественной даты эпитеты.
Любимая наша школа, Школа - это наш дом. Нам нравится в ней учиться В краю благодатном, лесном. Сегодня в нарядной школе Отмечаем мы юбилей, От души поздравляем Одноклассников, учителей. Мы нарядили школу, Разукрасили в яркий цвет - Общий праздник будет в школе. Лучше школы нашей нет.
Стихотворение семиклассников больше по объему, но чувства в нем выражены схожие: благодарность школе и учителям. Есть еще одно обстоятельство, роднящее оба стихотворения, - отсутствие в них единого стихотворного размера. Чувства учащихся оказались сильнее законов стихосложения. В обычном школьном сочинении ученикам было бы труднее выразить охвативший их энтузиазм. Стихотворная строка более гибкая. Показательны строки, сочиненные учащимися к новогоднему празднику. В них уже ощутим определенный опыт коллективного творчества. И у шестиклассников, и у семиклассников стихи получились более гармоничными, чем на тему школьного юбилея. Вот коллективное сочинение учеников шестого класса:
Новый год! Новый год! Счастье новое несет. Новый год! Новый год! Дружно водим хоровод. Хоровод, хоровод Пляшет с нами и поет. Блестят на елке огоньки, Висят красивые игрушки, И разноцветны, и легки Шары большие и хлопушки. Мы любим праздник - Новый год! Пусть каждый радость в нем найдет!
Стихотворный размер тоже неустойчив, но зато это произведение коллективного творчества оказалось более образным. Аналогичная подвижка наблюдалась и у семиклассников.
Наступает Новый год. Мы нарядим нашу елку, Разукрасим в яркий цвет, Но от елки мало толку, Коль Мороза Деда нет. Появляется Мороз, Что подарки нам принес. Возле елки чистота, А под елкой - красота. Ведь на ней висят игрушки, Новогодние хлопушки, Разноцветный серпантин, Что сияет не один, Рядом с дождиком блестит, Развлекает, веселит.
Здесь помимо образности более четко проявлен хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Естественно внимание ребят к Деду Морозу и елке. Таковы главные приметы праздника. При коллективном творчестве общие приметы оказываются, как правило, в центре внимания. Но бывают и исключения. Шестиклассники коллективно сочинили стихотворение о котенке.
Мой котенок и пушист, и красив, Но немножко он бывает ленив. Мой котенок любит пить молоко, А за ним ему ходить далеко. Молока котенку я принесу, Он попьет и исчезнет в лесу. Он веселый и шустрый такой, Поиграет и вернется домой.
В этом стихотворении заметны индивидуальные черты авторов. Не случайно первая же строка начинается со слова «мой». Во многих семьях есть котята, причем такие, с которыми любят играть. Отсюда и начало стихотворения. А есть и общие приметы, например: «котенок любит пить молоко». Стихотворение короткое, ребята охотно рассказывали его наизусть. Понравилось шестиклассникам и стихотворение «Мамин день», тоже сочиненное коллективно.
Мамин день - прекрасный день! Нам цветы дарить не лень. Рано утром на рассвете Мы подарим им букеты. Улыбнутся мамы нам Радостной улыбкой В этот день весенний, Солнечный и зыбкий.
Подобным настроением пронизаны и сочиненные вместе строки семиклассников:
Наступает женский праздник, Поздравляем наших мам. Мы подарим вам подарки, Пожелаем счастья вам.
Основной итог коллективного творчества на уроке - чувство локтя, взаимовыручка, убежденность в том, что все вместе мы сильней, чем один. Воспитательная, образовательная и познавательная цели оказываются на таком уроке «в связке», а это большое преимущество. Коллективное творчество позволяет глубже осмыслить значение наших праздников и радости будничной жизни.
Дмитрий ГАВРИЛЕНКО
(Первая публикация: "Учительская Газета", N30 от 27 июля, М.2004).
|