Предварение: К Рождеству Христову с радостью от Феофила
"Сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную Да сия Тебе принесу, яко приятную жертву едине Спасе" [Канон Великий преподобного Андрея Критского. Четверг 1-ой седмицы. Песнь 9]
* * *
Жизнь наша – Малая Трава И Тыща Лет как День Вчерашний [1] Счисляем Дни свои напрасно: Их беззаконий грех всегдашний Виждь в Свете Твоего Лица. [2]
Лишь Ты, Единый, без греха Помилуй мя! Помилуй мя!
Зришь Тайну Сердца моего Души безумные глаголы [3]: Лукавых мыслей злая тля. Сих, величались [4], вопия: "Господь, благодарю Тебя" [5].
Лишь Ты, Единый без греха, Помилуй мя, очисти мя!
* * *
Когда ж уйду в Тот Дальний Путь, Что не измерить Смертной Мерой? Забывши вся, вдруг Сном уснуть – [6] Вот грешной жизни злая суть, Целимая лишь Правдой Веры, –
Но Ты, Единый Без греха, Помилуй мя! Помилуй мя!
Несть счастья в этой жизни… Зря Душе метешься, беспокоясь Во мраке Суетного Дня [7]… Давно горит твоя Свеча, Уже горит пред аналоем [8]
Но Ты, Единый Без греха, Помилуй мя! Помилуй мя!
* * *
Ов убо [9] тайное сложил Пред Светом Лице Твоего [10] Да на рабах Твоих явил Сокрытый смысл Предвечного: Святая заповедь сия:
"Любите ближнего своя!" [11] Господь, Бог мой, помилуй мя!
Отрину всякую вражду, И Миром Сердце обустрою. Уста в смирении сложу – Се слов молитву пролию Тебе открытою душою.
Да не презри рабы Твоя. Помилуй мя! Помилуй мя!
* * *
О чем еще постра́жду [12] я В томлении духа моего? Се Правдой Слова Твоего Виждь [13] Сердце сокрушенное. Смирись, смирись, душе моя!
Лишь Ты, Единый, без греха, Вземли мой грех, помилуй мя!
Взойду за Правдою Твоей В путь сердца сокрушенного. Се в сени крилу [14] рук Твоих – Любовь Превознесенная. [15] Не упокой души моя:
Подаждь мне не забыть Тебя. Помилуй мя! Помилуй мя!
16.11. 2014 – 06.12. 2014
Г.Х.
----------------- [1] "… Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи. Ты [как] наводнением уносишь их; они - [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает" [Пс.89:5-6]. [2] "… Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего". "… Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое" [Пс.89:8,12]. [3] Канон Великий преподобного Андрея Критского. – М.: Изд-во "Артос-Медиа", 2006. – Песнь 9. – С.113. [4] Здесь букв. – "превозносили себя", "возвеличивали себя". [5]"Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы". [Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: "Будь милостив ко мне"; другая: "Помилуй меня"; а последний тщеславно возглашал: "Боже, благодарю Тебя…" и прочие безумные речи]. Здесь "убо" – итак, впрочем, следовательно; реже – истинно. (Лк. 7, 46-47; 18, 14) [6] "Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" [Иов.14:11-12] [7] Суета [древнеевр. – בֶלהֶ hebel или בֶלהֶ habel; древнегреч. μάταιος mataios] – деятельное безверие, тщетная забота о себе и преходящих вещах мира, которая никогда не успокаивается, потому что никогда не достигает того, чего она хочет. Имя Авель בֶלהֶ Hebel] также может быть переведено как пустота или пустое беспокойство, подобное ветру. [8] Аналой (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον – подставка для книг) – в православной церкви столик, на котором во время службы располагаются богослужебные книги. [9] Здесь "ов убо" - (церковно-славян.) – "итак, он" [10] "… Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего" [Пс.89:8]. [11] Верно кто-то сказал: "У познавшего безусловную любовь – нет врагов", у него все – ближние. Как нет врагов и у Бога. [12] Страда́ти (стра́жду), пострада́ти (постра́жду) [церковно-сл.]: Терпеть мучение (греч. πάσχω): "но а́ще добро́ творя́ще и стра́ждуще терпите́, сие́ уго́дно пред Бо́гом" – но если вы терпите, делая добро и страдая, это угодно Богу [1 Пет. 2:20]; "я́ко вам дарова́ся, е́же о Христе́, не то́кмо е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти" - ибо вам даровано, ради Христа, не только в Него веровать, но и страдать за Него [Флп. 1:29]. [13] Здесь "виждь" (церковно-славян.) – "взирай", "смотри", "зри". [14] Здесь "в сени крилу" (церковно-славян.) – "в тени крыльев", т.е. преносн. – под покровом (защитой). [15] И "теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" [1Кор.13:13].
|