Марина Андриевская - Чистова Марина Михайловна Москва
Откуда-то издалека стекаются года и образуют медленную реку. То я – река или волна одна, что силою потока увлечена?..
Этот вопрос в стихах – из моей юности. Люди пытаются понять мир и себя в этом мире, поэтому, наверное, и пишут стихи. Рисуют картины, сочиняют музыку... Творчество в любых проявлениях с незапамятных времён – это попытка иррационального познания, прикосновение к Творению, желание повторить Мир или создать свой... Я профессиональный музыкант: играю, преподаю, пишу статьи, пишу музыку. Мои первые музыкальные опусы появились в 3 года, интерес к слову пришёл позже, но тоже из детства. В юности писала много стихов и прозу, потом жизнь закрутила, и сейчас пишу крайне редко. Публиковаться и участвовать в конкурсах не планировала, т.к. свои литературные опыты не считаю достойными. Литература и музыка в нашей семье были всегда рядом, и творческое начало мне передалось по наследству, в частности, мой отец – композитор и поэт. И младший сын, который тоже профессионально занимается музыкой, с раннего детства пишет прозу и пока не знает, какой выберет путь в искусстве. Я стараюсь поддержать и развить в нём оба начала, знаю по себе, что творчество вносит в нашу жизнь особый смысл. Впрочем, к поэзии, как и к музыке, несмотря на то, что она является моей профессией, я отношусь спокойно. Но с непреходящим чувством восторга и трепета отношусь к Миру, в котором мы живём, который и есть самое прекрасное в своём удивительном несовершенстве Произведение. И поёт душа, и летит, и тревожат звуки, и требуют воплощения в новых формах, отображая несовершенство мира и его вечное движение к идеалу... И да здравствует Творчество, как драгоценный дар и самое большое счастье!
Публикации:
интернет-журнал «Костёр» интернет-журнал «Придумай сказку» журнал «Страна Озарение» №36 Антология Озарения - юбилейный выпуск 2010г. Коллективный сборник "От имени Любви" 2010г. Статьи: в журнале «Воспитание детей и молодёжи» 2008г., а также в московских музыкальных газетах и журналах.
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Безмолвный хор над спящею Мадонной: руки вознеслись органом, птицы белые парят неслышно, и свет над Ней немеркнущий и чистый.
Безмолвный хор звучит молчаньем, ложе чистотой белеет, трепетное ожиданье колышет воздух.
Тело распростёртое застыло в забытьи. Ей снится что-то чудное: неведомые дали, таинственные голоса и приближенье чего-то ослепительного, и страстно тянется к нему Она!
Безмолвный хор пришёл в движенье: затрепетали руки, заметались птицы, разноголосое звучанье наполнило пространство.
Всё пронизанное светом тело напряглось в невидимом стремленье подняться в сияющую высоту, но жажда подчиненья мучительно томит и требует слиянья телом и душой с могучей чьей-то волей.
Надвое разбита, силится почувствовать, понять смысл ускользающий, соединить в себе то и другое в немыслимом одном. И вся Она погружена в святое действо, точно в бред.
И будто нити протянулись между Ней и небом, поют, колышутся, играя бликами, и от вибрации дрожа, от натяженья вот-вот порвутся!
О, озаренье!.. Нет... И стон Её, сорвавшись с губ, был подхвачен хором и разнёсся эхом...
... В хаосе священном сферы, бездны – бурлят, кипят, нетерпеливо требуют свершенья; бьют птицы крыльями, и свет всё ярче, жгуче, ближе...
И словно перед ней завеса спала: прояснился напряжённый лик сознанием высокого значенья, и вот, в последний раз, вся собралась и, натянувшись тетивою, – рванулась!
И покачнулось небо, вихри звуков и лучей взлетели, рассыпаясь, зажглись созвездья, и зазвучали голоса хоров могучих, поющих гимны сотворенью Мира.
Но, не услышав аллилуйи той, Мадонна с детскою улыбкой на губах забылась сном без сновидений.
(1981)
***
Прости мне, Боже, я хочу греха! С пожаром в сердце, с вихрем в голове, под дикий исступлённый ритм! Прости, что этим своим желаньем уже я согрешила! Но там, на лучезарных небесах, где в спектре красок тёмных нет, где громы аллилуйей раздаются, там не понять того, что самое божественное наслажденье – безрассудство! А не поняв, – простить нельзя.
В аду поймут? Но что в раю греховно – свято там, и в жаре адовых костров не каются, – вопят! Да что мне грех без покаянья?!
Я не пойду ни в рай, ни в ад, останусь, где была всегда. И в этой безграничной пустоте, – ничьей! – одна, без судей, легко парю и падаю, устраиваю фейерверки и безумства и праведных пускаю белых голубей!
(1980)
* * *
То было раннею весной Ф.Тютчев
Там бор серебряный был в серой дымке, как во сне... Пустые дачи, незакрытые калитки – всё веяло забытым чем-то...
Там ещё река была... И серая размытая дорога средь голых сосен и берёз вела к обрыву. И шёл старик по ней – чудак!
Теперь я знаю: он шёл к реке.
Она застыла без движенья огромным зеркалом, немного мутным; и тайной было её скрытое стремленье откуда-то – куда-то...
И бесконечным куполом повисла тишина, лишь птичьи голоса звучали странно так, как будто бы в пустом огромном зале.
Всё дымчато, всё сон...
И было легко дыханье мира спящего, как у ребёнка перед пробужденьем.
(1980)
ULTIMA THULE
Кажется, кажется, тянется, движется мерное, жаркое время колышется, долгое, вязкое, тяжкое, жгучее; мучает Бездна, наполненная ожиданием, будто подвергнута я испытанию: «Выдержит, выдержит?» Вздохи и вопли слышатся, чудятся и наступают всё ближе, ближе... Думаю, чувствую, мысли и боли – всё собралось и в клубок напряженья зажалось усилием воли. То – отступает, редеет и дышит поодаль. Слышу звук капель размеренный, чёткий: меряют силы жизни, ждут, когда выйдет срок терпенья, гадают: «Выдержит, выдержит?» Будто перебирают чётки, будто это игра такая: в наши души играют. А сколько на эту ставить, на душу мою не покоряемую, – не знают. Держат за руки, воздух тягучий жжёт, давит, – тесно! Иисусов уксус не дарят, – цедят! Но звучит в голове моей, как солнце тяжёлой, горячей, маячит сквозь пелену муки, бьётся, дрожа, звенит единственный стойкий ритм: выдержать! выдержать! выдержать!
Портрет с натуры или Мужской взгляд
Женщина повернула голову, и стало ясно, что она думает не о Вас, и смотрит не в сторону Вашего самолюбия.
Но Вы успели увидеть, что в её лице, а точнее, в профиле, запечатлена некая форма, образ которой понравился Природе, создающей различные формы, но иногда повторяющей подобную этой, видимо, нужную для передачи какой-то тайны, не ведомой Вам.
Когда Женщина повернула голову, Вы также успели почувствовать, что Её мысли не с Вами, и не к Вам Её устремления, а куда-то далеко, а может близко, и может быть Она сама даже не знает: ведь Женщина просто молча повернула голову. Но Вы успели заметить в уголках Её глаз целую бездну какой-то силы и страсти, грозящей гибелью Вашему самолюбию. И, испугавшись, осторожно стали подыскивать какую-нибудь оправдательную философию для себя и Женщины, повернувшей голову. Но вместо этого неожиданно поняли, что такое Достоинство и Терпение. А все вдруг вспомнили слово Ave.
И, не зная, как объяснить это, но желая объясниться с непонятной для Вас, но такой знакомой земной Женщиной, которая повернула голову, Вы смогли угадать очевидное, хотя это не было свойственно Вам раньше, смогли угадать точно её имя; и, с появившейся откуда-то внезапной лёгкостью, наполнившей Вашу душу счастьем и радостью, Вы сказали Ей:
«Здравствуй, Мария!»
(2003)
***
Я не сошла с ума, всеобщих ожиданий я не оправдала. моя душа – из тонкого металла, с своей бедою справилась сама.
Я не сошла с ума, что было бы, конечно, просто для женщины столь небольшого роста жить, не имея горя от ума.
А за окном – беспечная весна, раскачиваясь в проводах, запела... Но мне до этого нет дела: я снова научиться жить должна.
И сознавать себя живущей, и вновь надеяться на день грядущий, – а это тяжело, как после долгой комы учиться жить, не выходя из дома.
... А через год, когда весна опять мне птичьим хором примется в окно кричать, я вместе с нею запою сама, а может быть... сойду с ума.
(2003)
СЫНУ
Вина у меня одна: будь ласточкой, – улетела б! Но птица оцепенела – такая вокруг тишина!
В глазах вопрос и тоска, а я не могу сказать. Осталось лишь жизнь отдать – гори, моя искорка!
Ты помнишь, с тобой читали, что где-то другие дали, мы вместе о них мечтали, глядя в голубую даль.
Там след в небесах блестящий, а вслед ему звук щемящий, как птица счастья манящая, – летящая в небе сталь!
Мне с детства пели все звуки, и волны бежали в руки, и звёзды светили в глаза... Я столько хотела сказать!
Но все чудеса Вселенной, от страстного Слова рожденной, восстали в единый миг – твоего рождения крик!
Я птицей тебе спою последнюю песнь свою. Обидеть тебя не хочу, и всё-таки – улечу! (2009)
МУЗЫКА
Когда-то там, космической зимой .............или весной, – то Бог лишь знал, – родился Ангел, и на ангельской своей струне одной божественное что-то заиграл.
И замерло движенье на мгновенье во всей Вселенной в восхищеньи: всё, что Творца Твореньем .........................................назвалось. И звуком Слово отозвалось...
Но в бесконечность унеслось крылатое чудесное дитя, в полёте словно бы шутя, настроив Мирозданье...
С тех пор звучит божественное Зданье: всё, что Создателя Созданьем .........................................назовётся. Но в избранных лишь душах отзовётся. а струн их воплощённое звучанье Музыкой среди людей зовётся.
Я – избранная только тем, что мне дано послушать. Но велик соблазн чудесных струн коснуться: почудится, как ангельские крылья всколыхнутся, покажется, что зазвучало слово, и музыкою стало новой... Но возмутятся избранные души!
За дерзость я прошу прощенья: то просто жажда приобщенья.
И я клянусь себе опять, что не посмею на чужой струне играть и больше не скажу ни слова.
Я просто буду слушать снова... (2002)
|