ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Добавить сообщение

От Anjey на: Стих банальных, зат...  
 В*(Владимир, Виктор, Вячеслав) - уточните, ладно?
Я довольно давно занимаюсь теорией стихосложения. Учусь понемногу. Но не могу сказать, что знаю её хорошо, хотя понял довольно много. Это как знаете, хозяин говорит о своей собаке:"Ну всё понимает, только сказать не может..." :-)))))))

Это к тому, что лучше чем уже сказано хорошими, умными и знающими поэтами и критиками о глагольных и избитых рифмах, я всё равно не смогу сказать, поэтому я приведу выдержку из одной статьи на эту тему человека, с которым я полностью согласен:

В первую очередь необходимо упомянуть о тех рифмах, которые нынче не следует употреблять, и по которым читателем начинающий поэт легко отличается от опытного литератора.

Но как же все-таки научиться писать Хорошие Стихи начинающему автору? Итак, мы уже определились, что хорошие стихи должны иметь не только хорошее содержание, но и правильную форму. Поэтому в этой статье мне хотелось бы обратить ваше внимание на рифмы, так как большинство начинающих поэтов чаще всего задумываются об этом в последнюю очередь. А ведь рифма – это самое живописное обрамление стихотворения, самый характерный атрибут классической поэзии. Это своеобразный довершающий штрих поэтической мысли, который подчеркивает границу между стихами и собственно связывает строки в строфы. Тот же Маяковский писал: "Без рифмы стих расплывается". Безусловно. Ведь именно рифма придает легкость в восприятии и понимании стихов. Благодаря ей неискушенный читатель зачастую находит в поэзии поэзию.

1. Во-первых, избегайте «глагольных рифм»(жить-любить-забыть-убить и т.д.). Эти рифмы в русском языке самые простые из всех возможных, так как их подбор практически не предполагает авторского труда. Они облегчают восприятие стихотворения в общем, но новой оригинальной созвучности не несут. Хотя, примеры таких рифм и у классиков имеются. Но, на то они и классики.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет...
(А.С.Пушкин)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
(В.А Жуковский)

Дело в том, что по этим пресловутым «глагольным рифмам» запросто можно отличить плохого поэта от хорошего. И как бы вы тут на Пушкина не ссылались – времена нынче не те. Тем не менее, иногда намеренное использование таких рифм допускается, особенно в качестве какой-либо стилизации стиха, пародии или еще каких-либо причин. Главное – ощущать баланс «хороших» и «плохих» рифм в произведении.

2. Во-вторых, не стоит использовать так называемые «банальные рифмы», как это ни банально звучит. Речь идет об определенном круге избитых тривиальных рифм, через который проходит почти каждый начинающий поэт: «любовь-кровь-вновь», «слёзы-морозы», «счастье-ненастье», «мне-тебе-себе» и многое другое. Хотя, опять же у классиков есть примеры:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А.С.Пушкин)

Но, так как рифмы эти чересчур просты, и неоднократно использовались всеми, среди поэтов существует негласное правило, что это тоже «плохие» рифмы. А потому остерегайтесь их использовать в своих хороших стихах. В идеале у хорошего поэта должны встречаться такие оригинальные рифмы, которые нет ни в одном словаре рифм.

3. И еще один важный момент. Кроме глагольных и банальных рифм, следует аккуратнее использовать «неточные» и «приблизительные» рифмы. Теоретически, неточная рифма - это когда не совпадают отдельные согласные звуки, а приблизительная – когда не совпадают гласные звуки. Наиболее широкое распространение среди неточных рифм имеют так называемые «ассонансы». Кроме того, часто встречаются и варианты, когда не совпадает ни гласная, ни согласная:

Поиграй, милый, в тальянку,
Я люблю твою игру,
Изломаешь беломехую,
Так новую куплю.
(частушка)

Умело использовать в хорошем стихе приблизительные рифмы довольно сложно. Поэтому начинающему поэту лучше все-таки от них воздерживаться и подыскивать более точные рифмы, с совпадением гласных и согласных звуков в окончаниях. В противном случае, это будет расцениваться критиками, как отступление от определенных правил. Но, как уже говорилось выше, иногда поэты отходят от подобных правил, изобретая нечто самобытное, оригинальное, однако это под силу лишь профессиональному, сформировавшемуся автору.

Римма Малова,
Главный редактор издательства "Литкон-Пресс".

 28/04/2008 12:14
Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 
Современная литература - стихи