Как над Волховом, быстрой реченькой, Пролетали две птицы-горлицы. Птицы горлицы сизокрылые, Голубок со своею голубкою.
А лететь то они притомилися, Да уселись на бел-горюч камушек. А как сели на камень те горлицы, Так и сказки сказывать начали.
А и первую сказку горлицы Рассказали про добра молодца, Ладимиром его звали – кликали Отец с матушкой да сотоварищи.
Ой, да ладен был Ладимирушка, В молодых плечах косой саженью, По челу его кудри вилися Как лиха волна Ильмень – озера.
А жила тогда в Новогороде Красна девица – раскрасавица, И была она краше Солнышка, Звали девку ту Ярославою.
И едва лишь глаза Ладимировы Заприметят красу Ярославнину, Вмиг сердечко у доброго молодца, Будто сокол в груди затрепещется.
Вот созвал тогда добрый молодец Пир честной для дружков сотоварищей, Подносил им он браги медовые, Да заморскими яствами потчевал.
Говорил он им таковы слова, Положа свою руку на сердце: - Ой, же вы, друзья мои верные, Полюбилась мне девица красная,
Кличут девицу ту Ярославою, Отец с матерью да подруженьки. Ой, вы други мои, вы соколики, Вы пойдите во дом ко зазнобушке,
Отцу матери поклонитеся, Да скажите, мол, люба дорога, Добру молодцу краса девичья, Краса девичья, очи ясные.
А скажите так, что купец младой, За товаром шлёт другов – молодцев, Есть в ларцах моих злато – серебро, Дорогих мехов сотни сороков.
А хочу я взять Ярославушку В светлый терем мой женой верною, С нею ладно жить аж до смертушки, Вместе с ней растить малых детушек.
Как пошли друзья Ладимировы Развесёлые, разнаряжены, Через Новоград к светлу терему, Где живёт та самая девица.
А народ глядит, потешается На сватов нарядных да праздничных. Ай, ли скоро сядут за свадебку? Ай, ли скоро гулянье наладится?
Вот приходят на двор сваты важные, На широкий двор Ярославушки. Низко кланяясь аж до пояса У резного крыльца отцу, матушке.
Говорят они таковы слова С прибауткою да всё с присказкой: - Ой, вы гой еси, отче с матушкой, Есть купец у нас, сам молоденькой,
Есть в ларцах его злато – серебро, Дорогих мехов сотни сороков. Да люба ему краса девичья, Краса девичья, очи ясные.
Поглядел отец на сватов лихих, Почесал свою чёрну бороду, Да велел позвать Ярославушку, Дочь родимую, раскрасавицу.
- Пусть сама ответит вам, сватушки, Будет ли Ладимир мужем по сердцу. Так сказал отец красной девицы, Ну, а коль сказал, так и быть сему.
Как пришла Ярослава – красавица, Да сватам лихим слово молвила: - Ой. же вы сваты разудалые, Где же сам Ладимир, добрый молодец?
Я боярышня родовитая, Хочу дать купцу испытание. Пусть придёт на двор, пред моё крыльцо, Завтра поутру, с ясной зоренькой.
И пошли сваты в Ладимиров дом, Да поведали слово девичье. - Так и быть тому. – был таков ответ, Добра молодца красной девице.
А как глянула зорька ранняя На дома, на дворы Новогорода, У резного крыльца ярославнина Ладимир уже стоял, в ожидании.
Ждал, что вымолвит красна девица, Как решит судьбу молодецкую. А любовь то в душе его мается Буйной пташкой, светлою горлицей.
А как вышла к нему Ярославушка, Ярослава, краса ненаглядная, Так забилось сердечко у молодца, Будто пламя в груди разгорелося.
И глядит Ярослава на молодца Соколицею ясноглазою. Приглянулся и ей добрый молодец. Кудри русые, плечи крепкие.
Только чувства свои прячет девушка, Прежде времни чтобы не выказать, Говорит она добру молодцу, Со резного крыльца таковы слова:
- Гой еси Ладимир, добрый молодец, Мне не надо ни злата не серебра, Я боярышня, суть девка гордая, За меха не продам свою молодость.
Только видела я прошлой ноченькой Как упала звёздочка ясная С синя неба крупинкой серебряной, Чистой искоркой в полночи сгинула.
Коли сыщешь ты мне эту звёздочку, Так и стану женой твоей верною. Не со златом же жить, не с каменьями, Мне, боярышне рода достойного.
Стать женой хочу сильного, смелого, С добрым сердцем, с недюжинным разумом. Чтоб и мне был надёжной опорою, Чтобы деткам мог стать добрым батюшкой.
Поклонился тут низко, до пояса Ладимир Ярославе – красавице, Говорит: - Отыщу тебе звёздочку, Будь она под землёю под самою.
Жди меня, ты дождись, раскрасавица, Мне тогда нестрашны испытания. Знать бы только что вспомнишь про молодца, Ты под вечер, хотя б на минуточку.
- Буду помнить тебя Ладимирушка, - Ярослава так молвила молодцу, - Не минутками, днями пролётными О тебе будет сердце тревожится.
Вот отправился в путь Ладимирушка Для любимой искать ясну звёздочку. Вышел он на край Новагорода, А куда пойти и не ведает.
- Что ж, пойду, - решил, - я к седым волхвам, Посоветуют пусть мне, молодцу, Куда путь держать, где сыскать – найти Для любимой заветную звёздочку.
А волхвы сидят во густом лесу, Во густом лесу – во дубравушке. Зелья хитрые да в котлах кипят, Что во смертушку, что во здравие.
Как пришёл Ладимир ко волхвам седым, Самый древний волхв его выслушал, Да тряхнул старик руны тайные, И сказал затем таковы слова:
- Коль падёт звезда с неба синего Так падёт она в Ильмень-озеро, Там лежит она веки вечные, Да от глаз людских сохраняется.
Только далее нам и не ведомо, Не подвластно нам дно озёрное. Мы – волхвы в лесах Святоборовых Сотни разных тайн знаем – ведаем.
А озёрным дном правит Змей Морской, В Ильмень–озере он за старшего. Ты ступай к нему, поклонись от нас, Чай, поможет тебе в твоих поисках.
И отправился Ладимирушка Прямо на берег Ильмень - озера. Ждёт-пождёт, думу думает молодец, Как ему попасть в царство змеево.
Только глядь, идёт старушоночка, Вдоль по бережку, по песчаному. Седы волосы обручем прибраны, Не на новый манер, по-старинному.
Как тростинка старушка сгибается Под своей под тяжёлою торбою. Упирается резным посохом Во прибрежный песок Ильмень - озера.
- Ой, ты матушка, ты голубушка, - Молвил Ладимир слово доброе, - Видно ноша твоя ой, нелёгкая, Ты помочь себе дозволяешь ли?
- Отнеси мою пряжу тяжёлую, - Отвечает старуха косматая, Во мой дом, что за лесом находится. А за то награжу тебя, молодца.
А как взял Ладимир торбу с пряжею, Да и сам поднял на вершок всего. Два шага шагнул, да и в миг увяз Во сыром песке аж до пояса.
- Ох, ты молодец Ладимирушка, - Говорит ему старушоночка, Видно с пряжей моей сам не справишься, Дам тебе я сапожки в подарочек.
Не страшны в них ни топи коварные, Не утонешь ни в иле ни в омуте. Как одел Ладимир те сапоженьки, Да взвалил на плечо торбу с пряжею,
Так пустился он в путь с тяжкой ношею, Не погнув ни цветка, ни былиночки. А старуха держится рядышком, Ни на шаг не отстанет от молодца.
Как пришли они на широкий двор, Снял с себя Ладимир ношу тяжкую. А старушечка тихим голосом, Говорит ему слово доброе.
- Ой, помог ты мне, Ладимирушка, Донести домой торбу с пряжею. Будут пусть сапожки наградою Что тебе помогли с ношей справиться.
- Ай, спасибо тебе, матерь добрая. А позволь спросить, тебя, что за торбочка Моему плечу непосильная? Что за пряжа в ней лежит хитрая?
- Что ж, скажу тебе, добрый молодец, Не простая пряжа в той торбочке. То людские судьбы сплетаются Из кудельки в златую ниточку.
- А нельзя ли узнать мне мою судьбу? – Ладимир у старушки спрашивает. – Я смогу ль найти ясну звёздочку? Суждено ль мне быть с Ярославою?
- Знать своей судьбы не положено. – Так старушка ответила молодцу. – Но коль чист ты душой, силён разумом, Станешь ты и пригожим соколиком.
- Ну, тогда подскажи путь-дороженьку Как попасть на дно Ильмень - озера, В царство Змея Морского подводное, Да найти там звезду с неба ясную.
- Да, попасть туда дело хитрое. – Ладимиру старушка ответила. – Ты плыви сейчас в лёгкой лодочке За широкую за реку Шелонь.
Да вдоль бережка вдоль высокого На восход сверни Красна Солнышка, Там за быстрою, за рекой Псижой Есть глубокая в земле трещина.
А во той, во глубокой во трещине Есть нора под само Ильмень - озеро. Веет холодом возле той норы, Да подземный гул часто слышится.
Коль боязнь в себе пересилишь ты, Полезай во нору ту во тёмную. Будут там тебе страхи мерещиться, Ты ступай себе дальше, без робости.
Там дорога прямая проложена Во глубокое царство во змеево, Что под самым дном Ильмень – озера От Ярилина света укрытое.
Как отправился добрый молодец На лихой ладье – лёгкой лодочке За реку Шелонь, за широкую, Да потом на восход Красна Солнышка.
Как сошёл он на берег за рекой Псижой, Как нашёл там он яму глубокую. Да как свил верёвочку крепкую, И полез прямо в царство во Змеево.
А как лез Ладимир по верёвочке, Так со всех сторон страхи разные Ему мнились вокруг да мерещились, Во кромешной во тьме тёмной пропасти.
Только он нащупал приступочек, Да ступил ногою на твёрдое, Мигом тени растаяли жуткие, Будто вовсе их там и не было.
И пошёл Ладимир по тропиночке, Оказавшись во царстве во Змеевом. А над ним Ильмень - озеро плещется, Заслоняя собой Ясно Солнышко.
А вдали то стоит да большой дворец, Резны башенки из камня серого. В нём давно живёт страшный Змей Морской Сколь стоит само Ильмень – озеро.
Как пришёл ко дворцу Ладимирушка, А там стража у входа могучая. Всё чудовища непонятные, И друг друга все в сотни раз страшней.
Как завидели добра молодца, Так зубами все в раз и защёлкали, Не дают пройти под своды каменные, Во палаты в богатые Змеевы.
Говорит им тогда Ладимирушка, - Ой, же вы, чудовища страшные, Я явился к хозяину вашему, Безоружный, без злобы, без умысла.
Мне со Змеем беседовать надобно, Пропустите меня по-хорошему. В миг зубастые пасти закрылися, Пропустили чудовища молодца.
Входит он во палаты во Змеевы, Дива дивные тут ему видятся. Твари странные мира подводного, На земле до селе невиданные.
Посреди палат белокаменных Растёт-высится древо чудное. Старше мира всего это дерево, Крепче камня ветки могучие.
Прорастают те ветки сквозь небо синее, Вместо листиков - ясны звёздочки. Из корней его по земле сырой Все леса пошли да все рощицы.
А на ветках того чудо дерева Сам хозяин дворца сидит – Змей Морской, Желтым глазом глядит он на молодца, А во взгляде лёд с жарким пламенем.
- Ты по что пришёл, добрый молодец? – Ладимира Змей грозно спрашивал. - Своей волею люди добрые Не идут сюда, в царство змеево.
- А пришёл сюда, я Змей – батюшка, Отыскать звезду, с неба павшую. С той звездою меня в Новогороде Красна девица, ждёт – дожидается.
- Что ж, ценю твою смелость, молодец. Помогу найти звезду павшую. Только ты сослужишь мне служебку, Службу трудную – дело ратное.
Отвечает молодец Змеищу, Молвит речь не спешно по разуму. - Коли дело достойно, то сделаю. Не впервой мечом мне орудовать.
Только знай, чудовище страшное, Как бы мне не нужна была звёздочка, Супротив людей Новагорода Ты меня идти не упрашивай.
Отвечает Змей: - ты что, добрый молодец, Я живу в ладу с новгородцами. Дам тебе я дело достойное, По уму, по чести по совести.
Видишь ты это древо всемирное, По нему залезай прямо на небо. Доберёшься до Месяца Ясного, По прямым по широким по веточкам.
Там на самом на Ясном на Месяце Во широких лугах во невиданных Не прирученный и необъезженный, Конь пасётся, силы немереной.
Конь тот вороной с гривой огненной, Из ноздрей его дымы дымятся, А копытом бьёт – искры сыпятся, Да сыра земля расступается.
Приведи коня мне ретивого, Под седлом да к службе покорного, Дам тогда тебе ясну звездочку, Что лежит на дне Ильмень – озера.
Только помни, как будешь ты на небе, С огнегривым конём силой меряться, Не посмей сбросить с неба ни звёздочки, Чтоб с тобой, Ладимир, не случилося.
Взял седельце, молодец крепкое, Взял ржаного хлеба краюшечку, Ключевой водицы баклажечку, Да полез по древу могучему.
Лез он день, другой, к ясну месяцу, Ел да спал средь ветвей чудо – дерева. А чем выше лез Ладимирушка, Тем в нём силушки прибавлялося.
В год осилил он путь – дороженьку К самой маковке древа великого. Глядь, на древе том ясны звёздочки На ветвях растут, будто листики.
А и каждая ясная звёздочка Это чья то жизнь человеческая, Светит ярко сияньем серебряным, Пока жив человек, не погасится.
Смотрят звёзды на доброго молодца Будто малые детки доверчиво, Сжалось сердце тогда Ладимирово, Да понятны слова стали Змеевы.
А у самой дальней у веточки Светлый Месяц рядом пристроился. К небу крепится острыми рожками, На ветру лишь тихонько качается.
Вот добрался до Месяца молодец, Да ступил на поля каменистые. Нет на них ни единой травиночки, Не ручья нет вокруг и ни реченьки.
Только голы каменья разбросаны Только серые скалы да трещины. Только ясные звёздочки на небе В серебристом сиянии красуются.
Вот глядит Ладимир, в поле каменном Скачет конь гнедой с гривой огненной. Из ноздрей коня дымы дымятся, А из пасти огонь вырывается.
Как заметил конь добра молодца, Как ударил о камни копытами. В миг каменья вокруг расступилися, Словно рать воеводе послушная.
А на месте том речкой огненной Появилась вдруг лава горючая, Жаром пышит, дымит во все строны Не пускает молодца далее.
Только вспомнил вдруг Ладимирушка Про сапожки свои про волшебные, Как пошёл в них по жаркому пламени, В миг та речка ему покорилася.
И прыжком на коня огнегривого Добрый молодец прыгнул как молния. Взвился конь в небеса вихрем пламенным, Да помчался вскачь прямо по небу.
Над всем миром пронёс Ладимирушку, Но не смог скинуть доброго молодца, Видно сильно да крепко тот держится, Не страшась высоты или скорости.
Говорит ему дивный конь тогда, Человеческим молвит голосом: - Ой, же гой еси, добрый молодец, Как ты смог одолеть реку пламени?
Не под силу такое для смертного, Не подвластен огонь земным жителям. Покорил ты меня своей удалью, Своей силою да отвагою.
Нет ни страха в тебе ни сомнения. Видно в сердце любовь горит пламенем? Ладимир в ответ говорит коню, Говорит да задорно подмигивает:
- Звать пришёл тебя я с собою в мир, Ко хозяину Ильмень - озера. На, попробуй хлебца краюшечку, Да запей ключевою водицею.
Ты такого не встретишь здесь на небе, Средь каменьев да пламени жаркого. А как конь вкусил хлеб с водицею, Так ему то яство понравилось,
Говорит он молодцу таковы слова, Гривой огненною помахивая: - Да, по нраву мне хлеб с водицею, Лучше всё же чем камни со скалами.
Коль кормить меня будешь, молодец, То пойду с тобой к Ильмень-озеру. Послужу тебе верной службою, В деле ратном да в будних хлопотах.
- Ай, спасибо, друг. – Ладимир в ответ, Но не мне тебя, видимо, потчевать. Даст мне Змей Морской за тебя звезду Для судьбы моей, Ярославушки.
Коль добуду я звезду павшую Выйдет за меня красна девица. А за то просил Змей Морской добыть Для него тебя в виде откупа.
- Что же в том, видать, будет служебка, - Отвечает конь с гривой огненной. - Ты садись верхом, добрый молодец, Будем в три прыжка в царстве Змеевом.
Как вскочил в седло Ладимирушка, Взвился в небо конь, вихрем огненным, С первого скачка взмыл до Солнышка, Да к стенам самим Новагорода.
А второй скачок к Ильмень – озеру, Где река Псижа с ним встречается. Третий же скачок в царство Змеево В миг один принёс добра молодца.
Сам же Змей Морской во дворце своём На ветвях сидит Чуда – дерева. Огнегривый конь встал как вкопанный Перед очи Хозяина Ильменя.
Ладимир с коня сам не свой сошёл, Голова полна тяжкой думою. В пояс бьёт поклон Змею молодец Говорит ему слово мудрое.
- Ой, ты, Змеюшка, ты царь ильменский, Твой наказ я точнёхонько выполнил, Но пока путешествовал по небу, Я узнал то, что людям неведомо.
Понял я, что свет каждой звёздочки – Это жизни люда живущего, А как жизнь человека окончится, Так его звезда с неба падает.
Не подарок это для девушки, Для невесты доброго молодца. Не хочу я дарить Ярославушке Жизнь людскую подарочком свадебным.
Рассмеялся Змей, раззадорился, Ветви древа под ним закачалися. - Поумнел ты, гляжу, добрый молодец, От прогулки по дереву на небо. Что же просишь за службу ты верную, За коня своего огнегривого?
- Ничего мне не надобно, Змеюшка. – Отвечал Ладимир, низко кланяясь. С тем конём в битве мы побраталися, Пусть он сам Судьбу себе выберет.
Коль пойдёт он к тебе во служение, То не силой твоей, а желанием, Ну, а коли ему не понравится Отпусти его тот час же на небо.
- Вот ты, значит, каков, добрый молодец! – Усмехнулся Змей, да задумался. - Коли так ты к зверю относишься, Значит сердце твоё, видно доброе.
Обещаю тебе, словом змеевым, Буду о коне я заботиться, В заливных лугах пасти ильменских, Ключевою водой поить чистою.
А за сердце твоё, парень, доброе Я открою тебе тайну Ильменя, Тайну давнюю да забытую, Только я лишь один её ведаю.
Коль звезда падёт с неба синего В воды бурные Ильмень - озера, Обернётся она в миг жемчужиной, Да сияет на дне веки вечные.
Ты возьми невесте в подарочек, Отнеси жемчужину скатную. Чтобы светом своим нескончаемым Освещала любовь вашу вечную.
Говорит ему Ладимир в ответ: - Ай, спасибо Змей, за учение. Я отправлюсь скорей к Новгороду, Где невеста ждёт ненаглядная.
Жизнь бурлит, кипит в Новогороде, Всё по-прежнему, как и ранее. Ладимир идёт со звездой своей На широкий двор Ярославушки.
Как увидела добра молодца Ярослава в своё окошечко Так и кинулась к Ладимирушке Да обвила ему шею ручками.
На другой же день гости съехались, Да сыграли тут честну свадебку. На весь Новгород шло гуляние Песни слышались аж до Ильменя.
А столы там все полнились яствами, Всяк был сыт от того угощения. На ту пору летели две горлицы, Голубок со своею голубкою.
Поклевали пшена на той свадебке, Да историю эту послушали. Да на камушек сели у Ильменя И всем нам по секрету поведали.
Чтоб во все века люди помнили Ладимира да с Ярославою. Чтобы свет той заветной жемчужины Был залогом любви нескончаемой.
|