ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ШТАБНОЙ ОРДИНАР
Известно суждение Наполеона о равновесии «ума и характера» для воена- чальника. Такое же равновесие «ума и характера» должно быть свойственно и представителям Штаба флота, особенно для Северного. В чём специфика Штаба Северного флота? Театр плавания и использования сил флота для боевой подго- товки ограничен небольшим пространством и глубинами, что налагает особую ответственность на Штаб флота. Выходы и входы в Базы, организация использо- вания полигонов в условиях Севера сопряжено с высоким риском. Так как всеми атомными лодками управляет Штаб флота, на него и ложится ответственность за соблюдение мер безопасности. Отсюда следует, что Начальник Штаба флота и офицеры штаба должны иметь высочайшую подготовку. Мне довелось непосредственно наблюдать деятельность 4-х начальников штаба флота, трое из которых были назначены с должностей Командующих фло- тилий, а один из них – адмирал В.Н. Поникаровский с должности Начальника Штаба ЧФ, а до этого прошедший школу оператора в должности зам. началь- ника ОУ ГШ ВМФ. Деятельность В.Н. Поникаровского разительно отличалась от деятельности других Начальников Штаба – у него было в достатке не толь- ко «ума и характера», но и высокой операторской подготовки. Фактически, В.Н. Поникаровский окончательно сформировал школу успешного и безаварийного использования атомных подводных лодок. Жаль, что на его багаже штаб флота жил приблизительно до 1985 года. Подобных себе В.Н. Поникаровский подбирал на должности начальников ведущих управлений – это начальник УБП контр-ад- мирал И. Швецов, начальник ОУ контр-адмирал В. Дудин и другие. После ухода В.Н. Поникаровского на ведущие должности нередко назначались удивительно посредственные начальники. В.Н. Поникаровский лишён чванства и высокоме- рия. Когда понадобился во время инспекции Министра Обороны корабль – цель для атак инспектируемыми подводными лодками отряда боевых кораблей (ОБК), он лично приехал на крейсер «Мурманск», стоявший после докового ремонта в пятисуточной готовности, и решал все организационные вопросы, связанные с кратчайшим выходом корабля в море. А мог бы и команду дать! Кстати, что ка- сается крейсера «Мурманск», то этот корабль, особенно в период командования им П.Г. Святашовым (впоследствии НШ ЧФ, вице-адмирал) успешно обеспечил подготовку командиров ПЛ. Пожалуй, нет ни одного командира из многоцелевых ПЛ, кто не выходил бы в атаку по крейсеру «Мурманск». Если исходить из пользы дела, на должности НШ СФ не должно быть случай- ных людей. Видимо, их целесообразно назначать после службы в ГШ ВМФ, чтобы начальник штаба не вздрагивал от звонков, исходящих из Главного Штаба от клер- ков, знал, что такое Главный Штаб и не боялся отстаивать интересы своего фло- та. К сожалению, с середины 90-х годов должность НШ СФ виделась карьерным трамплином, что привело к гибели ПЛ ПЛ «К-219», «Комсомолец» и «Курск». Меня сейчас некоторые «Герои» трагедии «Курска»пытаются упрекать за стихи в книге «Крест косой Андреевского флага», где я утверждал, что «Курск» погиб не от мин и не от лодки НАТО, а предположил, что лодке не «хватило глубины», не зная на момент написания стихов истинных причин гибели «Кур- ска». Они пытаются оправдать себя тем, что «в целях экономии моторесурса» 179 дали «Курску» этот район, т. е. сознательно нарушили «Правила использова- ния полигонов». Враньё и жалкие оправдания. Сместите точку гибели «Курска» западнее на 15 миль, а южнее на 10 миль и она окажется на глубинах под 200 метров. Просто стыдно и трудно признаться, что прошляпили, проглядели все – от УБП до Начальника Штаба флота, а КП флота не подстраховал. Мне недав- но один из «адвокатов» заметил: «А чтобы изменилось, если бы «Курск» погиб на глубине 200 метров?» Я отвечаю, что факт нахождения лодки на 100 метро- вой изобате говорит о потере навыка и великой школы Штабом флота. Нас учил адмирал В.Н. Поникаровский, что «лодка должна ходить и погибать по науке», т.е. каждый на своём уровне должен выполнить свои обязанности – командир, НШ флота, КП флота, Комфлот. Так как от случайности никто не застрахован, то должны быть исполнены все закономерные вещи. Примеры: «Правила использо- вания полигонов» запрещают одновременный выход и вход атомных ПЛ в Мо- товский залив. ОД СФ нарушил это правило, в результате чего столкнулись ПЛ «К-140» и «К-373». При возвращении с боевой службы ПЛ «К-308» по ФВК-3, ко- мандира не предупредили о том, что слева в полигоне находится ракетный крейсер «К-490», что привело к столкновению этих лодок, к счастью без последствий. Вот что такое Штаб флота и КП! Меня можно упрекать, что я не подводник. Да, это так. Но 7 лет по моим маршрутам, утверждённым НШ СФ, ходили все атомные ПЛ в полигонах БП. Я твёрдо знал, что если бы по моей вине лодка оказалась на 100-метровой изобате, меня бы немедленно сняли с должности. Не хочу казаться и быть умнее тех, кто сейчас служит в Штабе флота. Не вина их, а беда, что они потеряли школу и навык. Опыт и навык – это не багаж, который хранится в чемо- дане, опыт и навык всегда в действии. Но когда флот стоит, откуда навык и школа? По этому поводу в своей книге «Россия – Русь, последняя свобода» я написал: «А «Курск»?Ты «Курск», поэт, не трогай – Его губила вся страна!» Сейчас уместно провести аналогию между состоянием флота с состоянием Западного Особого военного округа на момент 22 июня 1941 года. Сталин за свои ошибки не простил Командующего Округом генерала Армии Д.Г. Павлова – рас- стрелял его, также и Путин за прохлопы руководства страны крайними назначает Командование Северным флотом. Суд, который закончился над Комфлотом Г.А. Сучковым – тому пример.За развал страны Ельцина не судили, за взрывы в Моск- ве, за гибель людей под крышей Аквапарка, за сгоревший «Манеж» спроса нет ни с мэра, не с господина Президента. Вывод один – в условиях безвременья нельзя идти ни на какие сделки, всё исполнять по уставу и по закону. Есть ресурсы на один корабль, он должен ходить в море. Нет ресурсов – уходите в отставку, как это сделал адмирал Н.С. Мордвинов, морской Министр в 1802 году. Флот практически за последние 10-12 лет избавился от всех адмиралов, не согласных с политикой Кремля. Подбор идёт по принципу преданности. Флот в угоду власти занимается «показушными мероприятиями» – то в Индийский океан идёт «на честном слове и одном крыле», то новый Министр «летает» на «ТУ-160», после чего он гробится, то к визиту господина Президента подают крейсер «Мо- сква» или БПК «Чабаненко», то выводят на рейд ТАВРК «Кузнецов» без хода, то на Балтике собирают жалкие брежневские остатки для Президента. Невольно хо- 180 чется сказать: «Держат флот, едрёна мать, чтобы рейтинг поднимать!» или «Флота нет, но есть уже всё же яйца ФАБЕРЖЕ». Должна быть система повседневной БП, далёкой от показухи. Энергия у командования флотом и офицеров одна – если что-то ушло в «свисток», то немедленно скажется трагедией (пример гибели «К- 159» и позорного провала, опять-таки, показушных ракетных стрельб). Остаётся только сказать:
«Жаль ракеты, словно ком, Поперёк застряли! Убедил вождя Главком – Мы и не стреляли!»
В России с 1816 года по 1826 год было совершено около 15-ти успешных кру- госветных плаваний, а мы через 200 лет после кругосветок и за последние 15 лет вышли в Индийский океан и кричим, как о достижении. Стыдно и обидно смотреть на вас, господа Главкомы, Министры и Президенты. Господин В. Путин и не представляет пропасти, в какой находится флот. Но Главком и Министр не пытаются поставить вопрос ребром или уйти в отставку. Только принципиальная позиция Главкома заставит Кремль задуматься о проблемах флота. Более того, нет кораблей, но на глазах продолжается развал системы подготовки кадров для флота. Здания училищ разваливаются, быт ущербный. Как можно на фоне нефтя- ных и газовых офисов содержать в бытовой нищете будущих защитников Родины, когда они не могут по настоящему помыться и, простите, «отправить естествен- ные надобности». Нет училищ – нет проблем! Уже раздаются голоса, что можно готовить штурманов в гражданских ВУЗах, да и вообще – зачем нужны Училища? «Сословный Мандаринат» готов забрать под свои конторы Адмиралтейство, зда- ния Училищ – их интересует только нажива. Их дети учатся и живут за границей, а Россия нужна, как полигон, где проводят антироссийские реформы, где убивают и зарабатывают деньги. В дни юбилеев модно вспоминать Петра Великого и его детище – Флот. Ис- тория сохранила случай, когда церковный вития Платон в Петропавловском Со- боре, во время молебна по поводу победы при Чесме, сошёл с амвона и ударил посохом по гробнице Петра Великого, призывая: «Восстань и воззрей на своё детище – Флот!» Но один из деятелей Екатерины Великой, зная состояние флота сказал: «Если Пётр встанет, он всем задаст!» Так что, господа, опасайтесь при- зывать Петра! Сейчас модно говорить, что флот и раньше не был готов. Что американцы сле- дили за нашими лодками, даже в терводах следили за «Акулами», что ракетами «Томагавк» американцы могли уничтожить весь флот. Напоминаю придуркам и неучам, а возможно, сознательным фальсификаторам, что война внезапно начи- нается для тех, кто живёт в «шорах» мирных договоров. Нарком Н.Г. Кузнецов показал, как надо готовить флот к войне. И уверяю всех, что о периоде, который охватывает моё повествование, у руля флота стояли достойные адмиралы. И даже 10% ядерной мощи Северного флота хватило бы для того, чтобы Америка стала «глухой и слепой». Напоминаю, что в этот период Северный флот в ходе боевой подготовки выпускал до 30-ти баллистических ракет в год с высокой точностью, как правило с оценками «5» и «4». 181 Жива российская привычка, даже если ты виновен, оправдывать свои дейст- вия. Нельзя забывать, что можно быть и умным, и образованным, и Героем, но когда ты причастен к гибели такой лодки, как «Курск», надо хотя бы промолчать. Всё свершилось. Несите достойно свой крест, господа. Иногда ставьте себя на ме- сто отцов тех моряков, которые погибли на «Курске». Понятно, вы не обучались в Пажеском и Кадетском корпусах, и до сих пор считаете, что формула: «Честь имею!» означает, что это вы имеете честь. На самом деле, если поглядеть в «Сло- варь русского языка» С.И. Ожегова – это есть «формула вежливости в речи, обра- щённой к вышестоящему лицу». Напоминаю это для того, чтобы ваши ошибки не повторяли будущие адмиралы. Начальник Штаба и Комфлот должны работать в единой связке, первый не должен считать, что он уже Комфлот, а второй – что он уже Главком. Напоминаю некую статистику для будущих НШ Северного флота (для тех, кого уже сняли, напоминать бессмысленно – они всю жизнь будут считать, что пострадали без- винно). Из 28 Начальников Штаба СФ за всю его историю, ни один Начальник Штаба отдельно от Командующего СФ не снимался, а если снимался, то вместе с Командующим. Так, вместе с В.П. Дроздом был снят И.Ф. Голубев-Монаткин, вместе с В.И. Платоновым снят В.И. Сурабеков (кстати, основная вина за столк- новение крейсера «Чапаев» и эсминца «Осмотрительный» в марте 1952 года ле- жала на Сурабекове), вместе с В.А. Поповым снят М.В. Моцак. За всю историю флота только три Начальника Штаба стали Командующими – В.И. Платонов, В.Н. Чернавин и О.А. Ерофеев. Два бывших Начальника Штаба стали Командующими СФ, но после прохождения службы в другой должности – это А.Г. Головко и Г.М. Егоров. Следует заметить, что совсем недавно Начальник Штаба и Командующий СФ были похожи на телезвёзд. А кому это нужно на фоне убогого флота? Кое-что о кадровой политике. Непонятно, как Начальник Штаба флотилии, прослуживший на многоцелевых лодках, становится Командующим 3 флотилии, а потом и Начальником Штаба флота (при нём погибли «К-219» и «Комсомолец»). Непонятно, как Командующий 1-ой флотилии через год с небольшим после ги- бели лодки «Комсомолец»» становится Начальником Штаба флота. Это результат кадровой политики бывшего Главкома ВМФ В.Н. Чернавина. Не хочу умfлять ничьё достоинство, но утверждаю – адмиральские звания и звания Героев, полученные флотоводцами при СССР, были весомее, чем при Ельцине. И кто тут и кем только не стал. Говорят, американцы в аттестациях указывают такое качество офицера, как «везучий» и «невезучий». В этом есть глубочайший смысл. Если исходить из это- го постулата, наш Главковерх «невезучий» – посетил Северный флот в апреле 2000 года, в августе погиб «Курск», посмотрел показное учение на Балтике летом 2003 года с участием кораблей СФ – в августе погибла «К-159», вышел в море на учение кораблей СФ – ракетная стрельба лодки была сорвана. Всё, о чём я пишу, знаю досконально. Ещё неизвестно, кто полезнее для флота – посредственный Начальник Штаба или высокоподготовленный офицер Штаба флота. Но давно известно – только настоящий начальник Штаба имеет настоящий штаб. Флоту нужны новые Поникаровские, Голосовы, Святашовы, Искандеровы, Швецовы. Их надо готовить и подбирать заранее, исключая всякую случайность. Честность, профессионализм, прямота, умение действовать в критической ситуа- ции – вот основа. Да будет так!
|