Бритва Н.А. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в шутливых рифмах.
Что такое Нотный СТАН , знают люди разных стран : Пять линеечек для нот - место каждый звук найдёт.
В НОТНОМ СТАНЕ счёт линеек снизу вверх - всякий сумеет.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ - в нём нота «СОЛЬ» всем остальным играет роль.
Он называется ключ «СОЛЬ», где нотам жить - его контроль.
Звуков много разной высоты,как в толпе - высоких,средних,низких. Чтоб достигнуть смысла , красоты , выберет МЕЛОДИЯ лишь близких.
Клавиатура пред тобой. Чем выше - вправо звуки строй. Чем ниже - влево пошагай, порядок их запоминай такой : до-ре,ми-фа,соль-ля,си-до - то вверх, а вниз : си-ля ...
Звук я слышу, ноту - вижу. Изучу - к ним стану ближе : иль спою , или сыграю - разницу уж понимаю : звуки в воздухе ЗВУЧАТ,ноты - пишутся в тетрадь.
НОТА и ЗВУК носят имя одно в честь ВЫСОТЫ , что навечно дано. Если же ЗВУК вроде тот же звучит , но ВЫСОТА о другом говорит , значит и НОТА другая по имени : в честь ВЫСОТЫ звуку имя , пойми меня .
Говорят, Звукоряд - это звуки встали в ряд . С ними вместе вверх иль вниз поднимись , иль опустись.
Соблюдая ПУЛЬС и время, ходят звуки по СТУПЕНЯМ.
ОКТАВА-семья из сестрёнок восьми. «МИ» - нижняя , значит и верхняя «МИ». Октава другая ,где «До» начинает, ВОСЬМАЯ такая же , всё завершает.
Будем краткими сказав,разных много есть октав.
Дорога МЕЛОДИИ всякий раз новая : скачками , а то - поступенная , ровная. То вниз ,то взлетает , чуток постоит - нам неповторимость , блаженство дарит.
ЖИЗНЬ - когда есть сердца пульс . Всвязи с этим повторим : Музыкальной будет пусть ЖИЗНЬ : всё то ,что ПУЛЬС и РИТМ!
РИТМ - длительностей хоровод . Им ПУЛЬС команды подаёт.
У каждого звука своя ВЫСОТА и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - его вторая черта.
ПАУЗА - отдых или молчок , ты не молчи только долго,дружок !
Паузы – то «молчаливый отряд». Там,где поставят,тихо стоят. Нот не торопят, не лезут вперёд. Пульс им и звукам команды даёт.
С СИЛЬНОЙ ДОЛИ каждый такт начинается - вот так !
РАЗМЕР у ТАКТА просто узнаём : считаем сколько равных ДОЛЕЙ в нём.
Слышится чётко СИЛЬНАЯ ДОЛЯ, а голова ,ТА для ПУЛЬСА контроля. Определить легко ТАКТА РАЗМЕР: в этом ДВЕ ЧЕТВЕРТИ, например. НЕ суетись,слушай ПУЛЬСА удары - метод такой очень верный и старый.
Если звуки очень рядом , ПОЛУТОН играть там надо.
ПОЛУТОН плюс ПОЛУТОН - в сумме будет ЦЕЛЫЙ ТОН.
ДИЕЗ повысит на полтона , БЕМОЛЬ - понизит в тот же миг , БЕКАР - особая персона : он избавляется от них .
Дирижировать ЗАТАКТ снизу , а не просто так.
ЛЕГАТО называется ТО, что не разрывается.
СТАККАТО -остренько стучит и звук отрывисто звучит.
РЕПРИЗА два раза нас просит сыграть. «Маркиза» она - как же ей отказать?
Удобная важна АППЛИКАТУРА , была чтоб в исполнительстве культура.
Громко ? Тихо ? Как играть ? Forte, Piano - надо знать !
Когда ступени лестницы - СТУПЕНИ ЗВУКОРЯДА, занятия по СТОЛБИЦЕ находка и награда.
ЛАД ,ТОНАЛЬНОСТЬ,ГАММА,ЗВУКОРЯД - эти слова об одном говорят.
ТОНИКА - для звуков командир , установит всё и ЛАД и мир.
ТОНАЛЬНОСТЬ - лада высота , особенность и красота.
Устойчивые звуки - важнейший «ключик» в руки.
Вокруг УСТОЯ окруженье - ОПЕВАНЬЕ, к «магниту тянет» неустойчивое званье.
Напряжённый НЕУСТОЙ разрешается в УСТОЙ . Это значит - ПЕРЕХОДИТ, самый близкий путь находит , как к магниту ТЯГОТЕЕТ ...Много сил УСТОЙ имеет.
МАЖОР - весёлых звуков ЛАД . в МИНОРЕ грустно говорят.
Мелодию ГАММЫ усвой и смело вразброс звуки пой !
Ключевые знаки знай , как стишок запоминай : про бемоли он сперва - си,ми,ля,ре,соль,до,фа. Строй диезов огласи : фа,до,соль,ре,ля,ми,си.
Параллельных тональностей - ДВЕ. Их по парам держу в голове. МАЖОРА МИНОР ниже. Там я МАЛУЮ ТЕРЦИЮ вижу.
ИНТЕРВАЛЫ всюду рядом, слышим их и видим взглядом.
Терции , сексты и чистые все --- то КОНСОНАНСЫ во всей их красе .
Резко и грязно звучат ДИССОНАНСЫ , но и они проникают в романсы : всё , так как в жизни , есть место всему . А музыкант , разберись что к чему.
В ОБРАЩЕНЬИ интервала звуки я переставляла. В интервалах всех легки те ОКТАВНЫЕ скачки.
ОСНОВАНЬЕ!Стань ВЕРШИНОЙ,вариантности причиной .
Знайте , интервал любой ОБРАЩАЕТСЯ в другой : пары - терция и секста , кварта с квинтой ... Два объекта - счёт ступеней в них сочти: равна сумма ДЕВЯТИ.
ТРЕЗВУЧИЕ - три звука - настройка и наука. В ладу АККОРД такой с любой ступени строй.
В ОБРАЩЕНИЯХ аккордов звуки скачут очень гордо. СЕКСТАККОРД,КВАРТСЕКСТАККОРД --- ОКТАВА всех скачков - рекорд.
У АККОРДА каждого ФУНКЦИЯ своя : роль,назначенье , ГАРМОНИЯ .
Аккорды ГЛАВНЫЕ , они чем славные? В них слышен ЛАД ! - все говорят.
МАЖОРНЫЕ в МАЖОРЕ , МИНОРНЫЕ в МИНОРЕ --- такое вот главенство , ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ членство.
ТОНИКА,СУБДОМИНАНТА, ДОМИНАНТА - ГЛАВНЫЕ аккорды музыканта.
Звуков больше в СЕПТАККОРДЕ , чем в трезвучии. ОБРАЩЕНИЙ ТРИ - они нам не наскучили.
СИНКОПА --- в ПУЛЬСЕ сбой , АКЦЕНТ там непростой.
РИТМ интересный :ТРИОЛИ для нас милые . дружные , как в доле вальс.
СЕКВЕНЦИЯ повторность для МОТИВА, по звеньям выше-выше .Как красиво ! В другой секвенции шагают звенья вниз... В диктантах легче с ними , знай и улыбнись.
ТОНАЛЬНОСТЬ ненадолго изменилась - все знают - она просто ОТКЛОНИЛАСЬ.
МОДУЛЯЦИЯ - сменилась вдруг ТОНАЛЬНОСТЬ, яркость принесла , оригинальность.
Есть известный закон : напряжённый ТРИТОН резок,нетерпелив, неустойчив, красив . Знает ход свой и путь :в ТОНИКЕ отдохнуть . Ум.5 СУЗИТ себя . Ув.4,любя разрешенья закон, В ШИРЬ пойдёт с двух сторон .
Ритм пунктирный - точки везде и звуки короткие на поводке . В азбуке МОРЗЕ звучат так стуки - тире и точки - короткие звуки.
|