На ветках капли тонкие повисли.
Дождь медленно струился в тишине.
И тишина мне расплетала мысли,
Распутывала все узлы во мне.
И становилось ясно понемногу,
Как мир велик, как целостен и прост.
Ведь тишина освобождала Бога,
И он вставал, как сосны, в полный рост.
Зинаида Миркина
Постскриптум:
Да, "мир велик, целостен и прост", но человек постоянно генерирует в нем хаос, называя его "новым порядком".
"Новому порядку", продиктованному обстоятельствами военной повседневности, присягнули и российские чиновники от образования, выполняя очередной путинский указ по созданию компенсационных льгот для семей военнослужащих, погибших или раненных в ходе спецоперации в Украине.
Удивительно, но именно та область культуры, которая должна стать форпостом благоприятных перемен, - образование - потеряло свою непредвзятость и неприкосновенность (как несколько лет назад - российская академическая наука!) и стало поощрительным бонусом для тех, кто не избежал потерь в ходе военной спецоперации в Украине. Но давайте посмотрим на реальность без увеличительных стекол чиновничьего патриотизма. Президент РФ не раз заявлял: в Украине воюют только контрактники, то есть те, кто готов совершать любые военные действия за хорошее вознаграждение по контракту. Не верить президенту у нас нет оснований. Тогда почему тот же президент создает беспрецедентно выгодные условия для поступления в ВУЗ детям этих контрактников? Ведь тот, кто идёт на войну по контракту, может быть и ранен, и убит, - это часть работы по военному контракту. Почему у детей военнослужащих, воевавших на Донбассе (а они, по словам президента, сплошь контрактники) должны быть преимущества по сравнению с другими абитуриентами, возможно, гораздо лучше подготовленными и мечтающими об избранной профессиине один год?! Ведь ВУЗ - не богадельня, а образование - не медаль за заслуги перед родиной, - это целенаправленное движение к созданию поколения квалифицированных специалистов, способных сказать новое слово в науке и культуре. Политизация приема в ВУЗ-ы страны и зачисление в качестве студентов - без вступительных экзаменов, с полным игнорированием баллов по ЕГЭ - детей военнослужащих, пострадавших в ходе спецоперации в Украине, рано или поздно перерастет не просто в образовательный хаос, но и в вырождение самого понятия и понимания высшего образования на территории РФ. И не нужно ссылаться на послевоенную ситуацию в июне 1945 года - на полях Великой Отечественной войны сражались не контрактники, а бойцы действующей армии и добровольцы. Разница существенная. Война - это утраты и боль. Но для преодоления этой боли нужны не мед и елей, а правда и справедливость, переосмысление ситуации, повлекшей за собой огромные человеческие жертвы.
Бесплатными местами в ВУЗ-ы этих проблем не решить. И не стоит унижать детей тех, кто был ранен или погиб в ходе спецоперации, льготами, заведомо ставящими их в положение людей, сорвавших выгоду на крови отцов. Это деморализует молодежь и обесценивает их возможности.
"О, только не оглянись На боль, на гибнущую жизнь, На то, что сердце нам дробя, Нас тянет вниз. Не на себя Гляди, а лишь туда, где бог Творящий пламени свой зажёг. В пылающую эту выставку Иди сквозь ад. Не оглянись!"
* * *
И наконец-то всё замолкло.
Как будто то, что вкривь да вкось
Блуждало где-то долго-долго,
Внезапно в сердце собралось.
И стало сердце вновь единым,
Как над деревьями закат.
И всё нашлось в его глубинах,
Как будто не было утрат.
Зинаида Миркина
|