ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Двойные матричные стандарты: от поэзии к политике

Автор:
Автор оригинала:
Нарине Удумян
Жанр:
У Владимира Набокова есть знаковое стихотворение - "Расстрел".

Вокруг него кипели споры: фрейдисты улавливали в нем "жажду смерти", а марксисты - желания искупить "феодальный грех".

Сюжет прост: снится ночь расстрела, герою и страшно, и одновременно тянет в ту темень, где свершается расправа, ведь там
"Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг".

Сам Набоков развеял сомнения спорящих, назвав концовку всего лишь "стилистическим приемом".

Но он, надо полагать, немного слукавил, поскольку в стихотворении высказал свою давнишнюю боль: спасительный "покров благополучного изгнанья" обостряет как никогда дилемму: неужели чтобы вдыхать волшебный аромат черемухи в овраге, нужно "пережить" расстрел?!
Какая она, родина? Почему она расстреливает своих: сыновей, дочерей, отцов и детей?

И этот образ расстрела невинных, просто любящих свою родину людей, будет преследовать Набокова всегда.
Чувство вины, что не стал невинно убиенным?!
Нет. И еще раз нет.
Скорее, неразрешимая вязь двойных стандартов, преследующая Россию весь 20-ый, и увы, уже два десятилетия века 21-го.

И не только Россию и русских.
Эмиграция - бич 20-го столетия.
Целая волна армянской эмиграции после резни в Османской империи, массовая эмиграция в годы двух мировых войн, и наконец, сегодня - вынужденная украинская эмиграция из-за проведения Россией военной спецоперации в Украине.

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею -
вот-вот сейчас пальнет в меня, -
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.

Берлин
1927 г.

Но то, что выражено языком литературном, обретает совершенно циничные очертания при ближайшем рассмотрении геополитических подвижек на идеологической и национальной почве.
Речь пойдет о новоявленных матрицах постсоветского пространства.

Приходится констатировать: кремлевские придумки новых матриц исторической самоидентификации путинской России зашли в тупик.
Ярчайший пример - далекая от реальности, глубоко предвзятая и политически ангажированная интерпретация роли Баку в нагорно-карабахском конфликте.
Цитата из репортажа корреспондента "Вестей недели" с Нагорного-Карабаха:

"В руинизированном Нагорном Карабахе Баку ведет активное строительство; в Шуши открылась парикмахерская, а старый мастер дядя Анар приносит людям радость" (добавлю от себя: состригая остатки их разума, как корреспонденту "Вестей").

Примечательно: комментарий про руины сопровождается демонстрацией обломков взорванных азербайджанской стороной памятников мирового культурно-исторического наследия во время и после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе.
Руины армянских храмов и целых культурных кварталов с музеями изобразительного искусства, скульптуры, ковров - вот что осталось после "возвращения земель" со стороны Баку.
Стирать историческое прошлое региона и сочинять новые этнические концепты, накачанные мощью каспийской нефти, - это одна из постсоветских идеологических матриц для захвата чужих территорий.
Но какова роль России, заметьте, миротворческой державы, так называемой третьей стороны в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе?
Демонстрировать на федеральном канале "Россия" вандализм азербайджанских военных, взорвавших практически все памятники армянской архитектуры в Карабахе, и преподносить это как благородное отстраивание "запущенных, руинизированных территорий" , при этом публично аплодировать двуличному Баку?
Неблаговидная роль, не так ли?
Однако, с глубоким политическим подтекстом, заметим, превозносящим грубую силу, в том числе - нефтяную.
Именно поэтому российская медийность уходит "в обратку", говоря о Донецке и Луганске.
Ведь согласно матричной логике, подтвержденной в регионе армяно-азербайджанского конфликта, территориальная целостность постсоветской республики священна. Азербайджана - да, Украины, выходит, нет.
Ведь на Донбассе "щемили за русский язык" и нужно было срочно отделяться от "агрессора", самоопределяться и самопровозглашаться.
А в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и в Баку вырезали целые армянские семьи, так же жестоко и беспощадно, как во времена фашисткой оккупации расстреливали евреев в варшавских гетто и удушали в газовых камерах в концлагерях.
Но почему-то хваленая азербайджанская матрица в ДНР и ЛНР фигурирует как перевёртыш.
Так генерируются двойные матричные стандарты на постсоветском пространстве.

Небольшая ремарка: совет ЮНЕСКО осудил беспрецедентное варварство и вандализм азербайджанской стороны и призвал прекратить дальнейшее разрушение армянских монастырей и церквей, а также - других памятников исторического наследия в Нагорном Карабахе.

Так где теперь "набоковская родина" армян, изгнанных с родины предков?
Где родина тех украинцев, которых вынуждены были покинуть Мариуполь, Запорожье, Рубежную и Лисичанск?
Неровен час, и появится (уже появляется) волшебный сюжет на российском федеральном канале о пришествии второго Баку на Донбасс, отстраивающего то, что самими было взорвано и разбомблено.
Гибкая матрица, ничего не скажешь.




Читатели (60) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи