У Владимира Набокова есть знаковое стихотворение - "Расстрел".
Вокруг него кипели споры: фрейдисты улавливали в нем "жажду смерти", а марксисты - желания искупить "феодальный грех".
Сюжет прост: снится ночь расстрела, герою и страшно, и одновременно тянет в ту темень, где свершается расправа, ведь там "Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг".
Сам Набоков развеял сомнения спорящих, назвав концовку всего лишь "стилистическим приемом".
Но он, надо полагать, немного слукавил, поскольку в стихотворении высказал свою давнишнюю боль: спасительный "покров благополучного изгнанья" обостряет как никогда дилемму: неужели чтобы вдыхать волшебный аромат черемухи в овраге, нужно "пережить" расстрел?! Какая она, родина? Почему она расстреливает своих: сыновей, дочерей, отцов и детей?
И этот образ расстрела невинных, просто любящих свою родину людей, будет преследовать Набокова всегда. Чувство вины, что не стал невинно убиенным?! Нет. И еще раз нет. Скорее, неразрешимая вязь двойных стандартов, преследующая Россию весь 20-ый, и увы, уже два десятилетия века 21-го.
И не только Россию и русских. Эмиграция - бич 20-го столетия. Целая волна армянской эмиграции после резни в Османской империи, массовая эмиграция в годы двух мировых войн, и наконец, сегодня - вынужденная украинская эмиграция из-за проведения Россией военной спецоперации в Украине.
Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывет кровать; и вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать.
Проснусь, и в темноте со стула, где спички и часы лежат, в глаза, как пристальное дуло, глядит горящий циферблат.
Закрыв руками грудь и шею - вот-вот сейчас пальнет в меня, - я взгляда отвести не смею от круга тусклого огня.
Оцепенелого сознанья коснется тиканье часов, благополучного изгнанья я снова чувствую покров.
Но сердце, как бы ты хотело, чтоб это вправду было так: Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг.
Берлин 1927 г.
Но то, что выражено языком литературном, обретает совершенно циничные очертания при ближайшем рассмотрении геополитических подвижек на идеологической и национальной почве. Речь пойдет о новоявленных матрицах постсоветского пространства.
Приходится констатировать: кремлевские придумки новых матриц исторической самоидентификации путинской России зашли в тупик. Ярчайший пример - далекая от реальности, глубоко предвзятая и политически ангажированная интерпретация роли Баку в нагорно-карабахском конфликте. Цитата из репортажа корреспондента "Вестей недели" с Нагорного-Карабаха:
"В руинизированном Нагорном Карабахе Баку ведет активное строительство; в Шуши открылась парикмахерская, а старый мастер дядя Анар приносит людям радость" (добавлю от себя: состригая остатки их разума, как корреспонденту "Вестей").
Примечательно: комментарий про руины сопровождается демонстрацией обломков взорванных азербайджанской стороной памятников мирового культурно-исторического наследия во время и после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Руины армянских храмов и целых культурных кварталов с музеями изобразительного искусства, скульптуры, ковров - вот что осталось после "возвращения земель" со стороны Баку. Стирать историческое прошлое региона и сочинять новые этнические концепты, накачанные мощью каспийской нефти, - это одна из постсоветских идеологических матриц для захвата чужих территорий. Но какова роль России, заметьте, миротворческой державы, так называемой третьей стороны в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе? Демонстрировать на федеральном канале "Россия" вандализм азербайджанских военных, взорвавших практически все памятники армянской архитектуры в Карабахе, и преподносить это как благородное отстраивание "запущенных, руинизированных территорий" , при этом публично аплодировать двуличному Баку? Неблаговидная роль, не так ли? Однако, с глубоким политическим подтекстом, заметим, превозносящим грубую силу, в том числе - нефтяную. Именно поэтому российская медийность уходит "в обратку", говоря о Донецке и Луганске. Ведь согласно матричной логике, подтвержденной в регионе армяно-азербайджанского конфликта, территориальная целостность постсоветской республики священна. Азербайджана - да, Украины, выходит, нет. Ведь на Донбассе "щемили за русский язык" и нужно было срочно отделяться от "агрессора", самоопределяться и самопровозглашаться. А в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и в Баку вырезали целые армянские семьи, так же жестоко и беспощадно, как во времена фашисткой оккупации расстреливали евреев в варшавских гетто и удушали в газовых камерах в концлагерях. Но почему-то хваленая азербайджанская матрица в ДНР и ЛНР фигурирует как перевёртыш. Так генерируются двойные матричные стандарты на постсоветском пространстве.
Небольшая ремарка: совет ЮНЕСКО осудил беспрецедентное варварство и вандализм азербайджанской стороны и призвал прекратить дальнейшее разрушение армянских монастырей и церквей, а также - других памятников исторического наследия в Нагорном Карабахе.
Так где теперь "набоковская родина" армян, изгнанных с родины предков? Где родина тех украинцев, которых вынуждены были покинуть Мариуполь, Запорожье, Рубежную и Лисичанск? Неровен час, и появится (уже появляется) волшебный сюжет на российском федеральном канале о пришествии второго Баку на Донбасс, отстраивающего то, что самими было взорвано и разбомблено. Гибкая матрица, ничего не скажешь.
|