Выплёскивая дум речитатив. Венок сонетов. 4 ----------------------------Между «pro» и «contra»
1.
Судьбы приобретая очертанья, Увиденный на улице «офорт», Расскажет больше, чем повествованье, И про себя воскликнешь: «Вот же чёрт! Как раньше не сумела догадаться, Что только в этой графике земной Могла так просто жить и ошибаться, Бросаясь, словно в омут, с головой!» Случайность изменяет фокус резко – Одно уходит, провалившись с треском, Другое от потерь сильней горит. Сюжеты, роли, строчек откровенье Рождаются не зря – в одно мгновенье: Жизнь наша – непонятный алгоритм.
09.08.2020
2.
Жизнь наша – непонятный алгоритм, Не помогает хитрости шпаргалка. Так много не по делу говорим, Когда молчим, себя бывает жалко. И к старости летим на всех парах,- Не успевает мудрость вслед за нами… Казалось бы, одуматься пора, - Достойно умираем дураками! По-русски уповая на «авось», Хотим, чтоб невозможное сбылось, Нам дьявол с богом чешут подсознанье. Припомнив богоматерь, чью-то мать, Хотим от наказанья убежать, - Приходится держать в узде желанья.
09. 08. 2020
3.
Приходится держать в узде желанья, Венок сонетов чтобы дописать. Он кажется каким-то наказаньем, Которого никак не избежать. А почему бы, кажется, поэту Не потрудиться ночью над Венком, Сказать решившись многое об этом И не смолчать, как водится, о том. Ему ли нянчить собственную леность, На выходе явив стихов бесценность И душу вдохновеньем разбудив! Не всё ль равно, о чём писать берёшься? В сонетах ты и плачешь, и смеёшься, Блуждая в лабиринтах парадигм.
09.08.2020
4.
Блуждая в лабиринтах парадигм, Подчас не замечаешь очевидность. Себя от ложных истин уведи, Пусть даже это будет не солидно: Идти не в ногу, не чеканить шаг, Не подпевать обученному хору, И даже станет тяжело дышать, Но никогда враньё не будет впору. Доверься интуиции, она С тобой нутром душевно скреплена. А что судьба? Чертовски крутит сальто. Ты будешь спотыкаться на пути, Но надо обязательно дойти… Дни пролетают переменой слайдов.
10 – 11. 08.2020
5.
Дни пролетают переменой слайдов И вертят бытовой калейдоскоп. Рецепт от повседневности не найден, Не запасёшься праздниками впрок. Но если на заре зимой приснится Многоголосье из весенних трав, Взлетевшая над облаком синица, Легко и безмятежно сон прервав… Подумается: ангел расстарался – Сидел в сторонке, тихо улыбался И что-то пел на простенький мотив, А ты его не замечала раньше, И видела повсюду много фальши, И часто вместо цвета – негатив.
09 – 11. 08.2020
6.
И часто вместо цвета – негатив, И диссонанс – заменою гармоний. Желаешь отыскать аперитив, Но не находишь… Кто-то посторонний Тебя готов похлопать по плечу, Мол, дескать, что ж, не кисни, не смертельно… За равнодушье пошлое плачу, Вдобавок потерялся крест нательный… Как будто было всё давным-давно: Страсть выпита, любовь легла на дно, Потери перепутывают карты. Что делать с этим? А не всё ль равно! Представь себе, что крутится кино: Играет мир в рулетку или нарды.
09. 08. 2020
7.
Играет мир в рулетку или нарды, Ты – не игрок и радуйся тому! Зачем тебе фальшивый тон азарта Приманкой повзрослевшему уму?
За окнами – восторженность черёмух, За облаком – пьянящая лазурь, А где-то нарисованный подсолнух Произрастает из житейских бурь. Над Петербургом – ангельским свеченьем Туманы Блока – головокруженьем, Но конь под медным всадником – ретив. Выходишь прогуляться спозаранку, - Течёт который век в Неву Фонтанка, Выплёскивая дум речитатив.
11. 08. 2020
8.
Выплёскивая дум речитатив, Венки сплетаешь, говоря о многом, Вычерчивая норовистый штрих, Умасливая строчку слогом новым. Тоскуешь о несбывшемся… Впотьмах Улавливая контуры наречий, Оставишь послевкусьем на стихах То, что и время ни за что не лечит. Уже берёзы жёлтую листву Бросают на пожухлую траву Ночами предосенними глухими. Стекают в Лету ушлые года, Зарубки оставляя иногда, И ты течёшь как будто вместе с ними.
11. 08. 2020
9.
И ты течёшь как будто вместе с ними, Как бывшим снегом – талая вода. Всё чаще приближается унынье И даже навещает иногда. То снег, то дождь, то пасмурно, то хмуро, На всю неделю – серенький прогноз. У памятника брошенный окурок – Как сорняки людские возле роз… У края свалки тянет шею лютик, Желая быть, и кто его осудит За то, что выжить нелегко в России И мусор не мешает никому… Привычка стала счастьем, потому Над головой – не купол ярко-синий.
13. 08. 2020
10.
Над головой не купол ярко-синий, Который хочешь видеть поутру… Мир над тобой из перекрёстных линий Дрожит на обезумевшем на ветру. Всё в проводах и жизни параллельно: Троллейбус сонно проезжает мост, Трамвай по тишине стучит прицельно, Такт отбивая, атакует мозг. Безвольно геометрию вкушая, Мечтаешь оказаться в тихом рае, В том, о котором боги говорят. Он где-то есть (не только после смерти), Но не Эдем тебе предложат черти, А чёрный, от Малевича, квадрат.
11. 08. 2020
11.
А Чёрный, от Малевича, квадрат – Такая многомерная картинка, Которой, может быть, сам Чёрт не рад, Почувствовав подвох от невидимки. Посмотришь на такой дорожный знак И понимаешь – не до философий… Ты либо одноклеточный дурак… Ли Бо’, поведай миру смысл высокий: * Припомни знаменитый кракелюр ** И под глубокомысленный ноктюрн Порассуждай о чуде Ферапонта. *** Теряет позолоту Густав Климт, Над мраком Казимира виснет нимб, Всё уместилось между «pro» и «contra».
11. 08. 2020
12.
Всё уместилось между «pro» и «contra» Вдруг понимаешь, прошлый век закрыв. Никак нам не дойти до горизонта И не проникнуть в тонкие миры. Здесь и сейчас, уже ни «до», ни «после», Живёшь сегодня или никогда… Но мысленный прокладываешь мостик В заоблачные выси и года. И всякий раз, гадая на таро, Надеешься услышать только «pro» Заветное, и с первого аккорда. Выходишь рано утром, – моросит, Проснувшаяся улица глядит Картинкой не столичного бомонда.
12. 09. 2020
13.
Картинкой не столичного бомонда Вливается в безудержный поток Туристов море… Почему-то «Honda» Пересекает путь наискосок. На перекрёстке что-то происходит, Под светофором галка хлеб клюёт, Кого-то кто-то ищет и находит, А время мчится задом - наперёд. Остановившись на секунду в полдень, Подумаешь о том, что путь твой пройден И даже не осталось куража. Помолишься Казанской колоннаде, Не удивишься: будто на параде По Невскому прохожие спешат.
12. 08. 2020
14.
По Невскому прохожие спешат, Им дождь – не дождь, хоть солнцем не богаты. Вот кто-то, замечтавшись, оплошал И получил холодных струй ушаты. Сегодня серый выдался денёк, Но завтра та же цветовая гамма Раскрасит город вдоль и поперёк И солнышка опять не даст ни грамма. Сиреневых кустов отцветший дым, Конь на Сенатской, вставший на дыбы, - В метафоре воспетого мечтанья.
Мы больше не увидимся с тобой… Текут рекой столетья под луной, Судьбы приобретая очертанья.
09.08. 2020
15.
Магистрал
Судьбы приобретая очертанья, Жизнь наша – непонятный алгоритм: Приходится держать в узде желанья, Блуждая в лабиринтах парадигм. Дни пролетают переменой слайдов, И часто вместо цвета – негатив. Играет мир в рулетку или нарды, Выплёскивая дум речитатив. И ты течёшь как будто вместе с ними, Над головой не купол ярко-синий, А чёрный, от Малевича, квадрат. Всё уместилось между «pro» и «contra». Картинкой не столичного бомонда По Невскому прохожие спешат.
09.08.2020
09. – 13. 2020
Примечания
№ 11
* Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и считается одним из крупнейших мировых поэтов, стоящим в одном ряду с именами Данте и Петрарки, Низами и Фирдоуси, Пушкина и Шекспира.
** Кракелю;р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии
*** Ферапонт Белозерский (1331—1426) — святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец.
Работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве. «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Музей: Государственная Третьяковская галерея
|