ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

4. Судьбы приобретая очертанья

Автор:
Автор оригинала:
Ольга Мищенкова
Жанр:


Выплёскивая дум речитатив. Венок сонетов. 4
----------------------------Между «pro» и «contra»

1.

Судьбы приобретая очертанья,
Увиденный на улице «офорт»,
Расскажет больше, чем повествованье,
И про себя воскликнешь: «Вот же чёрт!
Как раньше не сумела догадаться,
Что только в этой графике земной
Могла так просто жить и ошибаться,
Бросаясь, словно в омут, с головой!»
Случайность изменяет фокус резко –
Одно уходит, провалившись с треском,
Другое от потерь сильней горит.
Сюжеты, роли, строчек откровенье
Рождаются не зря – в одно мгновенье:
Жизнь наша – непонятный алгоритм.

09.08.2020

2.

Жизнь наша – непонятный алгоритм,
Не помогает хитрости шпаргалка.
Так много не по делу говорим,
Когда молчим, себя бывает жалко.
И к старости летим на всех парах,-
Не успевает мудрость вслед за нами…
Казалось бы, одуматься пора, -
Достойно умираем дураками!
По-русски уповая на «авось»,
Хотим, чтоб невозможное сбылось,
Нам дьявол с богом чешут подсознанье.
Припомнив богоматерь, чью-то мать,
Хотим от наказанья убежать, -
Приходится держать в узде желанья.

09. 08. 2020

3.

Приходится держать в узде желанья,
Венок сонетов чтобы дописать.
Он кажется каким-то наказаньем,
Которого никак не избежать.
А почему бы, кажется, поэту
Не потрудиться ночью над Венком,
Сказать решившись многое об этом
И не смолчать, как водится, о том.
Ему ли нянчить собственную леность,
На выходе явив стихов бесценность
И душу вдохновеньем разбудив!
Не всё ль равно, о чём писать берёшься?
В сонетах ты и плачешь, и смеёшься,
Блуждая в лабиринтах парадигм.

09.08.2020

4.

Блуждая в лабиринтах парадигм,
Подчас не замечаешь очевидность.
Себя от ложных истин уведи,
Пусть даже это будет не солидно:
Идти не в ногу, не чеканить шаг,
Не подпевать обученному хору,
И даже станет тяжело дышать,
Но никогда враньё не будет впору.
Доверься интуиции, она
С тобой нутром душевно скреплена.
А что судьба? Чертовски крутит сальто.
Ты будешь спотыкаться на пути,
Но надо обязательно дойти…
Дни пролетают переменой слайдов.

10 – 11. 08.2020

5.

Дни пролетают переменой слайдов
И вертят бытовой калейдоскоп.
Рецепт от повседневности не найден,
Не запасёшься праздниками впрок.
Но если на заре зимой приснится
Многоголосье из весенних трав,
Взлетевшая над облаком синица,
Легко и безмятежно сон прервав…
Подумается: ангел расстарался –
Сидел в сторонке, тихо улыбался
И что-то пел на простенький мотив,
А ты его не замечала раньше,
И видела повсюду много фальши,
И часто вместо цвета – негатив.

09 – 11. 08.2020

6.

И часто вместо цвета – негатив,
И диссонанс – заменою гармоний.
Желаешь отыскать аперитив,
Но не находишь… Кто-то посторонний
Тебя готов похлопать по плечу,
Мол, дескать, что ж, не кисни, не смертельно…
За равнодушье пошлое плачу,
Вдобавок потерялся крест нательный…
Как будто было всё давным-давно:
Страсть выпита, любовь легла на дно,
Потери перепутывают карты.
Что делать с этим? А не всё ль равно!
Представь себе, что крутится кино:
Играет мир в рулетку или нарды.

09. 08. 2020

7.

Играет мир в рулетку или нарды,
Ты – не игрок и радуйся тому!
Зачем тебе фальшивый тон азарта
Приманкой повзрослевшему уму?

За окнами – восторженность черёмух,
За облаком – пьянящая лазурь,
А где-то нарисованный подсолнух
Произрастает из житейских бурь.
Над Петербургом – ангельским свеченьем
Туманы Блока – головокруженьем,
Но конь под медным всадником – ретив.
Выходишь прогуляться спозаранку, -
Течёт который век в Неву Фонтанка,
Выплёскивая дум речитатив.

11. 08. 2020

8.

Выплёскивая дум речитатив,
Венки сплетаешь, говоря о многом,
Вычерчивая норовистый штрих,
Умасливая строчку слогом новым.
Тоскуешь о несбывшемся… Впотьмах
Улавливая контуры наречий,
Оставишь послевкусьем на стихах
То, что и время ни за что не лечит.
Уже берёзы жёлтую листву
Бросают на пожухлую траву
Ночами предосенними глухими.
Стекают в Лету ушлые года,
Зарубки оставляя иногда,
И ты течёшь как будто вместе с ними.

11. 08. 2020

9.

И ты течёшь как будто вместе с ними,
Как бывшим снегом – талая вода.
Всё чаще приближается унынье
И даже навещает иногда.
То снег, то дождь, то пасмурно, то хмуро,
На всю неделю – серенький прогноз.
У памятника брошенный окурок –
Как сорняки людские возле роз…
У края свалки тянет шею лютик,
Желая быть, и кто его осудит
За то, что выжить нелегко в России
И мусор не мешает никому…
Привычка стала счастьем, потому
Над головой – не купол ярко-синий.

13. 08. 2020

10.

Над головой не купол ярко-синий,
Который хочешь видеть поутру…
Мир над тобой из перекрёстных линий
Дрожит на обезумевшем на ветру.
Всё в проводах и жизни параллельно:
Троллейбус сонно проезжает мост,
Трамвай по тишине стучит прицельно,
Такт отбивая, атакует мозг.
Безвольно геометрию вкушая,
Мечтаешь оказаться в тихом рае,
В том, о котором боги говорят.
Он где-то есть (не только после смерти),
Но не Эдем тебе предложат черти,
А чёрный, от Малевича, квадрат.

11. 08. 2020

11.

А Чёрный, от Малевича, квадрат –
Такая многомерная картинка,
Которой, может быть, сам Чёрт не рад,
Почувствовав подвох от невидимки.
Посмотришь на такой дорожный знак
И понимаешь – не до философий…
Ты либо одноклеточный дурак…
Ли Бо’, поведай миру смысл высокий: *
Припомни знаменитый кракелюр **
И под глубокомысленный ноктюрн
Порассуждай о чуде Ферапонта. ***
Теряет позолоту Густав Климт,
Над мраком Казимира виснет нимб,
Всё уместилось между «pro» и «contra».

11. 08. 2020

12.

Всё уместилось между «pro» и «contra»
Вдруг понимаешь, прошлый век закрыв.
Никак нам не дойти до горизонта
И не проникнуть в тонкие миры.
Здесь и сейчас, уже ни «до», ни «после»,
Живёшь сегодня или никогда…
Но мысленный прокладываешь мостик
В заоблачные выси и года.
И всякий раз, гадая на таро,
Надеешься услышать только «pro»
Заветное, и с первого аккорда.
Выходишь рано утром, – моросит,
Проснувшаяся улица глядит
Картинкой не столичного бомонда.

12. 09. 2020

13.

Картинкой не столичного бомонда
Вливается в безудержный поток
Туристов море… Почему-то «Honda»
Пересекает путь наискосок.
На перекрёстке что-то происходит,
Под светофором галка хлеб клюёт,
Кого-то кто-то ищет и находит,
А время мчится задом - наперёд.
Остановившись на секунду в полдень,
Подумаешь о том, что путь твой пройден
И даже не осталось куража.
Помолишься Казанской колоннаде,
Не удивишься: будто на параде
По Невскому прохожие спешат.

12. 08. 2020

14.

По Невскому прохожие спешат,
Им дождь – не дождь, хоть солнцем не богаты.
Вот кто-то, замечтавшись, оплошал
И получил холодных струй ушаты.
Сегодня серый выдался денёк,
Но завтра та же цветовая гамма
Раскрасит город вдоль и поперёк
И солнышка опять не даст ни грамма.
Сиреневых кустов отцветший дым,
Конь на Сенатской, вставший на дыбы, -
В метафоре воспетого мечтанья.

Мы больше не увидимся с тобой…
Текут рекой столетья под луной,
Судьбы приобретая очертанья.

09.08. 2020

15.

Магистрал

Судьбы приобретая очертанья,
Жизнь наша – непонятный алгоритм:
Приходится держать в узде желанья,
Блуждая в лабиринтах парадигм.
Дни пролетают переменой слайдов,
И часто вместо цвета – негатив.
Играет мир в рулетку или нарды,
Выплёскивая дум речитатив.
И ты течёшь как будто вместе с ними,
Над головой не купол ярко-синий,
А чёрный, от Малевича, квадрат.
Всё уместилось между «pro» и «contra».
Картинкой не столичного бомонда
По Невскому прохожие спешат.

09.08.2020

09. – 13. 2020


Примечания

№ 11




* Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и считается одним из крупнейших мировых поэтов, стоящим в одном ряду с именами Данте и Петрарки, Низами и Фирдоуси, Пушкина и Шекспира.

** Кракелю;р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии

*** Ферапонт Белозерский (1331—1426) — святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец.

Работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве. «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Музей: Государственная Третьяковская галерея







Читатели (87) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи