ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Есть духа средоточие в Лавре

Автор:
Автор оригинала:
Нарине Удумян
Жанр:


 

           Мое беспечное незнанье

           Лукавый демон возмутил ...

           Взглянул на мир я взором 
ясным

           И изумился в тишине:

           Ужели он казался мне

           Столь величавым и прекрасным?

 
А. С. Пушкин
                 

Сегодня впору нам сказать:

"мое беспечное незнанье" ...


Как смерти близких оправдать,

"мое беспечное незнанье"?! 


Как гибель городов и сел,

и рек кровавые артерии 


нам сочетать со буквой "зет",

"мое беспечное незнанье"?..


Есть оскверненное величие - 

и пашня, что лишилась сева;


Есть духа средоточие в Лавре,

но есть поруганное "древо" - 


Истоков, общности, поверий:

когда бои - кругом неверие.


Всем тем, кому бесценна жизнь:

смените ракурс пошлых призм!


Взгляните в небо в час заката,

там ваши помыслы крылаты;


Они в оптической проекции - 

восторги, ярость и расплата;


В апреле - снег, в апреле - цвет,

мы сочиняем сагу лет, 


Искусных боевых деяний, 

провалов, боли, покаяния.


И древо моего "незнанья" 

вновь крону обретет из знания.


Нарине Удумян


Постскриптум: 


История не терпит лукавства, на всякого "царя-завоевателя" найдется свой Пушкин, а на всякого Аракчеева - свой бесстрашный и проницательный Мережковский.


К бюсту завоевателя 


Напрасно видишь ты ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих уст улыбку,

А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен.

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен, 

В лице и в жизни арлекин. 


А. С. Пушкин 


Об Аракчееве Мережковский написал следующее: 


"Что такое Аракчеев?

"Просто фрунтовый  солдат", - сказал о нем Пушкин.

Но это не так просто. Весь петербургский период русской истории  создал Аракчеева, получил в нем то, чего хотел.

Без лести предан - в этом гербе целая религия.

- Что мне до отечества! Скажите, не в опасности ли государь?" - воскликнул он в Двенадцатом году перед вступлением Наполеона в Россию.

Провались отечество,  да здравствует царь; не быть всем, быть одному - такова религия.

Дух небытия, дух человекоубийственной казенщины воплотился  в Аракчееве до такой степени, что почти не видно на нем лица человеческого, как на гоголевском Вие: "лицо было на нем железное".

Железное лицо Аракчеева - лицо единовластия. Нет Аракчеева, есть аракчеевщина - бессмертное начало. Всего ужаснее в нем это нечеловеческое, нездешнее, "виево".

Когда он умирал, Николай I прислал к нему в Грузине своего лейб-медика Виллие,  который предписал больному, кроме лекарств,  полное спокойствие; но однажды утром застал его с железным аршином в руке, которым умирающий наказывал провинившегося мальчика-садовника, "производя ему равномерные удары по носу".

Равномерные, "единообразные". - "Я люблю единообразие во всем", - говорил Александр I. Александр говорил, Аракчеев делал.

Может быть,  мальчик с окровавленным носом не чувствовал боли, окаменев от ужаса перед железным лицом этого железного автомата, "великого мертвеца" гоголевской Страшной мести: "хочет подняться выросший  в земле великий, великий мертвец".

И доныне весь русский народ - не этот ли бледный мальчик,  которого бессмертный Аракчеев бьет железным аршином по носу?" 


Итак, эволюция очевидна: от Аракчеева с железным лицом гоголевского Вия до "железного Феликса", эпоха которого вовсе не завершилась свержением памятника на Лубянке, а мимикрировала под демократическую власть и "главнокомандование армией и флотом".

И если рядом с железными феликсами  в постреволюционной России всегда стояли на страже партия и власть офицерская,  военная, то сегодня мы имеем полное слияние всех ветвей власти в образе метафорического "великого мертвеца".

"И вдруг настала тишина; послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви".

Не слышится ли нам и ныне это волчье завывание? Не раздаются ли тяжелые шаги?

"Ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был черней земли. Тяжело ступал, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены до самой земли. Лицо на нем железное".

Железное лицо Вия - лицо государственной казенщины в церкви.

- "Поднимите мне веки: не вижу". 


Так писал Мережковский.


Но сегодня все пострашнее - и слова Гоголя о том, как "навеки осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, - и никто не найдет теперь к ней дороги", оказались не просто пророческими, они стали обыденностью.

Коллективный российский Аракчеев так жаждал наказать мифического Вия в соседнем государстве, что устроил тотальное осквернение  общечеловеческих ценностей и главной святыни - человеческой жизни.

Неисчислимы жертвы и поруганные судьбы за этот зловещий месяц "весеннего равноденствия", когда чаша вселенских весов добра и зла с трудом склоняется в сторону света.


В своей земной реальности мы будем исходить из того, что чудовища в церкви изгнаны Спасителем, а наша задача - найти дорогу к храму.


Однако, дорогу к храму нельзя найти, идя с закрытыми глазами.

Надо ли говорить, что дорогу осилит идущий - идущий не с артобстрелами и бомбардировками жилых кварталов, а тот, кто охраняет свою территорию, защищает дом и родину.

Сегодня свой дом защищает Украина.

Не Россия.

Увы, Россия близка к тому, чтобы воскликнуть:

- "Приведите Вия, ступайте за Вием". 


Пушкин, Гоголь, Мережковский - это та самая интеллигенция, у которой нет национальности. Та, которую сегодня страстно хочет разобщить  российская власть.

Не бывает национальности и у настоящего президента в многонациональной стране - пример Владимира Зеленского подтверждает наднациональность власти.

"Патриотизм - это еще не все ... " , - это слова сестры милосердия, англичанки, спасшей множество жизней своих соотечественников в годы первой мировой и безжалостно казненной немцами.

Кто знает, что ею двигало? Надо полагать, человеколюбие, которое в определенных обстоятельствах проявляется как патриотизм. 

Но это не тот патриотизм, которому требуется символика  в буквенном выражении для того, чтобы заявлять о собственной значимости.

02 апреля 2022




Читатели (55) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи