ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Страницы семейной истории

Автор:
Жанр:
Мой родной дед (отец матери) – капитан Разгон Артем Порфирьевич – на день начала Великой Отечественной войны был командиром 101 отдельного саперного батальона 30 Иркутской стрелковой дивизии, расположенной рядом с городами Тирасполь и Бельцы Молдавской ССР (практически на границе с Румынией). В день объявления войны дед был в отпуске, и о войне ему сообщила жена. Дед сразу собрался и убыл на службу. Больше они не виделись никогда. Вскоре к месту проживания подъехала грузовая машина, на которой всю семью с тем, что успели захватить с собой, перевезли в Одессу. В Одессе в это время широко развернулась погрузка людей на пароходы для дальнейшей эвакуации морским путем. В то время, когда семья деда ожидала посадки на пароход, налетела немецкая авиация и стала бомбить порт. Люди в панике кинулись в разные стороны. Бабушка подхватила всех детей и бросилась к пароходу. Едва она успела заскочить на пароход, как на то место, где были все пожитки, упала авиационная бомба. Мощный взрыв разметал людей, не успевших укрыться, и уничтожил все вещи, в том числе и альбом с семейными фотографиями, который бабушка берегла, как зеницу ока.

Вскоре пароход отчалил от пристани и направился в открытое море. Вокруг взметались в небо огромные столбы воды от взрывающихся бомб. Грохот взрывов сопровождался непрерывной канонадой от стрельбы зениток. Вот такая картина запечатлелась в памяти моей мамы, которой в то время было всего четыре года.

Эвакуировали семью деда в г. Дзауджикау (Владикавказ). Четыре года они жили в охотничьем домике в 15 км от ближайшего населенного пункта. Одним из самых ярких воспоминаний того времени было то, что с большой поляны, находившейся неподалеку, можно было увидеть вершины Кавказских гор и наиболее красивую из них – Казбек.

Бабушка работала поваром в офицерской столовой и пешком шла до места работы и обратно и по этой причине уходила сразу на несколько суток. А дети оставались одни. Поэтому они рано привыкли быть самостоятельными и полагаться только на свои силы. Единственно, к чему дети так и не смогли привыкнуть – это к протяжному вою, который издавали десятки голодных волков, обитающих в лесу, окружавшему охотничий домик. Жизнь в условиях, приближенных к первобытным, привела к тому, что в первую же зиму умерли от пневмонии сестра моей мамы и два маленьких братика. Из пятерых детей выжили только двое: моя мама и ее старший брат.

Именно здесь, в эвакуации, семью настигла страшная весть, прибывшая с почтальоном, доставившим извещение о гибели капитана Разгон. Оказывается, Разгон Артем Порфирьевич погиб 11 июля 1941 года при форсировании Днестра. Саперному батальону была поставлена задача наведения переправы через Днестр. Выполняя приказ, командир батальона лично находился в лодке, которая переправляла трос через Днестр. Налетели немецкие самолеты и стали бомбить переправу. Одна из бомб разорвалась рядом с лодкой, в которой находился дед с бойцами. В результате взрывной волны лодка наскочила на бревно и перевернулась. Дед кинулся спасать своих подчиненных. Старшину ему удалось вытащить. Следующим был красноармеец Трофим Новосельский. Вытащить его сил уже не хватило. И дед вместе со своим солдатом ушел на дно. Впоследствии их так и нашли вместе жители села Калиновка, и похоронили, как неизвестных.
Бабушка все это скрыла от своих детей, не желая травмировать их психику.

В 1945 году семья деда вернулась в Молдавию. Моя мама каждый день выбегала на окраину села и ждала отца. Бабушка, видя это, плакала, но не решалась открыть ей страшную правду. Но, однажды, когда мамы долго не было, бабушка отправилась ее искать. Одинокую худенькую фигурку она обнаружила за селом на дороге. Моя мама кинулась к бабушке на грудь и разрыдалась: «Почему мой папа не приходит?! Ведь я его так сильно жду!!» И бабушка рассказала все, как есть… Вместе они стояли на проселочной дороге – той самой, по которой шел отец, покидая дом в страшном 1941, и слезы ручьем катились из их глаз. И не было в мире сил, которые могли бы помочь их горю…

Прошли годы. Моя мама выросла, окончила университет, уехала по распределению в дальний воинский гарнизон (пос. Шиханы). Там встретила свою любовь, вышла замуж. Родились дети. Но маму никогда не оставляла горькая память о том, что не осталось ни одной фотографии, ни одного рисунка горячо любимого ей отца.

В 1986 году, будучи старшим лейтенантом, я решил помочь маме, поставив целью найти могилу деда и его фотографию. Мною были написаны несколько сотен писем. В своем поиске я прошел по боевому пути дивизии в годы Великой Отечественной войны. Я обращался во все военкоматы населенных пунктов, где воевала дивизия, где есть музеи Боевой Славы, посвященные подвигам ее воинов. Через военкоматы я узнавал адреса ветеранов дивизии и списывался с ними. Но все было тщетно. Люди, которые действительно могли знать моего деда, уходили из жизни буквально за несколько дней до прихода моего письма.

Все изменилось, когда в России широко распространился Интернет. В 2012 году проходила акция, во время которой граждане России могли обратиться через портал Министерства обороны напрямую к Министру обороны. Узнав об этом, я написал письмо Министру обороны. Через два месяца мне пришел ответ, к которому была приложена фотография моего деда, отсканированная с его личного дела. Моя мама успела при жизни увидеть изображение родного лица, которое она сразу узнала. До самой смерти фотография отца всегда была у нее на виду. В 2016 году, благодаря социальной сети «Стихи.Ру», была найдена могила моего деда. Мое стихотворение, посвященное деду, увидел корреспондент газеты «Приднестровье» из Приднестровской Молдавской Республики Елагин Никандр, проживающий в г. Дубоссары. Он активно включился в работу, поместил обращения и статьи в местных СМИ. Результат не замедлил сказаться: через старожилов с. Калиновка Дубоссарского района могила была найдена. 9 мая 2016 года состоялось торжественное перезахоронение останков деда и красноармейца Новосельского на Аллее Памяти с. Калиновка. На памятнике золотыми буквами под большой пятиконечной звездой начертано: капитан Разгон А.П., красноармеец Новосельский Т.Н. А на надгробной плите изображен горящий Вечный огонь. Теперь за могилой ухаживают пионеры местной школы.

Все события, описанные выше, стали источником вдохновения и материалом при написании стихотворений «Я никогда не видел в жизни дела…» и «Похоронка».




Читатели (229) Добавить отзыв
Это ещё одна история жизни в период войны с ее потерями в семье. С Верой мы были здесь на сайте близкими. Она пригласила меня на свой юбилей в Саратов, я приняла ее приглашение, но по своим семейным делам не смогла... мы обе тогда расстроились... но отношения оставались очень тёплыми. Смерть Веры была громом... она воспитала двоих сыновей, которые достойны своих отцов и деда, о котором написал внук Олег, с которым имеем сейчас переписку на Стихи. Ру. Могу сказать: достойная семья в своих поступках и достойная смена. Есть у Веры внучка( Олега дочь, которая начала писать стихи и Вера меня просила ее поддержать отзывами. Так бабушка хотела помочь внучке обрести уверенность в начатом деле). Скажу откровенно: пролетают годы, но мне очень не хватает Веры. Многие покинули сайт... в память о ней я здесь.
23/03/2021 07:21
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи