Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово «взрыв», если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает «начало» помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово «выбух». Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики «бис», подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв — победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая властями, - она уверена в грядущем взрыве. Я пояндексил антоним к слову «взрыв», и получилось, что «спад». Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - «вбух»? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность — точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль — это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет — обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).
Страстью к девам полногрудым неустанно не гори: Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри - Ведь избыток удовольствий безразличием чреват, Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад, Обнаружив слишком поздно, что недугами полна, В щелки женщин провалилась жизни светлая весна. (Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)
Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах — взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб — кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю. Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви — расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого «вбух», с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2). Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.
Я вступаю в возраст скверных предчувствий, верных предвидений, отсеянной чепухи; то, что было потоком, становится тихим устьем, расползается вширь, лениво дробится на ручейки.
Время писать покаянки оставленным жёнам: бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!). Отражать облака. Быть самому отражённым в этих непроницаемых облаках.
"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю. Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."
Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю во что-то большое, солёное, древнее... Видимо, в океан. (Геннадий Акимов, Океан)
А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры — это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или «черная» дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях… Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля — животворящая Гера, воздух — Гадес, вода — слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы — вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй — порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма). Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады — Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при «вбухе», когда первоэлементы соединяются, и при «выбухе», когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором — единство. Но я бы убрал слово «смерть» из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы. Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла «О природе». Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.
1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита! 2. Скудные средства познания нашим дарованы членам, Множество скверн и напастей смущает пытливые думы. Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной, Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья, 5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать: Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно, Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью, Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает. 3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . .. 4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню, Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги! Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева, Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице, 5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям. [663] Нет, не заставит меня обольщение чести и славы В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть. Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто, 10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху, Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову; Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью, Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто. 5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить. Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы, В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать. 6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной: Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес, Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис, 7. ... Непроизводные... 8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти: Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось, Что и зовут неразумно рождением темные люди. 9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица, Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные люди То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают, Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду. 10. ... Мстительную смерть ... 11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают, Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть, Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было. [664] 12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно, Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в мысли Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы. 13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого. 14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться? 15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит. Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась, Были все люди – ничто, и в ничто они вновь разрешатся. 16. Ибо как были они искони, так и будут – две вместе: Думаю, их несказанное время вовек не лишится. 17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве. Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель: Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью, То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит. Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах: То, Любовью влекомое, сходится всё воедино, То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга. <Так, поскольку единство рождается без перерыва> В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, – Вечно они возникают, и нет у них стойкого века. Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах. Вечно постольку они существуют в недвижимом круге. Выслушай слово мое: возращает учение разум. [665] 15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья, Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве, Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела, Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь, 20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду. К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье. Смертные членам своим врожденной ее почитают, В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник. Радостью и Афродитой богиней ее величая. 25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье. Все они равны и все одинаково древнего рода, Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой Свойство иное; господствуют вечно они по порядку. 30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет: Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало. Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло? Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого? Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга, 35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь. 18. ... Любовь... 19. ... Единящею Любовью ... 20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных: То, Любовью влекомые, сходятся все воедино Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы; То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь 5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают. Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду, Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных. [666] 21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры, Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами. Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце, Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая, 5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага, Вот и в земле сокровенное твердое мира начало. Все во Гневе они разновидны и врозь существуют, Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной. Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет: 10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены, Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы, Также и боги из них, многочтимые, долгие днями. Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга, В видах различных являются: столько их смесь изменяет 22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, – Все стремятся равно к единению всеми частями, Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи Так равно и все те, что более склонны к смешенью, 5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты. Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком: Купно сойтись неспособны они, и властвует ими Беспрекословно Раздор, такую им давший природу. 23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство, Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь, Краски различные в руки берут и потом, соразмерно Смешивать их начиная – одних и других понемногу, 5 Образы схожие всяких предметов из них производят: То вырастают деревья, то мужи выходят и жены, Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы Даже и боги, почетом отличные, долгие днями; Так да ума твоего не коснется обман заблужденья, 10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной, Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам. [667] 24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить до конца одной стези повествования ... 25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ... 26. Властвуют поочередно они во вращении круга, Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая. Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга, Образ людей и животных различных пород принимают. 5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок, То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга, Чтобы в единое целое снова затем погрузиться. Так, поскольку единство рождается без перерыва В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, – 10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века. Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, – Вечно постольку они существуют в недвижимом круге. 27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно, Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря: Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос. 27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах. 28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов, Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос. 29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают, Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных: Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос. 30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов, К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время, Клятвой великою им предреченное порознь обоим… [668] 31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку. 32. ... Сочленение связывает два... 33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ... 34. . . . Склеив ячменную муку с водою ... 35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений, Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая. После того как Раздор в глубочайшие недра пучины Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась, 5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий. Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими, Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором. 10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов. Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался. Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось, 15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым. Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий В образах многоразличных и дивных на вид происходят. 36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи. 37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает 38. Скажем о первых и равных по древности мира основах, ________________________ * Стихии. ** Стихий. [669] В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной: Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух, Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье. 39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики, Как то гласят празднословные многих людей утвержденья, Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ... 40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ... 41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо. 42. .......... лучи у него затмевает, Прямо под ним протекая и тень полагая на землю Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи. 43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной... 44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает. 45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю. 46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая... 47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею... 48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою. 49. ... Пустынной и слепоокой ночи ... 50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер. 51. ... Быстро вверх ... 52. ... Под землею горит много огней... [670] 53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . . 54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает. 55. ... Море – пот земли … 56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела 57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих. 58 . . Блуждали одночленные органы ... 59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось, Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало, Множество также других прирождался к ним беспрерывно. 60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями... 61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых, Твари бычачьей породы с лицом человека являлись, Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов: Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари. 62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна. Цельноприродные чада земли выникали сначала, 5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой. Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным, Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела, Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена. 63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины.. [671] 64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ... 65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись, В образе жен выникает ... 66. ... Расколотые нивы Афродиты ... 67. В более теплых частях самец зарождается в чреве. Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше И волосатее жен … 68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый. 69. ... Двоякорождающие.. 70. . Кровяная чаша . . . 71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья, Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца Образы все и цвета преходящих возникли созданий, – Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты... 72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские... 73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым. 74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя... 75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части: Свойство такое они получили из дланей Киприды, 76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, – У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь: Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю. [672] 77. ... Вечнозеленый ... 78. ......... сообразно С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем. 79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает 80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом 81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага 82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах Плотный покров чешуи – из одной происходят основы 83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной. 84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу, В ярко горящем огне очага зажигает светильник, Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая: Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится, 5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами Яркими путь от порога вперед освещать начиная: – Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах и тканях Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок, Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал скрываться, 10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги, Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше 85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось 86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита 87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита. 88. ...Из обоих происходит одно зрение. [673] 89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят. 90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться, Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась. 91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом. 92. ... Медь, смешанная с оловом ... 93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука... 94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени. 95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды. 96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды, Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости, Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись. 97. ...Хребет... 98. После того как земля в совершенную гавань Киприды Якорь забросила, – равными там сочеталась частями С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей, Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая. Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти. 99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ... 100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят, В устьях которых наружные кожи покровы сквозными Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови 5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья: [674] Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает, Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем; Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает. Так водяными часами из меди блестящей играет 10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых. Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет, 15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает. Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, – Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая. 20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится: Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам, Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье эфира Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает; 25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно. 101. Пес, чутьем находя частицы животного тела, Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи... 102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье. 103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность. 104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ... 105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце; В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем: Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает. 106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем. [675] 107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок, Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби. 108. За день поскольку свою изменяют все люди природу, Ночью постольку различные грезы их ум посещают. 109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою, Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный, Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором. 110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем, То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой, Множество также других обретешь из них ценных стяжаний; 5 Ибо они вытекают одно из другого согласно С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному, В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, – Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья, К милому лону природы родной возвратиться желая. 10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли. 111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют; Только тебе одному я открыть это всё собираюсь. Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь, Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят; 5 Если ж захочешь, – обратное вновь их воздвигнешь дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро, В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень: Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю. Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.
|