Юрий Иванович Кочетков
(15 июня 1927 – 13 апреля 2011)
В нашей писательской организации Юрия Ивановича Кочеткова называли последним романтиком советской эпохи. Непостижимым образом в нём сочеталась рыцарская галантность природного аристократа с принципиальной, по-солдатски выверенной честностью.
Вся печаль моя – Россия, И вся радость - тоже Русь. Ветры век меня носили, Вот года и подкосили, Жёлтым листиком кружусь.
Кровь, как живица лесная, В теле бродит и сочит. Наперёд никто не знает, Сколько сердце простучит.
Где проляжет путь твой млечный, Где веселье, а где грусть… Верю только – будут вечны И Россиюшка, и Русь.
«Когда мир раскалывается пополам, трещина проходит через сердце поэта», - это выражение Генриха Гейне как нельзя более точно отражает творческий и человеческий облик журналиста и литератора Кочеткова. Блестящий очеркист с начала шестидесятых годов вошёл в число лучших журналистов Астрахани, активно участвуя в литературном процессе, пробиваясь к сердцам людей через самый оперативный и наступательный жанр публицистики.
Как было радостно встречать его на парадах в честь великой Победы в медалях! Как красив и подтянут бывал он в своих любимых белых костюмах! Юрий Кочетков свято чтил память о друзьях, поэтах-фронтовиках, и всегда ценил талантливую молодёжь, помогая ей и словом, и делом.
В альбоме старом фото: В пилотках набекрень Стоит в строю пехота С винтовкой «на ремень».
На месяц или годы Идёт в поход отряд? Увозят пароходы Пехоту в Сталинград.
Лопатят воду плицы, След тает за кормой… Всё дальше, дальше пристань, Всё ближе, ближе бой.
Стареют фотоснимки. Кто сохранить их смог? Вот женщина в косынке, В руках её – письмо.
Но вскрыть его боится, Испуг и боль в глазах… Строка плывёт, двоится, И на щеке – слеза.
В альбоме судьбы, годы И память о былом: Война и пароходы, Война и отчий дом.
(«Альбом войны»)
Юрий Иванович раньше всех откликнулся на мой первый поэтический сборник «Преданная женщина», изданный в 1991 году, уделив обзору вышедшей в свет книги целый разворот в газете «Волга». Столь же трепетным отношением он отметил и Юрия Щербакова, о чём тот тепло вспоминал в статье «Сильный духом», посвящённой восьмидесятилетию со дня рождения Кочеткова:
«В 1987 году принёс я ему, тогдашнему ответственному секретарю газеты «Волга», свою поэму «Навстречу рассвету». И что вы думаете? Она была напечатана! Достаточно редкий случай, когда почти целиком четвёртую страницу главного партийного издания области заняла поэма. Правда, рубрику к своему детищу Юрий Иванович предложил соответствующую эпохе – «Навстречу 70-летию Великого Октября!» Должен сказать, что мне и сегодня не стыдно ни за поэму, ни за её «шапку». Прошли годы, и я, возглавив писательскую организацию, предложил Кочеткову вступить в наш творческий союз. И что же? Юрий Иванович взял время на раздумье и размышлял едва не год! Человек, который, на мой взгляд, должен был обрести статус профессионального писателя ещё в советские годы! Скромность и самокритичность – вот виновники этого недоразумения. А ещё – жанровая раздвоенность. Хотя мне кажется, что это вовсе не недостаток, а, напротив – достоинство».
Юрий Кочетков (1927 –2011) – автор поэтических сборников «Я здесь родился», «Вторая молодость», «Поющая раковина», «Лазоревые цветы», «Ларец памяти», «Избранное. Стихи и поэма», любил вспоминать слова поэта-фронтовика Константина Симонова о том, что настоящий писатель должен уметь в литературе всё: от газетной заметки до драмы в стихах. Возможно, именно поэтому, отклоняя многочисленные предложения о вступлении в Союз писателей России, Юрий Кочетков долгие годы верно и преданно служил журналистике.
Тем не менее, собкор Всесоюзного радио и Центрального телевидения в Астрахани, главный редактор областного радио, ответственный секретарь старейшей на Нижней Волге газеты, солдат последнего фронтового призыва Великой Отечественной войны создал немало ярких художественных произведений.
Кто ещё так романтично и ярко мог представить в стихах Велимира Хлебникова, 130-летний юбилей которого мир отметил в Год Литературы?
Приснопамятные имена В ночь собираются к пиру… Вижу – в седле, с копьём, в стременах – Хлебникова Велимира.
Русский идальго, Наш Дон Кихот И очарованный странник Розовой степью скачет верхом, Острой печалью ранен.
Вечно скитался он, Ждал весну, Бредил непознанным миром, Стала купелью Волга ему, Будущему Велимиру.
Прежде не верил я вещим снам, Нынче взволнован до боли: Ночью я шёл по его следам Степью калмыцкой, полем.
(«Сон»)
Ещё в начале шестидесятых в очень популярных в то время сериях «Первая книга поэта» и «Первая книга писателя» он выпустил сборники стихотворений и рассказов.
В любом жанре, в котором работал Кочетков, будь то публицистический очерк, художественная зарисовка к фотоальбому о любимом волжском крае, портрет интересного человека, земляка-астраханца или сельчанина, лирическое или гражданственное стихотворение, поэтическое эссе, проникновенностью чувств напоминающее небольшую новеллу или рассказ о тревожной юности. Он знал, о чём и как сказать людям.
В каждом его произведении – неподдельная, пропущенная через собственное сердце боль за Россию и любимую малую родину – Астрахань, с которой Кочетков изначально, с самого рождения, чувствовал нерасторжимую связь:
Встала Астрахань у моря Белокаменной стеной И на радость, и на горе Под восточною луной.
Писатель родился в Астрахани 15 июня 1927 года. С детских лет его, городского жителя, окружала живописная красота Понизовья, он рано узнал рыбацкий труд, поскольку много времени проводил во время летних каникул у родственников в Красном Яру, вместе с дядей-рыбаком и троюродным братом проводили ночи в лодке, осваивая небольшой плавучий невод. «Тихо, луна светит и где-то далеко девчата поют», - вспоминал Юрий Иванович рыбацкие вечера, которые создавали поэтический настрой в душе.
Он рано научился читать, лет пяти-шести впервые прочёл Пушкина, пробовал писать стихи сам. Поэзия с самого начала не была для Юрия Кочеткова некоей прекрасной отвлечённостью, сказкой. В сознании мальчика небыль и явь слились в одно, поэзия отождествляла действительность. Ему представлялось, что именно здесь «Пушкин был, встречал здесь зори и здесь писал про лукоморье и про учёного кота».
Юный романтик зримо видел, как у ствола могучего дуба рыбак запирает лодку «замком на ту златую цепь», зверя, идущего камышовой тропою, избушку, «где сама собою со скрипом открывалась дверь» и даже русалку, шагнувшую «в туман из воды». Его Лукоморье – здесь, рядом с нами, «в краю рыбацким», «в заливе тихом за селом». Это его, наше Лукоморье, поэт совсем юным ушёл защищать от врага на фронт. О нём, когда-то сказочно богатом нашем крае, всегда тревожилось его чуткое сердце.
Первый поэтический сборник Кочеткова был одобрен критикой. В рецензии, опубликованной в «Комсомольце Каспия» 23 июня 1965 года, И. Ростовцев называл выход книги Кочеткова отрадным явлением, отметив, что стихи проникнуты теплотой, любовью к местным рекам, затонам, протокам, к штормовому Каспийскому морю. Рецензент М. Котов, в процессе подготовки для журнала «Волга» заметок о первых книжках молодых поэтов-волжан перечитавший до десятка сборников, изданных за три года, искренне обрадовался, взяв в руки книгу «Я здесь родился»: «И вдруг – находка, пока ещё небольшая, скромная, но всё-таки находка, в которой, как солнце в капле воды, отражается и красота матушки Волги, и сама поэтическая душа волжанина»:
В рассветной дымке стынет Волга У ног прибрежных деревень. Её и расплескать недолго, Как чашу, налитую всклень. Ещё и звёзды видеть можно Под волжским утренним стеклом. Не потому ль так осторожно Рыбак работает веслом?
Проза, журналистика и поэтические опыты в творчестве Юрия Кочеткова всегда шли параллельно, пересекаясь, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга. В основе вышедшего двумя годами ранее сборника очерков и рассказов «Вторая молодость» (1963), без сомнения, лежат журналистские впечатления, фабула ни одного из рассказов не выдумана.
В рецензии «Точный прицел!» («Волга», 27 февраля 1964 г.) А.Гаркуша писал: «Светлые образы свидетельствуют, что у автора зоркий глаз и чутьё художника – «Остывающее солнце висит над стройным тополем, как фонарь на мачте!» Образно и просто». Таких поэтичных находок в сборнике немало. Вот в ведре, налитом всклень, «вода колышется, играя солнечными бликами, будто чья-то щедрая рука швырнула в него горсть золотинок. Обычные, прозаические, бытовые детали под пером художника оживают, становятся живописными: «Незаметно кончилось лето. Солнце будто состарилось, стало вялым и скучным». Или: закат полощется на другом берегу «алым гигантским парусом». Автор достоверно описывает события, свидетелем и участником которых он был. Детали рыбацкого труда известны ему не понаслышке, он показывает различные характеры, описывает людские поступки и судьбы, и в каждом описании чётко видна личная гражданская позиция писателя. Герой рассказа «Девушка с огнёвки» Алексей служил в морской пехоте и в десантных войсках Севастополя. С этим городом связаны армейские годы Кочеткова – в тревожное послевоенное время он служил в частях морской авиации Черноморского флота.
Юрий Иванович Кочетков – человек интересной и мужественной биографии. Когда началась война, будущему писателю было всего четырнадцать лет, но уже в 1941 году он окончил курсы рулевых в военно-морском клубе Осоавиахима и получил удостоверение общественного инструктора морского дела.
Юноша грезил морем и с радостью ходил вместе с друзьями на шестивёсельных морских ялах под парусами по Волге. Он мечтал стать юнгой, но семье пришлось покинуть Астрахань: муж сестры был военным, его часть меняла дислокацию, эшелон, в котором ехала семья, под бомбёжками прошёл в сторону Сталинграда и свернул в заволжскую степь. На станции близ нынешней Оренбургской области почти одновременно с окончанием девяти классов Юрий прошёл военный всеобуч. Весной сорок четвертого семья оказалась в Житомире, под бомбёжками. Немцев из города выбивали дважды, однако они никак не могли успокоиться. Эти и другие страшные, но яркие впечатления Кочетков позже опишет в повести «Последний призыв», где явственно отслеживается перекличка судеб курсанта Глеба Старанина и автора, призванного в армию в августе 1944 года и отчаянно просившегося на фронт в неполных семнадцать лет. Однако стал курсантом Военно-морского авиатехнического училища.
Все годы учёбы Юрий писал стихи, вёл дневниковые записи. «За несколько перегонов от нас пролегал фронт, и мы подсчитывали дни, когда наконец-то зачитают выпускной приказ и двинем на запад. У каждого была своя арифметика, и всё же выходило так, что можем не успеть. Нетерпением страдал каждый. Кто-то даже слух пустил, чтобы душу потешить, что бумага пришла: сократить и без того укороченный курс обучения. И когда в роте обнаружили вдруг вора, переодели его в солдатское б/у с обмотками и отправили на пересыльный пункт, многие ему завидовали: его отправили на фронт. Даже если через трибунал штрафником, всё равно туда, на передовую», - в этой небольшой новелле «Во втором эшелоне», как и в каждом рассказе, отрывке или повести о солдатах последнего военного призыва, показана тревожная правда о штрафном батальоне, о том, как был задержан в лесу фашистский пособник, проникший в училище под чужим именем, о первой любви и о многом другом. О солдатах фронта и тыла, о героях и совсем простых, незаметных людях, Юрий Кочетков рассказал языком сочным и ярким, правдиво и без прикрас.
У каждого из них разные судьбы и одна судьба на всех – судьба Отечества, судьба России. Каждый, кто вместе с писателем оказался во втором эшелоне, понял, что его передовая проходит теперь здесь – армии и флоту были нужны не только бойцы с автоматами, но и специалисты по современному оружию. После окончания курса военного обучения в мае 1946 года Юрий Кочетков был направлен в Севастополь, потом служил под Одессой. Вся служба проходила в частях морской авиации Черноморского флота, а закончилась в Ейске на Азовском море через семь лет, в 1951 году – война безжалостно повыбила из рядов старших, и солдаты последнего призыва охраняли мир, доставшийся такой страшной ценой.
Юрий Кочетков охранял мирное небо над двумя морями, так сбылась его морская мечта, ради встречи с которой, как сказано в одном из его стихов, «стоило рисковать». Он летал радистом на американских «Каталинах», был механиком на радио и радиолокации:
Опять я в Севастополе. Дышу турецким ветром Мы тут в бушлатах топали На Графскую С оркестром. …Туман над Балаклавой, У Херсонеса росы. За город русской славы И нынче пьют матросы.
Солдаты последнего фронтового призыва официально признаны участниками Великой Отечественной войны. Юрий Иванович Кочетков был награждён юбилейными фронтовыми медалями, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «ХХХ лет Советской армии и флота», юбилейной медалью «За доблестный труд», которую получил в ознаменование столетнего юбилея со дня рождения В.И.Ленина. Именно в этот день, 22 апреля 1970 года, Кочетков был утверждён в должности собственного корреспондента Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он в стихах говорил:
Я – солдат, И строчки, как солдаты, Быть всегда обязаны в строю.
В его молодости было столько впечатлений, что не писать он просто не мог. Судьба одарила его многими интересными встречами. В армии он был комсоргом эскадрильи, а комсоргом полка был самый юный герой фадеевской «Молодой гвардии» Радик Юркин. В годы прохождения службы на глаза Юрию Кочеткову попался журнал «Смена», в котором были опубликованы стихи астраханца Юрия Маркова. Завязалась переписка, поэты подружились, и после двухлетней работы в Улан-Баторском аэропорту Монгольской Народной Республики Кочетков был приглашён Марковым на работу в радиокомитет. К этому времени в астраханских газетах уже публиковались стихи Кочеткова о море, флотской жизни, о Монголии.
Молодой поэт посещал литературное объединение, которым в то время руководил прозаик Александр Иванович Черненко, ставший впоследствии главным редактором ленинградского журнала «Нева».
Знакомство и дружба с поэтами Борисом Шаховским и Николаем Поливиным укрепили в Юрии Кочеткове любовь к поэзии, к русской литературе в целом. Оба они были редакторами его первых книг, а после смерти Б.Шаховского Волгоградское книжное издательство доверило Кочеткову составление посмертного сборника поэта-фронтовика, к которому Юрий Иванович написал вступительную статью. Прощанию с другом было посвящено и это стихотворение:
Нам некогда и помолиться. Уже догорела свеча… На старом погосте столицы Несли мы его на плечах. Печально молчали берёзы. Прикрыл веки солнечный луч, И медленно капали слёзы Нежданно нахлынувших туч. Несли мы Орфея-солдата, Как с бранного поля несут. Как будто бы из автомата Убили сейчас его, тут. А было-то всё в Сталинграде: И раны, и город в огне… Стихи в обгоревшей тетради Об этом поведали мне. Он не был ни часа без риска. Он с честью закончил свой бой. И вычеркнут был он из списка Давно отгремевшей войной.
(«Прощание с Шаховским»)
Были в судьбе Кочеткова и встречи с писателями Михаилом Лукониным, Михаилом Хониновым, Виктором Кочетковым, Исаем Тобольским, Владимиром Солоухиным, Михаилом Алексеевым, Леонидом Соболевым, Марком Максимовым; народным поэтом Таджикистана Мирзо Турсун-заде; художниками и фотомастерами Марком Редькиным, Дмитрием Бальтерманцем, Владимиром Курдовым, Николаем Скоковым, Владимиром Секлюцким; артистами, о которых он писал и делал радиопередачи и интервью, - Людмилой Целиковской, Марией Максаковой, Борисом Бабочкиным, Виктором Чекмаревым, Светланой Дружининой, Николаем Гриценко и другими интересными и известными личностями. Долгое время поэт переписывался с Павлом Ильичом Лавутом, одним из биографов Владимира Маяковского.
«Для пишущего человека очень важно соприкосновение с людьми, известными в литературном мире», - справедливо отмечал поэт, воспринявший как подарок судьбы знакомство с семьёй Гиляровских. Этому событию Ю.Кочетков посвятил очерк «Дом в Столешниках».
С Николаем Поливиным Юрий Кочетков дружил полвека. Именно Поливин написал рецензию «О тайнах моря и боли людской» на поэтический сборник Кочеткова «Поющая раковина» (1997), необыкновенно точно прочувствовав новую ступень в творчестве своего друга. «Листаю новую книжку стихов, и возникает такой образ: на корабль русской поэзии поднимается штурман изящной словесности, астраханец Кочетков Юрий Иванович. Он пишет о море, о глубинах океана. И не только… Им сделан ещё один шаг вверх по ступенькам мастерства. «Поющая раковина» - не просто очередная веха в творчестве одарённого человека, а диплом на зрелость окрепшего таланта». Открывается поэтическая книга стихотворением «Поющая раковина», в котором Поливин, помимо идеи взаимосвязи всего живого на море и на суше, точно подметил боль автора за шторм в родной стране: «Штормит в нашей стране нынче крепко, и не просто удержаться на плаву. Больно всякой русской душе, что великая Россия оказалась распятой».
Эта боль выплеснулась в стихотворениях «Шторм» и «Расстрелянный город», в котором явно угадывается Грозный – «растерзанный город», ставший памятником войне и двадцатому столетью».
В поэте остро пульсирует боль за своё поруганное Отечество, где «гордятся пропиской в Бутырках заблудшие сыновья». Кочетков одним из первых почувствовал начало падения великой державы, опубликовав в газете «Волга» 3 декабря 1994 г. стихотворение «Мои окаянные дни».
В публицистическом очерке «Что век грядущий нам готовит?..» (1998) Юрий Кочетков, с горечью отмечая падение в России нравственного начала, когда «вновь в почёте тот, кто неслыханно богат», а слово «Отечество» превращают в абстракцию, в нечто туманное, видит очищение нации в крепости духа, о чём «громко молчит бесконечное наше терпение».
«Надо бы очиститься от грязи нового средневековья, содрать с себя налипшую ракушку и разъедающую нас ржу, ступить на порог нового века с чистой совестью и воистину с благими намерениями, дабы переход этот не стал изломом земной коры, людских душ и судеб», - пишет поэт и гражданин, лирическая муза которого, пройдя большой жизненный путь, не изменила своего романтического характера, что ясно выражено в кочетковских эссе и художественных зарисовках, являющихся естественным продолжением его поэзии. Она стала более волевой, познав мучительные сомнения и тревоги.
Был и я на той войне, где мы носом землю рыли, и медаль вручили мне, а кого-то и забыли.
Писарь не вписал в графу отличившегося имя, и лежат в штабах, в шкафу ордена войны и ныне.
Ищем мы по всей Руси, ищем и по белу свету… Друг забытый! Ты прости всем живым обиду эту.
Мощная работа интеллекта не лишает благотворительной ранимости, но учит и побуждает преодолевать страдания. Открытость, доверчивость и совестливость Кочетков черпает у родной провинции, в которой «хлебнул когда-то русского деревенского детства». В его сознании рано сложился образ Родины, которая «и воздух, и хлеб, и трава, и небо. И…состояние души». А душа у автора «Лазоревых цветов» и «Поющей раковины» всегда была открыта людям и своему многострадальному Отечеству. И если морская раковина поёт о «тайнах жизни в океане», то душа поэта поёт обо всём, что его тревожит, иногда срываясь в тревоге за происходящее вокруг на крик негодования.
За честную гражданскую позицию поэт вместе с астраханским краеведом Александром Марковым был поощрён наградным знаком «В ознаменование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина», вручённым народно-патриотическим союзом России. И это не случайно. Кто ещё так сумел описать наше, астраханское, лукоморье?
«Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...»
А.С.Пушкин
Я в детстве, помню, часто спорил о том, что в давние года здесь Пушкин был, встречал здесь зори и здесь писал про Лукоморье и про учёного кота.
Приметил я одно местечко, где так легко поёт душа, где затерялась наша речка в глухих и тёмных камышах.
Могучий дуб стоял там кротко, к воде тянулась жадно степь. Там запирал я на ночь лодку замком на ту златую цепь.
А поутру лесной тропою никем не виданный шёл зверь. В избушке там сама собою со скрипом открывалась дверь.
Я видел даже, как русалка в тумане вышла из воды, и леший там корявой палкой играл на струнах бороды.
Я до сих пор со всеми спорю о том, что в этом правда есть. И утверждаю: Лукоморье в краю рыбацком нашем. Здесь.
(«Лукоморье»)
В этих строках из первого поэтического сборника Юрия Кочеткова с гордым названием «Я здесь родился» (1965) – искренняя любовь к родному краю с великой рекой, «что берёт начало из былины», с закатным небом, до того красивым, будто его кто-то «вымазал малиной».
Верится, что гордые стихи и смелые публицистические выступления Юрия Ивановича Кочеткова помогут выстоять и выжить нашей России «в шторме жития земного». Непременно помогут, поскольку их автор жил одною болью с Волгой и Россией.
Юрий Щербаков не случайно называл Кочеткова правофланговым – старшиной нашей писательской организации. По нему мы равняли шаги, выверяли дела и поступки. Он прямой наводкой гвоздил по безнравственности, бездуховности, бездумью в своих гневных статьях, не обходил острых углов и в стихах:
За окошком стынут вишни, Нет огня в печной золе. И мне кажется, я лишний На родной моей земле. Света луч всё уже, уже… Засыпает зимний сад. Никому теперь не нужен Доживающий солдат. …До меня ль сейчас кому-то, Песню б вытянуть свою… Генералы помнят смутно, Что и я стоял в строю.
13 апреля 2011 года Юрий Иванович Кочетков ушёл из жизни. Журналистские тропы сводили его с разными людьми: рыбаками, библиотекарями, литераторами. Интеллигентная скромность и внутреннее достоинство всегда отмечало этого человека. Его стихи будут читать ещё многие поколения, ведь его поэзия пронизана любовью к жизни.
В 2012 году, спустя год после кончины Ю.И. Кочеткова, вышла в свет книга лирических, философских и публицистических эссе, стихов последних лет жизни автора, включающая в себя также и дневник писателя - «Дом в Столешниках». Всё это было бережно собрано по крупицам его внучкой Оксаной Фёдоровной Комаровой и дочерью Ириной Юрьевной Чистяковой, доктором филологических наук, заведующей кафедрой общего языкознания и речеведения Астраханского государственного университета.
Благодаря бережному отношению к писательскому наследию его потомков и друзей по работе в радиокомитете сохранилась литературная запись Астраханского радио 1969 года, где литературную передачу вёл Юрий Иванович, а поэма «Аранзал» прозвучала в авторском исполнении калмыцкого поэта Михаила Ханинова.
По частицам, по крупицам после кончины Юрия Кочеткова отыскивают нигде и никогда прежде не публиковавшиеся поэтом стихи его дочь и внучка. Как же радостно бывает, когда впервые открываешь для себя такие проникновенные строки:
Распушился инеем кустарник, Ветки – словно чьи-то письмена. И стоит он, как коралл хрустальный, Поднятый с неведомого дна.
Всё сверкает, как во сне, как в сказке, Было в детстве, так и будет впредь. Радость этой зимней нашей Пасхи Может нас оттаять, отогреть.
Высвечены искрами неона Огненных рождественских витрин Улицы, дома – до небосклона, Реки и озёра – до глубин.
Я гляжу на снежные деревья На хрустальный в инее коралл И звучит симфония доверья, Скоро, очень скоро грянет бал.
Царствует над миром новогодье, Ночь всего, а будто без конца... Жизни многоликой благородье Тешит наши грубые сердца.
Хочется мороза нам и снега, Хочется, чтоб в душах таял лёд. В эту ночь пусть каждому хоть с неба Звёздочка на счастье упадёт.
(«Зимняя сказка»)
Лауреат литературной премии «Чистое небо», литератор-фронтовик Юрий Кочетков до последнего вздоха был верен памяти о своей юности, опалённой войной, чему ярким подтверждением стали многие из его стихов:
Сегодня кумиры мои не поэты Новейших И даже античных времён. Секите меня и казните за это, Я буду стоять всё равно на своём. Кумиры мои нынче – Жуков и Тёркин, Кто в общем строю и велик был, и мал, Кто после победы ходил в гимнастёрке И долго сапог фронтовых не снимал.
(«Кумиры»)
13 апреля 2014 года в день памяти Юрия Ивановича Кочеткова на доме по адресу: площадь Ленина, 4, где он жил с 1960 по 2011 годы, была установлена памятная доска, созданная по эскизу Александра Сергеевича Маркова.
Этот факт - достойное признание таланта и честно прожитой жизни фронтовика последнего призыва, в которой Юрий Иванович успел сделать много доброго, оставить последующим поколениям пронзительный нерв своей поэзии и прозы.
Эрудит, творец и труженик, он был неравнодушен к судьбе страны, которую защищал на фронте, любовью к родному краю пронизано от первой до последней строки его творчество. Его заметили с первых же строк мэтры астраханской литературы Александр Черненко и Борис Шаховский, с которым он на всю жизнь подружился. А дружить он умел, и его дружбы удостоены многие, и в их числе пришедшие на открытие мемориальной доски поэты Юрий Щербаков, Борис Свердлов, председатель Астраханской организации Союза журналистов Зубаржат Муратова, журналист Борис Водовский, фотохудожник Виталий Лоянич, автор этих строк и многие другие, каковых трудно перечесть.
«Запомните меня, ребята, таким поэтом и солдатом!..» - завещал в одном из своих стихотворений Юрий Иванович.
В тот памятный день у мемориальной доски замер почётный караул и самые близкие, друзья, представители мэрии и областного министерства культуры. Прозвучал гимн России, а вслед за ним - три почётных орудийных залпа.
Самые искренние слова звучали здесь, на семи ветрах, чтобы откликнуться в людских сердцах: мы навсегда будем помнить Вас, Юрий Кочетков, и поэтом, и солдатом!
На могиле Юрия Ивановича установлен памятник. Он представляет стоящий тор¬цом книжный том из черного гранита. На лицевой стороне поэт изображен с рукописью в руках. Указаны годы жизни и смерти, а ниже – сочиненная им эпитафия:
Я знаю, мой ангел-хранитель Звезду мою в небе зажжёт. Незримой мы связаны нитью. Он душу мою бережёт.
На оборотной стороне па¬мятника мы видим море, чаек и американский самолёт «Каталина». И здесь же - такие строки:
И шторм утих. В горах лавандой Запахло вдруг под небом синим, А Севастополь, как шаланду, Уносят ветры от России.
Подтверждением тому, что романтика и рыцаря непростой эпохи и помнят, и чтут, служат и переводы его стихов на казахский язык Назарбеком Шнановым, и новые песни на его стихи, созданные Александром Куриным, и научные статьи, в которых исследуется творчество Ю.И. Кочеткова, и очерк Юрия Щербакова о нём, опубликованный в апреле 2014 года в «Литературной газете», и этот очерк.
Литература:
Юрий Кочетков. «Вторая молодость». – Нижне-Волжское книжное издательство, 1963 Юрий Кочетков. «Я здесь родился». – Волгоград, 1965 Юрий Кочетков, Марк Редькин «Волжское Понизовье»: Книга-альбом – Москва: Издательство «Планета», 1988 «Где Волга прянула стрелою…»: Астрахань поэтическая/сост. Подольская Г.Г. – Астрахань, 1995. – С. 190-199 Юрий Кочетков. «Лазоревые зори». – Астрахань, 2000 Юрий Кочетков. «Ларец памяти». – Астрахань, 2000 Немировская Д.Л. На грани веков: Очерки. – Астрахань, Астраханское отделение Союза писателей России при участии астраханского отделения Литературного Фонда России, 2000.- С. 191-197 Немировская Д.Л. «Запомните меня, ребята, таким поэтом и солдатом». // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей под редакцией А.А. Курапова, Е.И. Герасимиди, Р.А. Тарковой – Астрахань. Издатель: Сорокин Р.В., 2016, Выпуск VIII, с. 351-356. Антология астраханской поэзии. Редактор-составитель П.В. Морозов. – Астрахань, 2003. – С.100-109 Юрий Кочетков. «Избранное». – Астрахань, 2007 «Свет мой безмерный». Антология астраханской поэзии/ред. - сост. С.А.Золотов, 2013.- С. 198-214 Юрий Кочетков. Дом в Столешниках. Составители: О.Ф. Чистякова, И.Ю. Чистякова – Астрахань, издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 157 с. Щербаков Ю.Н. Сильный духом. К 80-летию писателя Юрия Кочеткова. И современники, и тени. Очерки и посвящения. Астраханское отделение Союза писателей России, 2013. – С.74-76 Щербаков Ю. Н. Солдат русского слова. Памяти писателя Юрия Кочеткова. И современники, и тени. Очерки и посвящения. Астраханское отделение Союза писателей России, 2013. – С.77-78 Щербаков Ю. Н. Солдат последнего призыва «Литературная газета» от 26 апреля 2014 года. Чистякова И. Ю. Эпистолярное наследие Б.М.Шаховского и Ю.И.Кочеткова//Астраханские краеведческие чтения: сборник статей под ред. А.А.Курапова, Е.И. Герасимиди, Р.А. Тарковой - Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В., 2015, Выпуск VII.
28.04.2016 г. Публикация очерка «Запомните меня, ребята, таким поэтом и солдатом» о поэте-фронтовике Юрии Кочеткове, в газете «Астраханский мир».
|