ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Уход от катаклизмов и пути выхода из тупика

Автор:
Автор оригинала:
Спивак Павел
Жанр:
УХОД ОТ КАТАКЛИЗМОВ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ТУПИКА

«ИДЕОЛОГИЯ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ»
В.И. Вернадского. Некоторые обобщения.

ВВЕДЕНИЕ.
Россия и Человеческая цивилизация в целом - находятся в состоянии глубокого кризиса, стремительно продвигаясь к глобальной катастрофе. Идеология ноосферного развития является аксиомой и необходимым императивом в деле спасения планеты и жизни на Земле.
Человек призван быть в системе отношений: согласии с самим собой, обществом и природой, находиться в благополучной экологической обстановке, быть здоровым, совершенствовать свой образ жизни и духовность.
Знания об этом должны быть руководством к действию.
На государственном уровне требуется политическая воля для поддержки ноосферного развития и чтобы в Правительстве РФ за данное направление отвечал кто-либо из руководителей.
В конспекте представлены некоторые материалы, в том числе, законы природы, которые кладутся в основу создаваемой Идеологии ноосферного развития. Издание адресуется органам власти, организациям, предприятиям и учреждениям, и широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Некоторые методологические проблемы государственности
3. Стадии развития институциональных отношений, некоторые сюжеты анализа
4. Институциональные и рыночные отношения, пути выхода из кризиса
5. Институциональные отношения и духовность, образ жизни и здоровье

1. ВВЕДЕНИЕ
В наше время хорошо известно, что в природе всё взаимосвязано и очень часто воздействие на какой-то её отдельный компонент отражается на других, приводит к цепной реакции, которая далеко не всегда заканчивается полезным для природы и человека результатом. Нередко это влечёт нарушение окружающей среды и сложившегося экологического порядка. В. И. Вернадский, как основоположник учения о ноосферном развитии показал, что общество и природа представляют собой целостный живой организм, где человеку отведена особая роль.
Названному учёному принадлежат замечательные слова о том, что человек как житель планеты может и должен мыслить и действовать по-новому, "не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте".

Он понимал, что воздействие человека на природу далеко от разумного и что человечество, не зная законов природы, приносит огромный вред как ей, так и себе. В целях описания состояния системы человечество - природа, где в будущем взаимоотношения будут складываться на основе понимания людьми законов этого живого целого, Вернадский употребил понятие ноосферы.
Идеи и предвидения Великого учёного стали актуальными к началу третьего тысячелетия, когда наша планета вступает в Эру ноосферного развития, а человеческая цивилизация оказалась ввергнутой в состояние глубочайшего кризиса и стремительно движется к глобальной катастрофе.

Кризис проявляется в каждой стране и на планетарном уровне в экономическом, экологическом, культурном, политическом, духовном и других планах. Полным ходом идут деструктивные процессы, проявляющиеся в коллективных психозах и взаимной нетерпимости - религиозной и национально-этнической. Это находит выражение в форме эскалации насилия, терроризма, локальных войн и различных видов экстремизма, а также в виде разрушения природы, роста наркомании (в России - особенно алкоголизма) и пр. социальных патологий.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД), состоявшаяся в июне 1992 г., призвала все государства и народы мира перейти на новую парадигму земного существования - путь устойчивого развития. Необходимость этого вызвана тем, что человеческая цивилизация к началу третьего тысячелетия исчерпала возможности эволюции, когда природа за счёт своих резервов и естественным образом сложившейся системы воспроизводства самой себя обеспечивала допустимые условия жизни. При этом всё обостряющиеся противоречия между возрастающими потребностями людей в рамках действующих механизмов НТП и неспособностью биосферы планеты осуществлять такое воспроизводство губят саму биосферу, неумолимо приближая гибель человечества.

Осознание этого требует новой стратегии развития земной цивилизации, поэтому мировое сообщество приняло решение объединить усилия не только в целях выживания человеческого общества, но и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы названной Конференции ООН, взяла на себя исключительно ответственные обязательства по реализации Программы всемирного сотрудничества, принятой на основе общего согласия следовать по пути устойчивого развития.

Начало этому процессу было положено Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. за №236 и соответствующим Распоряжением Правительства РФ. Был проведён Всероссийский конкурс на разработку Концепции устойчивого развития для того, чтобы она была положена в основу Правительственного проекта. После его составления Проект концепции был разослан в 1995 году по министерствам, ведомствам, органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ, а также по различным государственным и общественным организациям, научным и учебным заведениям страны.

Далее в каждом из субъектов Федерации проводились обсуждения названного документа, а в обеих палатах Федерального Собрания состоялись парламентские чтения, после чего на июньском Всероссийском съезде по охране природы была создана Правительственная комиссия по доработке проекта формируемой концепции (1995 г.). Наконец после её одобрения на заседании Правительства и утверждения Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. за №440 была опубликована и сама Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

В тексте публикации отмечалось, что "следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей".

В соответствии с документами ЮНСЕД, предлагающими правительствам различных стран утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития, в России уже летом 1996 года была начата работа над проектом такого развития. Его разработала рабочая группа Министерства экономики совместно с Государственным комитетом по охране окружающей среды России, заинтересованными органами исполнительной власти на федеральном уровне и научными учреждениями во исполнение Указа Президента РФ за №440. Стратегия включает концептуальные основы устойчивого развития, предложения по формированию внешней эколого-экономической политики страны, рекомендации по определению долговременных приоритетов развития экономики и природопользования, а также социального, научно-технического и регионального развития с учётом того, что основные факторы, ограничивающие экономическую активность общества, относятся к сфере экологических нормативов.

При разработке стратегии учитывался опыт других стран в подготовке таких же документов, в частности Доклад "Америка и устойчивое развитие", разработанный Советом по устойчивому развитию при Президенте США.
На заседании Правительства РФ 11 декабря 1997 года проект Государственной стратегии устойчивого развития России был охарактеризован не как документ прямого действия, а как мировоззренческий, политический, гуманитарно-экономический, как платформа развития России на XXI век. При такой постановке проблемы, связанной с выживанием человечества, возникают вопросы о контроле со стороны высшей государственной власти значимых действий правительственных и неправительственных учреждений под углом зрения эффективности принятой стратегии. Каковы механизмы этого контроля и где гарантия постоянного действия политической воли в общегосударственном и международном масштабе? Кроме того, в принятых документах стратегия устойчивого развития понимается как некоторая политика в социально-экономическом плане.

Таким образом, фактически отсутствует возможность стратегического выбора в духовно-идеологическом, политическом или каком-либо ином аспекте в целях выживания общества в национальных границах или в более широком масштабе. Государственная и политическая воля при проведении стратегии устойчивого развития должна руководствоваться комплексным и системным подходом к проблеме выживания, когда не ведомства формируют концептуальные положения стратегии, а некоторый стратегический центр на основе знания законов природы, известных науке в целом. Приведём высказывание, сделанное в свое время по этому поводу, академика Семенова Н. Н. "Природа не знает о нашем делении на науки. Она едина. А это означает, что истинное познание её законов требует коллективных усилий многих наук, иначе мы будем видеть только одну сторону явлений и ничего не знать о других".

Не знать ничего о других сторонах явления, представляющего собой феномен Стратегии устойчивого развития, обрекает на неэффективность управления глобальными процессами, протекающими в жизни Земли. А это исключительно опасно как с точки зрения эффективности устойчивого развития, так и сохранения жизни на планете, в том числе и прежде всего человеческой цивилизации.

Итак, стратегия должна строиться на широкой основе знаний о развитии природы и общества, знаний законов природы эволюции и инволюции самых различных процессов, определяющих судьбу нашего земного существования. Можно сказать, что требуется новая Идеология, включающая в себя знания об образе жизни, мышлении, природе жизни планеты, включая и жизнь общества.
Но эти знания в рамках такой Идеологии должны находиться прежде всего не на методическом или организационно-техническом уровне, а на уровне методологическом и адекватном природе развития нашей планеты вместе с земной цивилизацией. Методология должна содержать в себе знания не только о жизни всего человечества, но и конкретно «О жизни России и необходимости выхода из кризиса.» И конечно же, такой выход не может рассматриваться отдельно и изолированно от внешнего окружения, которое вместе с Россией стремительно движется к глобальной катастрофе.

Поскольку Россия находится на пересечении восточной и западной культур, решение проблемы выхода из кризиса именно России является элементом основы преодоления кризиса во всём мире. В данном случае высказанное суждение есть закон природы применительно к обществу. Но это - не какое-то новое знание. Например, этим законом в своё время практически пользовался известный немецкий политический и государственный деятель Бисмарк, обеспечивший могущество и единство Германии. Понимая, что Чехия находится на пересечении среднеевропейских культур, он утверждал - "Прага является ключами ко всей Средней Европе". Бисмарк мог ошибаться разве лишь в том, что данный закон, основанный на эффекте пересечения названных культур, в XIX веке уже потерял свою адекватность, которую он имел в средние века, ибо Чехия и Прага таким пересечением культур в явно выраженной форме быть перестали. Но как бы там ни было, если пересечение культур имеет место, рассмотренный закон действует эффективно и универсально.

В свое время ученые из Римского клуба показали, как успешно могут применяться в области гуманитарных наук те знания, которые используются в технической сфере. Но до сих пор не осуществился в достаточной степени обратный процесс, когда сокровищница гуманитарных наук из области международных отношений, востоковедения, геополитики и т. д. предоставила бы свои уникальные знания для проведения тех разработок, где требуется комплексный и системный подход. В данном случае эти знания нужны для формирования методологии и Новой идеологии нашего земного существования.

В предлагаемой работе мы пытаемся показать, как можно действовать в деле формирования и практического использования рассматриваемой Новой идеологии. Первыми о необходимости ей существования и её основах сказали в своих работах Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и наш знаменитый соотечественник В.И.Вернадский. Именно эти мыслители заложили основы концепции ноосферы. В настоящее время в мире заняты обоснованием и развитием этой концепции многие исследователи, в том числе российские учёные в рамках школы выживания и устойчивого развития цивилизации во главе с А. Д. Урсулом. Его фундаментальные труды позволяют сделать следующие шаги в этом направлении и приступить к созданию идеологии, которую мы будем называть Идеологией ноосферного (устойчивого) развития.

Эта Идеология строится исключительно на объективных законах природы, касающихся прежде всего биосферы и, в особенности, общества. Идеология ноосферного развития (ИНР) не преследует политические цели, которые имеют место в обычной идеологической и политической борьбе. Отдельные элементы Идеологии мы формируем путём представления тех или иных законов природы, относя их к методологическому уровню знания. Методический или организационно-технический уровни рассмотрения проблемы выживания в рамках формирования ИНР нас интересуют лишь во вторую очередь. Мы не будем касаться проблем экологии и воспроизводства органической природной среды, решения глобальных проблем на философском или на физико-астрономическом уровне их рассмотрения - об этом много написано исследователями ноосферы. Наш вклад в ноосферологию заключается в формировании тех разделов этой новой науки, которые связаны -
С жизнью общества, укреплением государственности, повышением эффективности социально-экономических отношений и качества жизни - укреплением здоровья членов общества, совершенствованием их духовности, менталитета и образа жизни.

В Идеологии ноосферного развития соединяются знания законов о природе и обществе точно так же, как знания законов таких наук как физика, биология, медицина и психология соединяются при нахождении оптимальных условий жизни астронавтов в космосе. Естественно, что к политике это прямого отношения не имеет. ИНР - это надпартийная идеология жизни. Но это вовсе не означает, что общество её воспримет с распростёртыми объятиями подобно тому, как встречают деда Мороза и Снегурочку на новогоднем празднике.
Хорошо известно, что в некоторых случаях владельцы предприятий, загрязняющих окружающую среду, не могут остановить вредное для общества производство исключительно по причине их неспособности отказаться от получения сверхприбыли или прибыли вообще. Естественно, что отдельные концептуальные положения могут быть просто ошибочными. Несогласие с ними не означает негативного отношения к самой идее создания ИНР, поэтому в каждом отдельном случае предстоит большая работа специалистов, когда воля, знания и опыт найти истину обеспечат построение одного фрагмента за другим в деле нахождения Идеологии ноосферного развития.

2. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Исследование различных вопросов человеческой деятельности под углом зрения решения проблем ноосферологии осуществляется на основе знаний законов природы, которые относятся к рассматриваемой сфере деятельности и обеспечивают максимальную устойчивость с точки зрения ноосферного развития. Знания законов природы с течением времени пополняются, но такая информация не сконцентрирована в одном месте - в каком-то едином справочнике. Отдельные фрагменты такой информации разбросаны по различным отраслям знания и наукам.
Например, законы Ньютона принадлежат физике, а законы рынка - экономике. Не каждый физик знает законы рынка и не каждый экономист помнит выученные в школе законы Ньютона и ещё в большей степени не помнит законы Кулона, Гука и другие. В XX веке в России уже два раза тип государственности выбирался волевым образом - один раз партией большевиков, захватившей власть, а второй раз - в процессе перестройки, начатой Горбачёвым. Спрашивается, правильно ли каждый раз делался выбор с точки зрения устойчивого развития, т. е. не игнорировались ли и известны ли были при выборе типа государственности те законы природы, которые могли обеспечить максимальную эффективность развития экономики, экологии, демографии, культуры, духовности и т. д.

Для ответа на этот вопрос обратим внимание на то, что уже не первое столетие существует такая наука как Востоковедение. В данном случае для нас важно то, что она изучает общества с развитыми институциональными отношениями. К ним относятся национальные, родоплеменные и семейные отношения, а также отношения в рамках той или иной культуры, религии и вообще сложившихся условий жизни, основанных на традициях и обычаях. Кроме того - это отношения в пределах той или иной социальной группы, партии, организации (например, военной) при условии, что в основе жизни такой группы не лежат товарно-денежные, рыночные и правовые отношения.

Общества с развитыми институциональными отношениями исторически существовали тысячелетия и только последние двести с лишним лет на Западе стали появляться страны, где наряду с институциональными отношениями получили существенное развитие отношения рыночные и правовые, которые возникают одновременно и дополняют друг друга.

На них строится Институт демократии, поэтому рынок, право и демократия - это феномены, глубоко связанные друг с другом. Востоковедению известно, что в странах Востока и в так называемом "третьем мире" рынок и правовые нормы не являются основой бытия. Если же в обществе, где практически нет рынка, волевым образом, например, в целях введения демократии учреждать через конституцию товарно-денежные отношения и правовые нормы по той или иной схеме, известной в развитых странах, с расчётом на перестройку в течение 10 -20 лет, то результат будет один - это провал. Россия до 1917 года и в советское время, то есть сотни лет до распада СССР, была обществом, которое существовало исключительно на основе институциональных отношений. А рыночные и правовые были развиты в незначительной степени.

Исторический опыт свидетельствует, что социально-политическая стабильность при переходе к рыночным отношениям имеет место в случае, если обеспечивается медленный процесс уступок рынку, то есть, если выбран эволюционный путь перехода. В случае же успешного революционного перехода к рыночным отношениям (пример Великой французской революции) в обществе до момента революционного свержения власти не только идёт медленный процесс разложения традиционных сословных связей, но и формирования новых институциональных отношений нарождающегося класса, владеющего громадными материальными средствами. Поэтому даже в случае революционного перехода к новому строю просматривается основа будущего общества в виде новых, но опять-таки, институциональных отношений.

После смены власти начинает бушевать рыночная стихия, которая определённое время неподвластна контролю со стороны класса, совершившего революцию. Создаётся впечатление, что в новом обществе основополагающих институциональных отношений нет вообще, а присутствуют лишь классы с их антагонистическими отношениями. Делая обобщения на основе знаний из востоковедения, мы утверждаем, что в любом стабильно развивающемся обществе институциональные отношения всегда являются основой бытия, а рынок, как инструмент товарно-денежных отношений, в той или иной степени находится под контролем через механизм государственной власти.

Стихия рынка на первом этапе после смены власти свидетельствует о состоянии перехода, которое не может стабильно существовать само по себе. В физике это явление хорошо известно. Им является переход воды из жидкого состояния в газообразное и обратно.

После Великой французской революции возникшая общественная структура, выражаясь языком физики, не есть состояние общества, так как имеет место переход к новому строю в плане формирования иной структуры общественного бытия. Институциональные отношения в корне меняются. Частная собственность и атрибуты права вносят в жизнь жителей растущих городов изменения за счёт возрастания свободы выбора. До революции каждый человек был сориентирован на восприятие системы позитивных ценностей. В основе такой ориентации находились духовно-нравственные критерии, чувства доброты и справедливости, общественно-национальной солидарности и принадлежности к миру, сотворённого Богом, где на высоком уровне поддерживался авторитет Церкви.

После революции возрастающая система правовых норм начинает сужать сферу институциональных отношений, действующих в централизованном режиме и обеспечивающих ориентацию граждан на позитивные ценности. В первом случае совершению преступления мешает чувство и духовно-нравственная ориентация, нежелание быть осуждённым прежде всего со стороны морального кодекса. А во втором случае действует децентрализованная система с внушением чувства свободы и ответственности перед законом, что практически очень часто сводится не столько к нежеланию или страху его нарушить, сколько к возможности закон обойти и уж во всяком случае, быть по отношению к нему лояльным, нередко - чисто формально, а не по существу.

В рамках системы институциональных отношений, действующей в децентрализованном режиме, внутренняя ответственность за совершаемые поступки возрастает в соответствии с возросшим правом на их выбор. Чувство ответственности только частично имеет общественную природу, поскольку новая структура отношений предполагает наличие личных или узко групповых стимулов и целей. Если стимул является следствием патологии, то он имеет тенденцию к росту и подталкивает к совершению преступления.

Внутреннее ощущение права на выбор действий и поступков сосуществует с адекватным такому ощущению чувством ответственности за эти действия и поступки. Право и ответственность могут относиться как к одному человеку, так и к группе лиц (семье, общине, тому или иному коллективу, социальной прослойке, партии, классу, политическому, национальному или религиозному движению и т. д.). Общность в группе может определяться видом культуры или образа жизни, принадлежностью к народу или народности.

Между правом выбора на действия и поступки и ответственностью за них устанавливается равновесие, которое связано с социально-психологической устойчивостью той или иной рассматриваемой группы, её общественной стабильностью. Может случиться, что уровни ощущения права и чувства ответственности совпадают, но возможны случаи и отличия, причём разность уровней не обязательно должна быть величиной малой - она может быть и значительной. Общественная устойчивость и стабильность группы тем выше, чем меньше разница рассматриваемых уровней. Совпадение уровней соответствует максимальной стабильности. Именно несоответствие названных уровней в социально-психологическом плане будоражит людей, вызывает их неповиновение, толкает на революционные действия и восстания.

Анализ структуры общественных отношений можно проводить по изменениям, например, на правовой основе, когда баланс права и ответственности нарушается за счет повышения или понижения у некоторой группы лиц уровня права на действия и поступки. Как понижение, так и повышение такого уровня вызывает недовольство. В первом случае начинается борьба за утраченные права, а во втором - из-за неспособности нести ответственность в большей степени, чем позволяет внутренняя предрасположенность к этому. И в том и в другом случае люди ведут борьбу за то, чтобы им были обеспечены условия согласованности внутреннего ощущения права и ответственности.

Закон природы, требующий баланса социально-психологической предрасположенности на определённый уровень права и ответственности и фактически образующегося уровня в силу проводимой государством политики, назовём Основным общественным законом Конституции.
Неформальное право на осуществление тех или иных действий и поступков прежде всего ограничено возможностью их совершения. Например, ребёнок, находящийся под присмотром няни или родителей, не может брать колющие и режущие предметы, спички и иные вещи, вредные для его здоровья или опасные для окружающих. В этом случае неформальное право ребёнка на те, или иные действия ограничено его возможностью общения с окружающим миром, его возможностями в рамках границ, установленных взрослыми. С возрастом неформальные права ребёнка увеличиваются и расширяются. То же происходит и со взрослым человеком с ростом его жизненного опыта и знаний, расширением возможностей, а также в силу способствующих этому традиций и обычаев.

Или взять, например, патриархальную семью, в которой максимальные права принадлежат её главе, хотя и у него права не менее жёстко лимитированы его взаимоотношениями с внешним миром и вообще условиями жизни. Члены патриархальной семьи под контролем её главы несут свои функциональные обязанности по видам работ, участию в тех или иных мероприятиях, владению имуществом, определению своего жизненного и семейного статуса и т. д.

В такой семье может господствовать строгий распорядок, когда почти каждый шаг члена семьи согласовывается с её главой. В этом случае члены семьи лишены многих неформальных прав. Безболезненный переход от статуса меньшей ответственности в сторону её расширения возможен за достаточно продолжительное время с учётом постепенности адаптации человека в социально-психологическом плане к предрасположенности большего несения ответственности за свои действия и поступки.

Социальную группу лиц с небольшой ответственностью (например, рабов) можно перевести в иной социально-психологический статус путём расширения права выбора на действия и поступки, а также предрасположенности нести большую ответственность (сделав каждого из членов группы свободным человеком). Для этого следует со знанием дела (на основе законов природы) вышестоящему звену управления методично совершенствовать образ жизни рассматриваемой группы и в рамках эволюционного процесса постепенно повышать степень предрасположенности к ответственности и права выбора поступков и действий. Это и делал Моисей, который, выведя евреев из Египта, 40 лет постепенно и методично перестраивал их сознание в плане повышения степени предрасположенности к праву и ответственности. В результате рабская психология заменилась на мировосприятие свободного народа.

Если в качестве группы людей с урезанными по закону правами и ответственностью рассматривать крепостных крестьян России, то следует признать, что раскрепощение крестьян явилось актом мгновенного перевода их в условия жизни, в которой от них требовались беспрецедентно большие ощущения предоставленных прав и чувства ответственности.
В связи с этим в стране начала резко возрастать социальная напряжённость. У власти же отсутствовали требуемые опыт и знания о возможности безболезненного эволюционного перевода крестьян в новые условия жизни. В итоге Александр второй в конечном счёте сам же и поплатился жизнью за незнание обсуждаемого нами закона природы, по которому в крестьянской среде возникла чудовищная по силе социально-психологическая напряжённость. Она, естественно, не могла не распространиться на всё российское общество.

В результате на царя началась прямо-таки облава со стороны террористов. В 1866-м г. - покушение Каракозова, в 1867-м - Березовского (в Париже), в апреле 1879-го - Соловьёва, в ноябре того же года - покушение с помощью взрыва на железнодорожном полотне около Москвы и, наконец, 1 марта 1881 года царь был убит разрывным снарядом на Екатерининском канале в Петербурге.
Назовём метод преобразования рабской психологии в психологию свободного человека Методом Моисея. С его помощью можно добиться положительного результата в течение нескольких десятков лет. Будем считать 40 лет за эталон и попытаемся его использовать для анализа развития России. Прежде всего заметим, что если бы раскрепощением крестьян царская власть совсем не занималась, обрекая население на выживание в стихийно складывающихся условиях жизни, то тогда (если власть не свергнут) срок адаптации крестьянской массы к новым условиям существования возможно будет не 40 лет, а во много раз больше.
А ценой каких жертв такая адаптация осуществится, предсказать вообще не представляется возможным. При проведении адаптационных мероприятий частично, как это и было в России, ибо Метод Моисея был неизвестен также как и другой Метод, о котором мы скажем далее, а Столыпинские реформы были сорваны, был предопределён 1917 год.

Проблема адаптации рабочей массы к новым условиям жизни была ещё более актуальной, чем крестьян. Правда, в условиях производства и быта хозяева предприятий чаще всего лишали своих работников каких-либо прав и фактически снова их "закрепощали". Но возникала и другая проблема, которую можно ощутить, читая рассказы о детях П. П. Постышева. Например, он описывает жизнь работницы, которая подвергалась нещадной эксплуатации, работая в сутки по 16 часов. При этом она покидала дом на всё это время (в комнате без каких-либо удобств) своих маленьких детей, из которых младший ещё даже не умел ходить, а дочке, остающейся за старшую, было всего несколько лет. Вот какими возможностями эксплуатации в системе наёмного труда располагали капиталисты при найме на работу людей, ближайшие предки которых являлись крепостными. А работники в новых городских условиях жизни становились полностью деклассированной массой.

Николай второй осознал, что проблемы рабочих и крестьян нужно решать, и он по своему личному почину в 1905 году назначил Председателем Совета Министров П. А. Столыпина, который был полон решимости перевести крестьян в новые условия жизни, идя по пути реформ. К этому времени в сельской местности земля принадлежала не крестьянам, а общине - практически "колхозу", но не в такой, конечно, уродливой форме, как это было позже. Россия даже пережила в 1891 году голод, не сравнимый, разумеется, с голодом 1921 и 1933 годов, когда на Волге вымирали целые селения, а люди в борьбе за выживание ели даже покойников. По свидетельствам очевидцев того времени, мёртвые дети - эти маленькие скелеты с незакрытыми остекленевшими глазами складывались штабелями. Хоронить их было некому.

Столыпинская реформа передавала землю в личную вечную собственность крестьян. Тем из них, кто нуждался, предоставлялись свободные казённые и удельные земли в европейской части России. Была также разрешена продажа земель, максимально понижались платежи по ссудам Крестьянского банка, оказывалась помощь тем крестьянам, которые желали выходить из общины, выдавался кредит под залог надельных земель и т.д. Ставка делалась не только на частную собственность на землю в местах проживания крестьян, но и на отвод земли переселенцам, например, в Сибирь с продажей участков казённой земли на льготных условиях, с улучшением возможностей транспортных перевозок и оказанием помощи переселенцам. Одновременно решались самые различные организационные задачи, например, по подготовке кадров землемеров, агрономов, гидротехников и др. специалистов, объединение работы правительственных и местных органов, развитие строительства в сельской местности.

Результат Столыпинских реформ не замедлил сказаться. Началось крестьянское освоение Сибири. Была отменена ссылка в Сибирь, чтобы не засорять этот здоровый и благодатный край уголовными элементами. Переселенцы получали по 15 десятин земли на мужскую душу, освобождались от налогов на 3 года, от воинской повинности - на 5 лет. Были сделаны даже специальные вагоны для крестьянской семьи, чтобы можно было ехать со всем скарбом, с птицей и вообще со всеми домашними животными.

Не суждено было воплотиться планам Столыпина в жизнь. Во-первых, их реализация была начата поздно. Во-вторых, в общественном мнении звучали влиятельные голоса противников экономических мер (одним из "их был голос Л. Н. Толстого), в-третьих, было мощное сопротивление на уровне правительства и, наконец, в-четвёртых, деятельность Столыпина находилась под мощным натиском оппозиции, а покушения на жизнь реформатора закончились его убийством в 1911 году.

Итак, после отмены крепостного права, значительная часть населения России нуждалась в правовой, социально-психологической и духовной регламентации образа жизни в целях нахождения структурного баланса институциональных отношений на базе Основного общественного закона Конституции. Чтобы его выполнить требовались воля и знания.

В следующем разделе мы познакомимся с новым Законом природы, который в случае, если бы он был известен в России, его применение естественным путём привело к обновлению общества через изменение структуры институциональных отношений с повышением их политической, социально-экономической и духовно-нравственной устойчивости. По существу, большевики сделали то, что должен был сделать Царский двор, но последний из императоров являлся человеком с исключительно мягким характером и осуществить переход к командно-волевой системе управления он был не способен. Это было невозможно и потому, что нечто подобное уже в России было при Иване Грозном и Петре Великом, воспринятых потомками весьма негативно.

3. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, НЕКОТОРЫЕ СЮЖЕТЫ АНАЛИЗА.
Если на развитие государственности посмотреть с точки зрения эволюции институциональных отношений, то можно попытаться выяснить, нет ли достаточно строгой закономерности в изменении их структуры. При этом имеется в виду смена фаз в стадиях развития структуры рассматриваемых отношений в течение достаточно длительного исторического периода на протяжении тысячелетия и более. Поскольку Россия как централизованное государство существует менее четырёх веков, проведем наблюдение за развитием институциональных отношений в какой-либо иной стране с непрерываемой историей в течение нескольких тысяч лет. Для такого рода рассмотрении годится Китай, государственность которого существует более 4000 лет.

Китайское государство в течение всего этого периода существует как общество с институциональными отношениями с ярко выраженным колебательным процессом в виде поочерёдной смены двух фаз, двух специфических состояний. Одно из них основано на традициях и обычаях, которые оказываются основой бытия, кодексом взаимоотношений. Император в этом случае является лицом, которое в случае необходимости даёт трактовку правильности понимания и применения тех или иных традиций и обычаев, он не может влиять на сограждан с помощью командно-волевой системы.

Естественно, что необходимость трактовки требуется в каких-то сложных и нестандартных ситуациях, которые не могут не возникать по самым различным причинам, в том числе потому, что традиции и обычаи имеют способность со временем устаревать, становиться неадекватными изменяющимся условиям жизни и тогда действительно возникают проблемы эффективности ориентации на традиционный кодекс отношений. Поскольку философское обоснование разумности и описание специфики такого рода общественных отношений принадлежат Конфуцию, жившему за 500 лет до Новой эры, назовём эти отношения конфуцианскими. И сам период развития государства на основе традиций и обычаев будем называть конфуцианским периодом.

Рано или поздно морально-общественный кодекс отношений устаревает настолько, что "дирижёрская палочка" верховного правителя в лице Императора перестаёт быть эффективной. В этом случае осуществляется переход на иную систему общественных отношений, обоснование которой дано так называемыми легистами. Такой системе отношений свойственна жёсткая централизация в режиме командно-волевого правления. Начинается новое время в развитии государства, когда возможно проведение крупномасштабных общественных мероприятий. Ими могут быть строительство крупных сооружений, таких как Великая китайская стена, дамб и плотин.

В этот исторический период могут организовываться и проводиться военные походы в целях завоевания соседних территории. В системе отношений, описанных легистами, основную роль начинает играть воля монарха, осуществляющего руководство страной в режиме командно-волевого управления как в сфере общегосударственной, так и в сфере общественного комплекса проводимых широкомасштабных мероприятий и работ. Власть распределяется на иерархической лестнице сверху вниз между монархом, его наместниками на различных территориях, провинциальными князьками и другими лицами, которые оказываются в роли управляющих в различных провинциях страны. А снизу вверх, например, при проведении общественных работ на иерархической лестнице создаются такие звенья, как десятник, сотник, тысячник и т. д. Назовём отношения этой новой общественной системы легистскими также как и сам период командно-волевого общественного управления - легистским.

В рассматриваемый период развития общества традиционные устои конфуцианских отношений размываются. Чтобы представить себе как это происходит, вспомним, хотя бы, так называемую культурную революцию, которая имела место в КНР при Мао Цзе Дуне. В развитии этой революции сила авторитарного режима в процессе её роста достигла такого уровня, что даже культ почитания старшего поколения и родителей, что является в Китае одной из самых почитаемых традиций, вдруг был поставлен под вопрос. Особенно это проявилось в студенческой среде, когда молодые люди в угаре нагнетаемого психоза насильственно тащили под локотки своих профессоров, "приобщая" их к физическому труду и мобилизуя чистить сточные канавы.

В процессе становления, развития и упадка легистских отношений в каждом десятилетии основой управления оказывается некоторая равнодействующая командно-волевых методов руководства и тех традиций и обычаев, которые удерживаются обществом и таким образом проходят проверку на прочность и пригодность. Все структурные элементы институциональных отношений, которые оказываются анахронизмом, естественным образом отбрасываются, но одновременно возникают рождающиеся вновь элементы, соответствующие новым условиям жизни. Эти новые элементы совместно с прошедшими проверку и уцелевшими старыми становятся основой конфуцианских отношений, приходящих на смену тем, которые господствовали в заканчивающемся очередном легистском периоде развития государственности.

Таким образом, институциональные отношения на протяжении исторического развития подвержены колебанию с явно выраженными двумя противоположными фазами конфуцианского и легистского периодов развития, однако для этих фаз, а стало быть, и для общественных отношений в целом в течение нескольких тысяч лет присуще то, что они не приемлют и отторгают основные свойства правового государства и рыночные отношения, как основу развития. Конечно, такое свойство нельзя абсолютизировать, поскольку незначительные элементы права и купли-продажи всегда присутствуют в любом обществе.

Даже в сталинский период развития в нашей стране постоянно существовали рынки, где продавалась самая различная, в том числе сельскохозяйственная продукция колхозов и работников сельской местности. Последние торговали не как частники, а как лица, имеющие свои приусадебные участки, на которых затрачивался их личный труд. В данном случае мы лишний раз подчеркиваем, что в рассматриваемом нами обществе с институциональными отношениями право и рынок не являются системо-образующими звеньями.

Но вообще оказывается справедливым и более сильное утверждение: институциональные отношения есть основа любого общества, а право и рынок - это не более чем инструмент, которому власть на Западе даёт возможность разрастись до гипертрофированных размеров, а на Востоке и в развивающихся странах этого не происходит.

В настоящем разделе мы познакомились с новым законом природы, который назовём Законом о фазах институционального развития. Если теперь снова обратить внимание на развитие России после отмены крепостного права до 1917 года, то, исходя из знания теперь уже двух законов (включая первый, названный нами Основным общественным законом Конституции), можно сделать вывод о том, что если бы Император России перешёл к легистским общественным отношениям, то Империя избежала бы большевистской революции, геноцида и не оказалась бы теперь в том критическом плачевном положении, когда мы имеем дело фактически с погибающей страной, в которой больное население, в особенности, больные дети. Простые прикидочные расчеты показывают, что в стране, если бы удалось избежать названных социально-политических катаклизмов, численность населения уже давно была больше миллиарда. Люди планеты гордилась бы тем, что в мире существует Россия как светоч человеколюбия и благородства.

Но названные законы природы со стороны царской власти не были использованы для спасения, и поэтому всё кончилось национальной катастрофой. А между тем власть перешла к тем политическим силам, которые, хотя не знали рассматриваемых нами законов, но, тем не менее, и до захвата власти и после этого опирались именно на эти законы. В самом деле, по первому закону были немедленно после революции согласованы уровни права и ответственности с точки зрения внутренней социально-психологической предрасположенности граждан в рассмотренном выше смысле для абсолютного большинства населения. А это устранило источник социальной напряжённости в обществе.

По второму закону переход к легистским отношениям на основе командно-волевых методов правления позволил начать перестройку институциональных отношений, в которых было большое количество устаревших традиций и обычаев. Не было бы никакой революции, если бы правительство России обеспечило требуемую регламентацию образа жизни без разрыва по степени несения ответственности рабочих и крестьян, да и всего народа в целом, если бы в стране была твёрдая и решительная власть. Лучший пример - это семидесятилетняя история советского государства. Никакого бунта, никакого намёка на восстание и никакого покушения ни на одного представителя власти.

В России именно Ленин, как руководитель большевистской партии, воспринимал свою партийную организацию с точки зрения институциональных взаимосвязей. Она была к тому же обществом в основном с легистскими отношениями. Вождь революции вёл постоянную и неустанную работу по созданию такого психологического климата, который согласован также с Основным общественным законом Конституции. В данном случае с точки зрения законов природы оказывается не принципиальным и не существенным, как называется Партия, претендующая на власть, не имеет значения также и то, что она провозгласила в качестве своей идеологии марксизм.

Хотя лично для Ленина это было исключительно важно, но опять-таки по причине необходимости опереться на один из законов природы. В самом деле, захват власти невозможен, если в партии нет достаточного числа партийных кадров, причём не просто формально зачисленных лиц, а энергичных и талантливых людей. Поскольку к концу XIX века марксизм был модным политическим учением, привлекательным для многих энергичных молодых людей стран Европы и, в частности, России, то было бы просто неразумным его проигнорировать. Взяв его на вооружение, Ленин не только смог решить проблему с кадрами, но и получил ещё возможность захвата власти революционным путём.

Но может быть марксизм сам по себе опирается на какие-то объективные законы природы и в этом смысле учение Маркса верно, а следовательно всесильно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что марксизм эксплуатацию человека человеком при капитализме объясняет наличием основного противоречия капиталистического общества между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов труда, что проистекает из частной собственности на орудия и средства производства.

Отсюда делается вывод о необходимости ликвидации частной собственности, а стало быть и устранения самой эксплуатации. Но это и есть ошибка, поскольку причиной эксплуатации является совсем другое, а именно - наёмный труд. Что же сделали большевики? Они частную собственность после захвата власти действительно ликвидировали, а наёмный труд, являющийся истинной причиной эксплуатации, оставили.

В качестве заключительного аккорда по поводу того, что частная собственность не является причиной эксплуатации, вспомним о том, как российские капиталисты - Рябушинский, Прохоров и Морозов заботились о быте и жизни рабочих, тратили колоссальные средства на благотворительность, искусство и даже... на революцию. При желании эти люди могли бы в системе наёмного труда подобно тому, как это делали другие, подвергнуть эксплуатации своих работников.
Для того, чтобы такую возможность реализовать, нужно "всего лишь" забыть о человеческом достоинстве, милосердии и гуманности, начав действовать по "законам джунглей".

Но вот это и не соответствовало их морально-этическому кодексу. До недавнего времени были ещё живы старики - бывшие царские рабочие и крестьяне. Они рассказывали, как они жили до 1917 года, что имели, сколько получали и что можно было купить на заработанные деньги. Например, рабочий высокой квалификации получал до 150 рублей в месяц. Хлеб стоил 2 копейки за фунт или чуть меньше, чем 5 копеек за килограмм. В России цены были весьма устойчивы и неподвижны - этим она отличалась от других стран. Иван Бонифатьевич, рабочий Прохоровской мануфактуры в Москве вспоминал, что он на первую получку, будучи всего-навсего учеником рабочего, купил лисью шубу.

Если труд работников является не наёмным, а свободным, то есть, если им принадлежат результаты их труда, то в этом случае хозяин предприятия эксплуатировать не сможет, даже если он будет этого очень желать. К тому же, если труд свободный, вовсе не обязательно, чтобы предприятие находилось в частной собственности. Мировой опыт свидетельствует об этом. Например, в США из года в год растёт количество таких предприятий. Их вклад в общий объём национального продукта составляет уже сумму где-то около 20 % - можно считать, что идёт процесс построения коммунистического общества после того, как на горьком опыте России устранена ошибка в понимании о причине эксплуатации человека человеком.

Если Ленину марксизм был нужен только для захвата власти революционным путём, то после такого захвата, по логике вещей, ему ничего не мешало в случае необходимости от марксизма отказаться. Словесная эквилибристика и форма отказа - вопрос не такой уж важный, но в данном случае достаточно интересный, поскольку у вождя революции очередные новые политические шаги были результатом желания практически использовать законы природы в данном случае уже для удержания власти.

При этом он имел способность исключительно тонко ощущать те законы природы, на которые необходимо опереться для достижения очередной поставленной цели. Эта его уникальная способность делает все его действия и поступки исключительно логичными, но не с точки зрения формальной логики, а в смысле внутренней логики развития событий и возможности использовать законы природы в практических целях. Кстати говоря, на наш взгляд, рассматриваемое свойство вождя революции, основанное на его прозорливости, до сих пор, не было понято.

Если коммунистическая пропаганда воспринимала логику вождя с точки зрения марксизма, то его современники, начиная со школьного возраста Владимира Ульянова, вообще не признавали в нём способности к логическому мышлению. В самом деле, при окончании Гимназии он получил аттестат, где оценки по всем предметам (за исключением логики) были отличными. При этом важно то, что директором этой Гимназии был Керенский, который по службе подчинялся отцу Владимира.

И в этой ситуации четвёрка по логике воспринималась почти как скандальный факт, который высвечивает особую способность юноши придерживаться исключительно логики развития событий с учётом их внутренней взаимосвязи на основе законов природы, некоторые из которых могут быть ещё не познанными.
В заключение нашего рассказа о логике вождя революции приведём слова Мао Цзе Дуна, относящиеся к характеристике Ленина и Сталина. Ленин, по мнению Мао, - это человек, который делал ошибки, но на ходу их исправлял, а Сталин их делал, но на этих ошибках настаивал. После нашего знакомства с тем, как виртуозно вождь революции, основываясь на законах природы, захватил власть в стране, найдя тот единственный день (завтра - рано, а послезавтра - поздно), когда взятие власти сводилось всего лишь к бескровному "переводу стрелок" - после всего этого, как нам представляется, комментарии по поводу высказывания Мао Цзе Дуна были бы излишними.

В заключение этого раздела позволим себе пролить некоторый, свет на то, как озвучивал Ленин свои мысли по поводу его отношения к марксизму после 1917 года. И тогда станет ясно, что к идеологии революции в России марксизм какого-либо значимого отношения не имеет. Следовательно, истинной идеология есть ленинизм, по смыслу не совместимый с марксизмом.

Вождь революции, желая объяснить ошибочность позиции Маркса и Энгельса по поводу полного устранения денег и товарно-денежных отношений после так называемого захвата власти пролетариатом, указывал, что "знания организации и распределения продуктов и т. д., - этого у нас нет", "этому старые большевистские руководители не учили нас", "этим партия в своей истории похвалиться не может", "этого курса мы ещё не проходили". Заметим, что старыми большевистскими руководителями автор приведённых цитат конечно же называет прежде всего Маркса и Энгельса. Желая использовать инструмент товарно-денежных и рыночных отношений для налаживания хозяйственной жизни и жизни общества вообще, Ленин также подчёркивал, что "...мы ещё ничего готового не создали", "как будет выглядеть законченный социализм, мы этого не знаем". Далее мы представим обстановку российского общества после революции и проведём анализ использования рынка в среде легистских отношений.

4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Идеология ноосферного развития, основываясь на законах природы, должна быть в состоянии оказывать помощь в нахождении наиболее приемлемых путей развития современного общества с учётом тех конкретных условий, в которых оно в той или иной стране находится. Прежде всего, имеются в виду пути ухода от катаклизмов и выхода из тупиковых ситуаций.

Человек на Западе обеспечен, если он работает и находится при деле. Но нередко при этой обеспеченности имеет место духовное прозябание. Например, немец в Западной Германии до 90х годов был намного богаче, чем немец на Востоке. Но в Восточной Германии немцы больше читали, чаще ходили в театры и на концерты, в большей степени совершенствовались духовно.

В институциональных отношениях нравственно-духовный уровень является высшим, именно духовное совершенствование является самым важным необходимым условием жизни общества в эру ноосферного развития - её наступление неотвратимо. Но такое совершенствование требует, чтобы люди не были голодными и не погибали с голоду. И в этой связи рискнём исправить спорное утверждение о том, что человек выше сытости.

Мы считаем, что он выше сытости, когда он - сыт. Если же человек голоден, не может иметь здоровых детей, лишён, пусть даже скромного, места под солнцем, то сказать, что он выше сытости - вздор. И, тем не менее, у россиян осталась доброта и широта натуры. Часто это скрыто за защитными реакциями грубости, а способность оставаться самими собой восполняется нередко пребыванием в состоянии опьянения, которое, перейдя все разумные границы, нанесло и продолжает наносить дальше удары по здоровью и генетическому фонду народа.
При Брежневе под руководством академика Ф. Г. Углова шла борьба против алкоголизма и тогда было подсчитано, что в послевоенные годы только по причине этого зла за 45 лет погибло несколько десятков миллионов наших соотечественников.

Но - в то время никто не мог себе представить, что возможны масштабы алкоголизма и наркомании таких чудовищных размеров, которые мы имеем теперь.
Вопрос в наши дни уже ставится не о том, сколько будет потеряно граждан за тот или иной период времени, а о самой возможности предотвратить гибель России в ближайшие 10-15 лет. В любой момент времени может начаться обвал, когда государству что-либо предпринимать по спасению положения уже будет поздно. Принятие срочных радикальных мер - есть жёсткий императив выживания и выполнения обязательств Правительства России по реализации стратегии устойчивого развития.

Решение наших внутренних проблем невозможно осуществить с помощью заигрывания с Западом, поскольку он является гигантской развитой индустриальной системой, функционирующей по правилам "мясорубки" и имеющей опыт перехода в новую информационную эру. В современных условиях уровень развития государств и народов определяется не только возможностями производства и потребления в традиционном понимании, но и научно-технической ёмкостью производительных сил.

Уменьшение роли природного фактора и увеличение значения уровня квалификации в широком понимании этого слова, беспрецедентное по глубине и широте развитие информационно-электронных систем, включая интернет, - вот основные тенденции нашего времени. Поэтому в экономическом смысле лидер - это тот, кто производит новые технологии. Отстающий вынужден производить продукцию.

В этой ситуации эксплуатация превращается в технологический геноцид. Размещение радиоактивных захоронений, высокотоксичных производств, варварская эксплуатация ресурсов - вот приметы такого превращения.
Его социальный аспект - торговля индустриальными рабами, вынужденными отдавать за бесценок самое дорогое, что есть у человека - его здоровье и здоровье его потомства. А в качестве временного средства, одурманивающего сознание, такие рабы должны получать либо натуральные наркотики, либо новые культурные опьяняющие средства в виде эрзаца массовой культуры и морали, внедряемые в их сознание средствами массовой информации, достигшими колоссальных мощностей.

Мы вступаем в эпоху технотронной войны, где невозможно сохранять нейтралитет, и чтобы Россия не была вовлечена в эту новую жестокую схватку в качестве объекта чуждых человеческому обществу интересов, следует прилагать большие усилия не только в направлении выхода нашей страны из кризиса, но и в направлении разработки и пропаганды Идеологии ноосферного развития.

При этом следует строить механизмы международного сотрудничества исключительно на основе законов природы. Одни из них нам известны уже теперь, другие предстоит открыть в целях ускорения процесса вхождения в систему устойчивого развития. Целями и высшими ценностями могут быть человек, жизнь, природа, но не подсобные механизмы, такие как рынок или демократия в трактовке Запада, ибо это - всего лишь инструменты в борьбе за мировое господство.

Продолжая знакомство с законами природы общества, обратим внимание ещё на один, касающийся одного из механизмов демократии. Со школьной скамьи нам хорошо известен принцип "разделяй и властвуй", но его действие имеет исторические границы. Например, этот принцип был длительное время на вооружении в политике Запада в Африке. Но к концу XIX века африканцы поняли, что они не должны быть разделенными (панафриканские форумы проявили это понимание).

Тогда на смену политики "разделяй и властвуй" приходит новая политика "объединения". Реализуется она через "театрализацию" демократии.
Создаются условия демократического избрания представителей власти, но опять-таки по западному образцу, предполагающему формирование отношения избирателя к кандидату на избираемый пост с помощью рекламы. Выделяются материальные средства на формирование политики избранников, их воспитание в требуемом духе и проведение самих выборов. Для этого требуются ничтожно малые суммы денег (по сравнению с затратами при реализации альтернативных вариантов достижения тех же самых целей).

Особенно просто всё это делается в случае, когда для победы кандидату достаточно собрать голосов больше, чем получил каждый из его соперников (и при этом не обязательно, чтобы было большинство голосующих). Приход к власти наиболее желательного лидера обеспечивается методом манипулирования в системе пропаганды и агитации на основе финансовых инъекций. Как бы то ни было, отработаны исключительно эффективные способы ненасильственного (то есть без применения военной силы) взятия под политический и экономический контроль суверенных государств.

Что касается рынка, то он - так или иначе должен присутствовать в любом современном обществе. Тот факт, что в СССР десятилетиями были под запретом товарно-денежные отношения и рынок является совершенно диким и противоестественным явлением. Однако рынок рынку рознь. И в этом отношении основной проблемой является форма и степень, в каких рынок может использоваться государством в процессе его развития.

Рыночные отношения необходимы обществу, чтобы можно было измерить труд и квалификацию, создать такие механизмы повышения эффективности производства, которые бы дополняли институциональные отношения, но без претензии на их уничтожение.

Сделаем предельно краткий экскурс в историю. В натуральном хозяйстве возможность техники измерения труда обусловлена незначительными размерами этого хозяйства и очевидностью выбора пути развития этого хозяйства в целях повышения эффективности производства. Даже если такое хозяйство многозвенное, то и в этом случае возможно детерминированное, чисто умозрительное измерение труда без купли-продажи и рынка.

При наличии товарного обмена и рынка механизм измерения труда перестаёт быть детерминированным и становится зависящим от многих внешних факторов. В простых случаях, когда устанавливается динамическое равновесие между спросом и предложением, цены определяет рынок, который моделирует решение системы линейных уравнений, известных каждому по средней школе. Чтобы убедиться в том, что решение в виде определяемых цен является решением устойчивым, рассмотрим простой пример.

Предположим, что для продажи на рынке произведено А кг пшеницы. После помола на мельнице образовалось а кг муки и А - а кг отрубей. Рынок, как моделирующая система, установит
1) суммарную цену на муку и отруби, взятые вместе;
2) пропорции в соотношении цен на муку и отруби.
Если цену одного кг муки обозначить через X, а цену одного кг отрубей - через Y, то общее количество муки и отрубей, выброшенных на рынок и выраженных в ценностном выражении, будет равно некоторой величине В. Обществу она к моменту продажи известна в том смысле, что затраты на производство пшеницы и её помол уже осуществлены. Первое уравнение имеет вид:
а Х +(А-а) Y=В.
При наличии рынка присутствует единый эквивалент, позволяющий соизмерить в ценностном отношении муку и отруби. Мука через хлебобулочные изделия, а отруби через продукты животноводства оцениваются потребителем, который через механизм рынка к составленному выше уравнению прибавляет второе. Оно имеет вид:
а Х=К(А-а) Y.

Возникает система из двух уравнений с двумя неизвестными.
Устойчивость решения, то есть способность рынка определить при заданных А , а и В устойчивые на некоторый конкретный момент времени цены, зависит от величины а(А-а)(К+1) (определителя двух уравнений с двумя неизвестными). Решение тем устойчивее, чем данная величина (она всегда положительна) больше нуля. Ясно, что к нулю она может приблизиться только при малых значениях А и а, но это может быть лишь в случаях поставки на рынок незначительных количеств хлеба и отрубей. К = 0 только в том случае, если мука и отруби поставлены на рынок не будут.

После захвата власти большевиками предполагалось организовать такое хозяйство в масштабе всей страны, в котором бы измерение затрат труда с помощью рыночной экономики исключалось полностью, поскольку это - принципиальная позиция марксизма. В стране предполагалось создать Единый всеохватывающий производственно-распределительный кооператив.

В первые же годы была национализирована практически вся крупная и средняя промышленность, а необобществленной осталась лишь мелкая и кустарная. Мелких предприятий было около четырёх с половиной тысяч. А крупных национализированных - шесть тысяч. Они выпускали продукцию, которая поступала в распоряжение центральных органов ВСНХ и потреблялась только с их разрешения. Правда, в непосредственном подчинении этим органам находилось 2910 предприятий, то есть их финансирование, снабжение сырьём и топливом осуществлялось по непосредственным распоряжениям ВСНХ. Таким образом, производство и распределение продукции осуществлялись без рынка исключительно в рамках институциональных отношении.

Организация управления промышленностью проводилась в форме трестирования предприятий и концентрации производства на лучших, хорошо технически оборудованных и приспособленных для этого предприятиях. К двадцатому году насчитывалось 179 государственных трестов. Некоторые отрасли промышленности были трестированы целиком, другие - в значительной части. Наиболее мощные и важные тресты - это Государственный трест машиностроительных заводов (ГОМЗА), объединяющий 16 крупнейших предприятий, Электротрест, 40 объединений в текстильной промышленности, а также трест свеклосахарных заводов.

Все отрасли промышленности вместе с сельским хозяйством рассматривались как одно огромное предприятие и как единый кооператив, о котором говорилось выше. Управление такой экономической системой мыслилось в режиме полной централизации. Это была политика "бросания головой в омут" (этого требовал марксизм), впрочем, как и противоположная ей в конце восьмидесятых, начале девяностых годов.

Г. М. Кржижановский в своей книге "Хозяйственные проблемы РСФСР и работы государственной общеплановой комиссии (Госплана)" свидетельствует, что производительность заводов определялась по дореволюционным данным, при этом поверхностно учитывались такие ресурсы, как топливо и рабочая сила, в удовлетворении потребностей страны царила полная неразбериха (в производстве по номенклатуре, отрыве снабжения от производства, при отсутствии приоритетов в плане, производстве, управлении, многочисленности опекающих инстанций и т. д.).

Автор свидетельствует, что всё это в последнем счёте придавало производственным программам характер безответственных проектов, составленных, быть может, и с добрыми намерениями, но с хозяйственной точки зрения, висящих в воздухе. Суммирование производственных возможностей и лишь формальная их увязка с основными ресурсами, затрачиваемыми на производство, - к таким операциям сводилось составление так называемых производственных программ. Стремление получить возможно большее количество продуктов без учёта того, какой ценой даётся их выработка и экономично ли при этом расходуются ограниченные ресурсы, - приводило к пуску в работу несоизмеримо большого количества предприятий, распылённости производства, крайне низкой экономичности работы фабрик и заводов.

Такая характеристика положения дел в народном хозяйстве со стороны первого Председателя Госплана РСФСР справедлива и для хозяйствования в целом в советское время. К весне 1921 года страна по словам Ленина потерпела "поражение... перейти к социалистическим основам производства и распределения". Вывод страны из тупика второй раз обеспечил опять-таки Ленин путём проведения Новой экономической политики. Но уступка товарно-денежным формам отношений была весьма непродолжительной.

С течением времени удельный вес производства в государственном секторе начал возрастать, с каждым годом усиливался контроль и увеличивалась централизация управления хозяйственной деятельностью в режиме командно-волевой системы правления. К институциональным отношениям в стране почти перестали примешиваться правовые и товарно-денежные отношения. Это давало возможность высокими темпами проводить политику индустриализации и ликвидации частной собственности на землю. Руководство страны было заинтересовано в возврате к командно-волевому режиму управления, ибо обеспечивался рост авторитета власти, но тем самым увеличивалась нормировка в структуре институциональных отношений, что для широких масс населения обеспечивало социально-психологическую устойчивость бытия.

Первое реальное осознание ненормального положения в хозяйственной и общественной жизни страны было в середине шестидесятых годов, то есть, если посмотреть с точки зрения действия Закона о фазах институционального развития, - через 100 с лишним лет после отмены крепостного права. Мы лишний раз подчеркнём, что если бы управление страной осуществлялось с использованием знаний законов природы и был бы известен Закон Моисея, то потребовалось 40 лет. Но ни того, ни другого не было, поэтому всё началось в восьмидесятых и девяностых годах и катастрофические отрицательные результаты психологически должны восприниматься не на уровне шутки "хотели, как лучше, - а получилось, как всегда", а в плане осознания краха государства по причине неумолимого действия законов природы.

Никакой катастрофы не произошло, если б не были нарушены эти простые законы, которым мы уделим некоторое внимание. Один из них известен людям, как мудрый совет на уровне здравого смысла. Встречается этот закон и 6 трактатах, написанных в Древнем Китае с целью посвятить императора и его окружение в знания политических закономерностей на макроуровне. Формулировка этого закона такова: "Если не знаешь что делать, ничего не делай". Ни один из реформаторов что делать не знал, хотя бы потому, что знать этого невозможно, ибо каждый из них желал начать во что бы то не стало всё с начала, действуя при этом по принципу "бросания головой в омут".

Один из авторов трактата в Китае Шень-Ян, обращаясь к Императору, подчёркивает, что экономические реформы следует проводить, если они обещают эффект от их реализации в виде десятикратного увеличения дохода, а политические, - если они сулят стократную выгоду. Поскольку переход к рыночной экономике и правовому (демократическому) обществу - это прежде всего политическое реформирование общества, то должен был быть заранее получен прогноз со стократным выигрышем от реформ. Этого конечно не было.

Но было нечто противоположное - сознательное замалчивание прогнозов покорнейшего Вашего слуги, автора настоящей брошюры, добившегося, что с этими прогнозами был ознакомлен Брежнев, который своей рукой написал резолюцию: "Председателю Совета Министров - разобраться и доложить". Тихонов адресовал материалы в Госплан, который на своём Специальном заседании проводил экспертизу, сделанных оценок и прогноза. В письменной форме со всеми оценками и с прогнозом было выражено согласие. Спрашивается, что мешало начать действовать и двигаться в нужном направлении ещё в самом начале 80-х годов? Совершенно очевидно, что именно - некомпетентность и политическая воля действовать своевольно, лишь бы угодить Западу.

Был нарушен и второй закон эвристического характера, который подсказывает, как следует действовать в сложных ситуациях, когда не представляется возможным учесть различные значимые причинно-следственные связи и самые различные параметры. Этот закон предписывает действовать при выходе из кризиса или тупика, применяя тактику малых шагов. Обычно Запад следует этой тактике. Но на Балканах, начав бомбить Югославию, он от неё отказался. Ну, что же? Если цена политической ошибки НАТО - это стратегический союз России и Китая, то можно сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло.

Каким образом можно было бы действовать в 80-х годах, проводя экономические реформы, следуя тактике малых шагов? Следовало делать именно то, что предлагалось ещё в 60-х годах в расширении самостоятельности предприятий, избегая резких и кардинальных решений в разрушении старой системы и в построении новых рыночных отношений. Например, можно было бы методично и дозировано сначала сделать первый шаг, разрешая юридическим лицам при сохранении действующей плановой хозяйственной системы, отказаться от наёмного труда и обеспечить переход к труду свободному.

Будет нелишне повторить, что в мире этот процесс уже идёт - в США предприятия со свободным трудом производят продукцию, которая в объёме валового национального продукта приближается к 20%. Потому-то мировой кризис и не затронул экономику Соединённых Штатов. Если предприятие получает возможность на основе свободного труда делать свою продукцию более дешёвой и пользоваться возрастающей прибылью, то приводятся в действие экономические рычаги НТП независимо от того, развиты в стране рыночные отношения или нет. В СССР был самый мощный инженерный корпус мира и очень многие изобретения, которые приписываются Западу, фактически сделаны у нас.

Например, взять такую мелочь, как шариковые ручки, которыми теперь пользуются все на нашей планете. Считается, что эти ручки изобретены на Западе. Но это - не так. Они сначала пришли на Запад из нашей страны. В послевоенные годы их можно было свободно купить в Москве, Горьком и других городах. Но так было недолго - они вдруг исчезли, и только через определённое время их начали привозить в нашу страну из-за рубежа.

Опыт показал, что переход к рыночной экономике (фактически её нет и быть не может) означал разбазаривание и потерю нашего уникального инженерного корпуса. А что лучше, его потерять и отступить к фазе развития банановой (вернее морковно-капустной) республики или, начиная с уровня развития 80-х годов, двигаться вперёд, применяя тактику малых шагов?

В условиях, когда в странах Запада и в России, где десятилетиями во многих отраслях использовалось морально и физически устаревшее оборудование, была совершенно различная стоимость производства одной и той же продукции, в особенности товаров широкого потребления, по причине неравенства эффективности производства, - переход у нас к рыночной экономике по логике должен был вызвать и фактически вызвал коллапс всей хозяйственной системы. Всё говорит о том, что только тактика малых шагов позволяет сохранить ранее нажитые преимущества.

5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДУХОВНОСТЬ, ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ
Выше нами представлено, как действует Закон о фазах институционального развития, и даны пояснения о том, как осуществляется переход к легистской фазе. Его делает монарх революционным путём, но, не по своей прихоти, а по необходимости. Практически это можно себе представить следующим образом.

В конце конфуцианского периода система традиций и обычаев в силу её неадекватности изменяющимся условиям, жизни повсеместно создаёт проблемы в социальных взаимоотношениях граждан, что ведёт к росту трудностей в деле трактовки правильности понимания правил поведения в рамках традиционного кодекса. Когда трудности достигают критической точки, то остаётся единственный путь сохранения порядка и власти - это переход к командно-волевым методам правления.

Однако в конце легистского периода правления - ситуация прямо противоположная. Заканчивается он формированием новой системы традиций и обычаев, которая шаг за шагом ослабляет действие волевых методов правления. Естественно, что окончательное становление конфуцианских отношений происходит под контролем Императора с помощью тактики малых шагов. Другие методы, тем более жёсткие, которые ведут к принципиальной переориентации отношений, находящихся в эволюционном развитии, были бы нелогичны и неприемлемы с точки зрения укрепления власти. То есть в процессе окончательной доработки системы конфуцианских отношений методы "стрельбы из пушек по воробьям" совершенно неприемлемы.

Если согласиться с тем, что период брежневского режима управления государством был периодом окончательного размывания системы командно-волевых методов руководства (легистских отношений), то в этом случае с точки зрения Закона о фазах институциональных отношений не допустимо принимать кардинальные волевые решения вне тактики малых шагов.
Итак, рассматриваемый Закон в периоде смены двух фаз допускает единственный раз реформирование всей системы государственности революционным путем - при переходе к легистским отношениям. Во всех остальных случаях развитие осуществляется исключительно эволюционно.

Большевики ещё до проведения революции имели мощную наработку по целям и методам построения нового общества. Эта наработка в рамках использованной нами терминологии есть ни что иное - как некоторая новая традиция, создание которой начато задолго до захвата власти, а её формирование продолжалось и после революции. Такая традиция, если её называть современным языком, есть идеология нового общественного и государственного строя.

После её совершенствования и корректировки она стала определять развитие нашего общества и было принято считать, что свою роль идеология будет играть практически бесконечно долго, обеспечивая самодостаточность и независимость общественной жизни. Спрашивается, почему этого не было? Можно назвать самые различные причины. Мы же сконцентрируем внимание на причине, которая является проявлением очередного закона природы.

Дело в том, что существование и эволюция традиции в форме некоторой идеологии общественного и государственного строя в значительной степени зависят от правящей элиты, которая имеет способность из поколения в поколение изменяться и утрачивать сознание необходимости служить тому делу, за которое шла борьба, начиная с дореволюционных времён. В таком случае надёжность действия традиции может быть повышена применением метода, который прошёл проверку на протяжении исторического периода времени. Этот метод заключается в соединении идеологии и духовности.

Его действие основано на том, что идеология стимулируется через духовность, а срок возможного размывания у духовности на порядок больше, чем у идеологии. Эта констатация есть тоже закон природы, которого, судя по всему, не знал Сталин. В самом деле, он обеспечивал защиту от размывания официально провозглашённой идеологии широко применяемыми в повседневной жизни репрессивными методами подавления инакомыслия практически без использования правовых норм. При этом само подавление оказывалось элементом идеологии - был запрет на мысли и поступки, идущие вразрез с некоторым принятым стандартным стереотипом мышления и поведения.

Институт духовности действует по принципу "ведения за руку" с опорой на позитивные ценности. Сталинский же режим работал по принципу "отстрела инакомыслящих" в основном без использования духовных ценностей и формирования морально-нравственных стереотипов поведения.
Можно поставить такой вопрос. Почему древнеегипетская государственность просуществовала два тысячелетия. Римская империя - только 6 веков, а СССР - всего 70 лет? Ответ нами уже сделан.

Причина кроется в помощи со стороны Института духовности, который может быть создан в целях ведения здорового образа жизни и защиты от перерождения общества в течение длительного времени. Царская власть была ликвидирована по Закону о фазах институционального развития. А фаза, когда жизнь основана на традициях и обычаях, целиком и полностью зависит от надёжности Института духовности. Таким Институтом в России было Православие, которое фактически в СССР было поставлено вне Закона, что косвенным образом свидетельствует о его нежизнеспособности. Подробный анализ исторического развития Православия проведён в работе.

Православие было лишено внутренней свободы и слепо повиновалось государственной власти, а требовалась достаточная его автономия, чтобы находиться в статусе помощника государству. Церковь, если бы она обладала внутренней свободой, то могла влиять на власть на основе достоверных прогнозов и предсказаний прозорливых монахов. Фактически же такие монахи были изолированы от общества и оказывались незащищёнными даже от монахов-начётников, которые находились в кельях по соседству.

Например, в Житие преподобного Серафима Саровского описывается, как монах - сосед по келье выливал на Серафима "ушаты грязи" в разговоре с посетителем, который ждал встречи с прозорливым старцем. Это было возможно только в преддверии прихода антихриста. Такого положения, естественно, не могло быть в Древнем Египте и Римской империи. В последней существовали механизмы борьбы с разложением нравов, например, путём проведения политики остракизма, применённой, в частности, к знаменитому поэту Назону, воспевавшему недопустимым образом сексуальные отношения. По этому поводу А. С. Пушкин в "Евгении Онегине" пишет:

Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

Сама по себе политика остракизма относится к категории репрессивных мер, её применение осуществлялось властью, что свидетельствует о действии не духовного, а чисто идеологического контроля со стороны государства - само голосование о высылке из страны осуществлялось парламентариями. В плане вышесказанного это является одной из причин не столь уж продолжительной жизни Римской империи по сравнению с Древним Египтом. И тем не менее на стадии стабильного развития Рима в нём существовали развитые механизмы духовности.

Например, в храме Весты служили жрицы - весталки, их деятельность была направлена на охрану семейного очага. Римлянам были известны такие законы духовности, которые теперь уже забыты.

Условием действия этих законов в данном случае было требование, чтобы весталки оставались девственными. Причём названное требование было исключительно важным. Если становилась известной сексуальная связь весталки с мужчиной, то применялась жестокая казнь - её живой закапывали в землю. Но это вовсе не означает, что весталки были на положении рабынь. Они пользовались особым почётом и уважением в обществе. Случайная встреча весталки с преступником, которого вели на казнь, давала возможность ей этого преступника помиловать - таким она обладала правом.

Иногда прибегают к измышлениям, смысл которых заключается в том, что, дескать, древние не были такими образованными, как мы теперь. Да, у них не были развиты наука и техника, но их знания о духовном мире столь ошеломляюще велики по сравнению с нашими знаниями, что у нас нет даже элементарных основ для понимания механизмов духовности, с помощью которых осуществлялась возможность достижения целей благополучного развития общества.

Но - тем не менее в наше время реанимированы или вновь получены знания о механизмах духовности, улучшающих общественное здоровье и здоровье каждого человека в отдельности. Представим по этому поводу некоторые сюжеты, относящиеся непосредственно к ИНР и касающиеся знаний на методологическом уровне. Чтобы изложение не было многословным по части используемых понятий из медицины, биологии и других наук, мы не будем заботиться о скрупулёзной выверке текста в плане используемой нами терминологии. Это даёт простоту изложения и лучшее понимание того, о чём идёт речь, но не в ущерб возможных трактовок с точки зрения строго научных представлений о рассматриваемом предмете.

Сначала обратимся к понятию ложного аппетита, которое в медицине имеет достаточно экзотическую окраску, поскольку это понятие трактуется как извращённый вкус, что можно наблюдать не только у беременных женщин, но и у полных людей, любящих пирожные и торты. При таком понимании ложного аппетита молчаливо предполагается, что существует обычная пища - хлеб, мясо, картошка, молочные продукты и др., и существует пища необычная в виде каких-либо кисло-солёных продуктов питания, всевозможных лакомств и т.д.

Ложный аппетит - это признак болезни и признак патологии, которая, как нам представляется, ещё плохо изучена на генетическом уровне. Например, ребёнок, в желудочно-кишечном тракте которого находятся паразиты, имеет ложный аппетит. И его причина совершенно очевидна - это, например, глисты. Спрашивается, какую патологию имеет сластёна? Мы на этот вопрос попытаемся ответить. Но нас интересует не только и не столько ответ на этот конкретный вопрос, а природа явления, которое имеет отношение к ноосферному развитию.
Дело в том, что аппетит, который в медицине считается нормальным, с нашей точки зрения, в абсолютном большинстве случаев является аппетитом ложным.

Если читатель с таким тезисом не согласен, то мы предлагаем это считать гипотезой, что в науке вполне допустимо. Каковы основания выдвигать такое предположение ? Основание - весьма естественное. Человек, который проходил курс лечебного голодания, знает, что при выходе из голодания, если не нарушать правила такого выхода, ориентация при выборе еды, как наиболее желательной, в первые дни после начала принятия пищи резко меняется по сравнению с ориентацией, проявлявшейся обычно в жизни.

Но это не свидетельствует о появлении ложного аппетита, ибо произошло очищение организма, уменьшилось количество больных и полубольных клеток. И если их было достаточно много, то именно они формировали желание потреблять ту или иную пищу, а естественной, то есть предопределенной самой природой для потребления, эта пища быть не могла. Естественными продуктами питания при первых приёмах пищи оказываются свежие соки, такие как апельсиновый или грейпфрутовый, и даже не сами соки, а их растворы в воде. В данной ситуации у человека просыпается генетическая память и желание потреблять самую естественную пищу.

У животных, таких тигры или козы, орлы или ласточки, эта память всегда присутствует и как двигатель для утоления голода она называется инстинктом. Постепенный переход на фруктовую и овощную диету в следующие дни при выходе из голодания рождает новые ощущения в желании потреблять пищу и укрепляет сознание того, что естественной пищей человека не могут быть суп-харчо, шашлык, пельмени, отбивная котлета и прочие блюда. Они, кстати говоря, у любителей их кушать вызывают такое желание их потреблять, которое является ложным аппетитом по определению.

Итак, то, что мы называем естественным аппетитом, фактически является аппетитом ложным. Его имеет абсолютное большинство населения планеты. Мы не будем называть ложный аппетит патологией, поскольку человек - это всеядное животное и природа дала людям возможность выживать, находясь, например, в условиях ледникового периода, когда резко сокращается количество растительной пищи. Но ложный аппетит является симптомом, свидетельствующим, что потребляется пища не человеческая, то есть не та, которую природа предназначила для Homo-sapiens. Каковы издержки потребления человеком неестественной пищи?

Это, во-первых, - сокращение срока жизни. Причём, сокращение - значительное. Достаточно в качестве примера привести племя, которое обитает на севере Индии и питается в основном абрикосовым соком. Средняя продолжительность жизни в этом племени намного больше, чем 100 лет. Во-вторых, питание неестественной пищей создаёт в организме условия для появления самых различных заболеваний. И, наконец, в-третьих, лишает человека возможности естественного выхода на чисто человеческое состояние души.

Ю. С. Николаев, создатель Школы лечебного голодания в нашей стране, в своей книге "Голодание ради здоровья" отвечая на вопрос о том, как чувствует себя человек после лечебного голодания, пишет, что ощущение себя после рассматриваемой лечебной процедуры сродни чувству молодости и счастья. Это чувство появлялось в душе, когда в свои 18 лет мы шли рано утром по лесной тропе, всходило солнце и пели птицы, и мы наполнялись радостью жизни. Отсюда можно сделать вывод, что между состоянием души и жизнью клеток в организме существует связь.

Если клетки живут своей естественной жизнью в чистом (незашлакованном) организме, то душа находится в состоянии, которое природа предназначила именно для Homo-sapiens. Только в этом случае человек становится человеком и природа может довериться его разуму в эру ноосферного развития. И только тогда может начаться процесс эволюции развития не только на Земле, но и в скромной космической ниши нашей Галактики, которая называется Солнечной системой.

Главное свойство души - это воля к жизни, воля в реализации определённой жизненной программы. Эта воля находится в зависимости от жизни и состояния клеток организма человека. Причём эта зависимость такова, что, с одной стороны, названная воля снижается под влиянием разбалансировки в системе жизни клеток, а с другой, - сами клетки могут продолжать, не смотря на экстремальное перенапряжение, обслуживать организм, если сила рассматриваемой воли достаточно большая.

Проиллюстрируем высказанные положения на примере онкологического заболевания. Будем считать, что организм человека - это сбалансированная система жизни клеток, находящихся в "кооперации" по обслуживанию организма, вместе со всем нервно-энергетическим "хозяйством" и духовно-психической структурой, относящейся к самому высокому уровню управления жизнью организма. Каждая клетка в отдельности, хотя и находится в кооперации со всеми остальными, тем не менее, живёт своей самостоятельной жизнью, выполняя возложенную на неё функцию.

Это происходит до тех пор, пока её должным образом обслуживает духовно-психическая структура человека. Если же в рамках такой системы жизни организма в силу складывающихся традиций, связанных с питанием, начинает потребляться неестественная для человека пища, то, как мы уже знаем, увеличивается количество больных клеток. Пока воля к жизни достаточно велика, клетки продолжают ощущать необходимость кооперации. В противном случае они размножаются сами по себе, начиная с той клетки, которая не выдержала перегрузки.

У неё происходит спад напряжения, что влияет на соседние клетки, которые тоже предпочитают идти по пути отказа от кооперации. Это и есть онкологическое заболевание. Исцеление может осуществляться либо путём перехода на питание естественной пищей с учётом требований на потребление микроэлементов и очищения организма (возможна помощь клеткам через применение биоэнерготерапии, фитотерапии и т. д.), либо путём повышения воли к жизни. При этом сама патология, характеризующаяся снижением воли к жизни, что ведёт к неприемлемому для поддержания здоровья уровню волевого потенциала, называется болезнью души.

Она может зародиться задолго до начала онкологического заболевания. Но в момент достижения критического уровня напряжения клеток появляется раковая опухоль..

В этом разделе нами представлены некоторые законы, касающиеся жизни человека с точки зрения взаимоотношения души и тела. В целом нами рассмотрены законы природы, относящиеся к жизни общества.




Читатели (162) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи