ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

ДУША И ТЕЛО

Автор:
Жанр:
ДУША И ТЕЛО

1. Душа
Кому не хотелось заглянуть в неведомое?
Я хотел бы поразмышлять об этом. Может, я не оригинален в своём поиске, наверняка подобных попыток сделано уже немало учёными, священниками, философами. У меня же, имеющего определённый жизненный опыт и склад ума, тоже есть свои мысли, которые, надеюсь, окажутся и не столь банальными…
Как поётся в известной песне Вертинского: «Я не знаю, зачем и кому это нужно…», но это почему-то происходит. Тело умирает и что там за гранью, одному Богу известно…
Не подвергая сомнению наличие души (допустим, она есть, хотя и на этот вопрос наука не может ответить однозначно), я принимаю это, как отправную точку. Иначе будет, наверно, совсем тоскливо от противного, ведь без души, равно как и без духовного, при всём нашем интеллекте, мы будем мало чем отличаться от животных, да что там от животных, от любого насекомого или простейшей инфузории.
Разум, конечно, даёт преимущества человеку, по сравнению с остальными существами, с другой стороны, как показывает практика, разумный человек не всегда есть хорошо для окружающей среды, чаще наоборот. То есть, смотря кому и для какого преимущества. Можно ли поставить знак равенства между мыслящим и сознающим ответственность?
А недавно я услышал жестокую фразу, что человек на земле является вроде раковой опухоли… Но с этим я не вполне соглашусь. Для чего-то мы созданы. Может первоначально человек не представлял большой угрозы для окружающей среды, зато теперь существенно влияет на нее. И в большей степени не благоприятно. Несколько кузнечиков прыгают себе, едят травку, и мы даже умиляемся этими симпатичными существами. Но вот стремительно надвигаются целые полчища саранчи, в сущности, такие же кузнечики и, о, боже! Человечество и природа почти бессильны перед этой, как и вообще перед стихией. Не случимся мы, люди, той саранчой, которая уничтожит все вокруг и погибнет сама?
А ещё говорят: мы, словно бактерии, на теле земли, которые бывают вредными и полезными. Если земля – живой организм, то и бактерии, то есть люди, могут играть в её жизнедеятельности как положительную, так и отрицательную роль. Когда возникает излишество вредоносных бактерий, земля включает свои очистительные механизмы и освобождается от лишнего, в том числе и от людей, путём природных катаклизмов, вплоть до глобальных…
Не стану развивать эту тему, скажу только, что «бактерии» мы разумные, сами можем дать оценку, порой очень жёсткую, понимая плюсы и минусы своего существования. Но мы не всегда в силах изменить имеющееся положение дел, не в состоянии повлиять не только на себе подобных, сильных мира сего, побороть алчность, граничащую с безумием, но и справиться даже со своими эмоциями и дурными привычками.
Не факт, что Земля как и Вселенная не смогли бы обойтись без человека. Но я склонен думать, все же не зря создано высшее творение материи, так, по крайней мере, хочется думать о своей миссии в природе.
Что же представляет собой на самом деле этот беспокойный «венец» природы с его невидимой душой и архисложным телом? Думаю, однозначного ответа нет. Как всё в этом мире многообразно, так и человек многофункционален.
А каково его конечное предназначение – познать себя и сделать гармоничным этот мир, наконец, повзрослев? Или все это лишь тараканьи бега, поскольку сам он не ведает – куда и зачем бежит…
А ещё меня одолевают сомнения по поводу вечности существования души, как частицы меня, равно как и других. Или «вечность» - здесь относительное понятие, как почти все в этом мире. Жизнь человеческого сообщества, как и всего живого на земле имеет границы. Через тысячи-миллиарды лет (мы этого тоже не можем знать) все равно когда-то этому может наступить предел во вселенском масштабе. Может закончить существование цивилизация, а куда денутся наши души? Если исходить из логики, души существуют для людей, в людях. Ушедшие души в мир иной нужны ли кому – Господу? Но зачем они в пустоте? А может они живут в параллельных мирах?...
Пусть мы теряем со смертью всё, но есть ли надежда, что в существовании человека есть смысл? Смысл, видимо, есть, прежде всего в том, что мы после себя оставим. Но только ли в этом? Это важно при условии жизни цивилизации. Хотя сколько их уже сгинуло?
Есть ли у природы логика? У людей ведь существует коллективная память цивилизации, сохраняются в той или иной мере исторические, литературные и иные знания. И это бесценное общечеловеческое богатство передаётся из поколения в поколение, хранится в музеях, архитектуре, скульптуре, в книгах, устном народном творчестве, наконец. Для чего-то это нам нужно?
Мы строим общечеловеческий дом, но есть риск и, не трудно представить, что будет, если человечество исчезнет, к примеру, от глобальной катастрофы, или произойдёт самоуничтожение от нечаянного желания какого-нибудь параноика доказать своё превосходство, нации, конфессии… Что останется?
Что-то, безусловно, останется, как остались монументальные строения, непонятные лабиринты в Перу, видимые с высоты птичьего полёта, пирамиды Египта и истуканы острова Пасхи от прежних цивилизаций. А новые цивилизации, если таковые возникнут, возможно, снова будут о нас собирать крупицы сведений, как мы об Атлантиде?
Говорят, на земле было много цивилизаций и есть много версий их возникновения, как и исчезновения… Может и от нас ничего не сохранится, в зависимости от того, как мы «постараемся», как не сохранилось ничего от цивилизации марсиан, только «каналы» – косвенные признаки да гипотезы. (Возможно, скоро мы узнаем точно, ведь недалеко уже время освоения красной планеты.)
Будем надеяться на лучшее и на то, что всё-таки человек оправдает своё название homo sapiens…
Однако некоторые моменты легче объяснить с библейских позиций, то есть принять на веру, но не все, потому человек ищет пути естественного развития себя и природы.
А материя, Вселенная или божественное начало, осознанно или автоматически управляющее всем – для чего все это? Можно пускаться в рассуждения о поиске оптимальной расы( говорят, их было четыре, наша пятая), о том, что все в мире не случайно и существование нашей цивилизации не случайно, но все это лишь гипотезы, не более.
Наверно природа создала нечто вроде разумного начала, а потом уже всё закрутилось? И нет ни высших сил, нет какой-то конечной цели… Мы приятно заблуждаемся, возомнив себя важным звеном во вселенском развитии событий. Жили муравьи в своих лесных кучах, стал лес антрацитом, а муравьи даже не отпечатались в его слоях…
А еще – находятся всякие свидетельства о пришельцах, якобы периодически появляющиеся на земле. Если это так, то от этого сердцу становится чуть теплее, – мы не одиноки в безбрежном вселенском океане, как и наши души. В принципе, пришельцы – не столь невероятное и невозможное, как и субстанция души, что живёт в нас. О первом мы имеем ничтожно малые знания, противоречивые понятия и суждения. Да и о душе, как о пришельцах мы знаем не больше.
Многое необъяснимо, только в религии кажется все стройно, но уж как-то примитивно, упрощенно: создал Бог, дал десять заповедей – живи! А нарушаешь – сам виноват. Однако многое не вписывается в эту схему, оттого и мечется человек. А в исканиях, как ни странно, есть свои преимущества: он познает прежде всего себя и окружающий мир, законы развития.
Представьте, что все – верят в Бога безоговорочно, что даст небо, то и благословенно. Нам холодно, голодно – так и надо. Мы рождаемся и умираем – так завещано свыше. Мир живет по каким-то законам, но нам незачем знать их, если все предписано свыше…
С одной стороны в природе возникновение жизни, в сложности ее устройства, видится некое разумное начало, с другой стороны возникает сомнение: можно ли даже Богу предусмотреть совершенно все процессы жизнедеятельности живых организмов и всяческих перемен не только на земле, но и во всей Вселенной, просчитывать все наперед? И – «просчитываться» в элементарных вещах, которые творим мы, божьи твари? Простой пример: саморегуляция численности живого на земле, происходит это по-разному, в том числе и путем уничтожения себе подобных – люди и звери не все травоядные… Такой путь развития кажется варварским, потому что это примитивный путь, животный, но человек-то разумный, а только текут столетия и льются реки крови, а он не меняется.
Некоторые процессы, происходящие во Вселенной, на той же земле, больше похожи на продукт чего-то разумного, поскольку никак вроде невозможно их объяснить естественным процессом. Это доказывает и наука. Мы осознаем сложность устройства живого и процессы во вселенной, они развиваются так, словно кто-то разумный ведет нас по нужному руслу, пусть методом проб и ошибок, порой невероятных жертв, однако мы карабкаемся к вершине познания. Самоутверждаемся. И в гордыне своей отвергаем это божественное начало. Невозможно объяснить все и вся естественным отбором, но значит ли, что во всем – только божественный промысел, которым легко прикрыться, которое разуму удовлетворения не приносит.
Мы много еще не знаем, раньше открытие того, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот, оказалось шоком для «просвещенных» умов и, особенно, для церковников. Хотя именно в недрах церкви рождались умы, которые и опровергали догматы церкви. Теперь произошел определенный скачек прогресса, мы узнали и узнаем все больше, но все равно это только крохи от огромного пирога познания. Мы не знаем,
как можно управлять и вселенскими процессами, и процессами отдельно взятой клетки, гена и всем многообразием земного? И зачем всем управлять, если оно само себя регулирует. Можно было бы сказать, что изначально был задан кем-то толчок и установлена программа по развитию всего живого или материального. В этом ли роль высших сил?
А теперь они вмешиваются в дальнейший путь развития и существования того, что создали или нет? Не для того же они существуют, чтобы однажды создав, теперь лишь внимать нашим мольбам и стенаниям, помогая одним, а других наказывая за «грехи» или просто взирать на наши потуги?
Интересна и другая, не менее загадочная проблема: «свидетельства» побывавших в коме людей, которые рассказывают о некоем светлом коридоре, ангелах. Это тоже весьма сомнительно, все равно, что рассказы «очевидцев» о появлении пришельцев. Я не берусь отрицать этого, но оно также находится за гранью научного познания и существует больше в сфере субъективных ощущений, видений, будь их хоть тысячи, они останутся пока лишь чьим-то личным опытом.
Знать бы хоть что-то наверняка, достаточно того, что могло бы изменить наше отношение к жизни и смерти, к пониманию мироустройства. Узнать бы что-то принципиально новое – в этом, я полагаю, одно из наших предназначений на данный момент.
Почему бы высшим силам не дать нам раскрыть хоть часть знаний о смысле жизни, о душе, не приоткрыть вечную завесу многих тайн, не дать нам возможность познать это, как закон всемирного тяготения, как другие физические, химические, космические законы? Или мы еще «не созрели»? Иначе ведь все эти рассуждения о душе, о вечной жизни не больше, чем сказки «про белого бычка». «Есть ли жизнь на Марсе – нет жизни на Марсе…», – как говорил киногерой из «Карнавальной ночи».
Не потому ли люди грешат, идут во все тяжкие, совершая ужасные поступки и даже преступления перед личностью, перед человечеством, полагая, что ответственности перед Богом не наступит...
Просто мы так устроены: нам надо знать как можно больше!
Это не должно быть прерогативой отдельных лиц, служить корыстным целям, не должно становиться предметом торга и чьей-то выгоды. Уже давно муссируется версия, что те, кто у кормила высшей власти, засекречивают многое, в частности сведения о тех же НЛО. Что есть, якобы, рептилоиды и гуманоиды. Что цель первых уничтожить как можно больше вторых, остальных использовать как рабов, что как будто уже сейчас и происходит. Потому ли нас «не посвящают» Высшие силы в высокие сферы – мы «не доросли» до какого-то понимания?
В то же время Высшие силы или природа будто специально заложили в нас нечто вроде здорового авантюризма, чтобы мы сами до всего доходили, возможно, и дойдем, если раньше не сгинем в противоречиях и борьбе с природой, Богом и себе подобными.
Есть теория об информационном Поле в пространстве. Полагают, что это поле призвано служить (и служит) человечеству своим разумом. Избранные получают якобы оттуда сигналы, подсказки. По другой версии, будто бы энергетика нашего тела служит пищею Полю. Тогда кому служит Поле, «выращивая» наши тела, как продукт излучаемой энергии? Может сам Бог пополняется ей? Этакий круговорот в природе?
Другой вопрос: если есть душа, вечна ли она, неизменна ли по своей константе? Какова она по природе – однородна, многомерна, имеет ли какие-то формы, параметры? Неизменна ли или в своём земном существовании тоже растёт, меняется?
А после смерти тела – какова душа в «голом виде»? Её будто бы даже взвесили и она имеет некий вес.
Столько вопросов.
Как-то я смотрел научно-популярную передачу под названием «Битва экстрасенсов». Если это не намеренное введение в заблуждение зрителей, то результаты экспериментов впечатляют. Действительно существуют связи с некими силами у некоторых одарённых или избранных людей, что по вещам, фотографиям точно называют происходившее с людьми живыми или мёртвыми, называют детали, знаемые только посвящёнными или близкими людьми. Значит, это явление существует… Почему это одним дано, а другим нет? Хотя это уже объяснили. Эти способности в принципе может каждый развить в себе. «Традиционные» религии отрицают наличие ясновидения, пророчества, колдовства, относятся весьма ревниво к «бесовским» способностям таких людей.
А вот вопрос о ранней детской смерти… Он не праздный и в этой же цепочке, хотя может показаться неожиданным. Странно и нелепо выглядит детская смерть. Казалось бы, только что здоровый, полный энергии ребёнок радовался жизни и радовал окружающих. Любовь и счастье рисовалась в перспективе для родного существа. И вдруг всё обрывается, и лишь горе и горечь невыносимой утраты… Почему такая несправедливость с нашей точки зрения, исходящая от Бога? Что он этим хотел сказать? Тут и закрадывается сомнение в «разумности» Всевышнего, да в самом его существовании… Внешне мы смиряемся, но душа – божья плоть, не принимает этой утраты. Объяснить можно все, и это с позиций высших сил, но наша жизнь коротка, а когда уходит младенец или ребенок, мне плевать на все объяснения. Никогда я это не приму и не пойму.
Говорят, будто детские души становятся ангелами. Этакие ангелочки с крылышками, как нам их изображают художники и скульпторы… Что – таким образом пополняется «штат» ангельской свиты? Тогда высшие силы слишком жестоки и бесцеремонны по отношению к людям. И для них мы – расходный материал, чтоб в каких-то своих эгоистических интересах запросто забрать у безутешных родителей – не всегда плохих, чаще наоборот, единственного ребёнка...
Наверно у высших сил свои мерки на добро и зло, а эта их жестокость мобилизует нас на поиск, ведь с помощью науки и современной медицины мы отвоёвываем право на более бережное отношение к человеческому «материалу». Мы научились бороться с множеством врождённых патологий, сохранять детей с отклонениями, калек и недоношенных. Лечим то, что совсем недавно было неизлечимым, ищем пути и способы борьбы с раком, ВИЧ-инфекцией, находим пути продления жизни и т. д. Но это в общем, а нам дорога слеза каждого ребенка.
Наверно стадное чувство – инстинкт сохранения популяции, способствуют взрослению человечества. Надеюсь, мы всё-таки движемся по верному пути развития и познания…
А ведь не так давно многое в подобных вопросах для человека было табу. Наступил ли уже новый порог перед прозрением, открытием тех вечных истин, о которых мечтало человечество и о которых я сейчас размышляю?
Но вот новый вопрос-изнанка, скажите, где теперь Бог, когда используется искусственное зачатие в пробирке, осуществляется замена и «ремонт» человеческих органов? Или это тоже нам дано со степенью нашего взросления? Но до какой степени, есть ли предел? На какие еще немыслимые Его прерогативы мы посягнем? Судя по всему, уже посягаем… Где предел человеческому, и где начинается божественное, та грань, за которую нам нельзя? Вот уж действительно: по образу и подобию…
В связи с этим еще один провокационный вопрос: а «пробирочным» детям (как в инкубатор при выводке цыплят), кто «подсаживает» души? Или они, как киборги, рождаются бездуховными? Лично я не видел «пробирочных» детей, но говорят, что они ничем не отличаются от обычных... Или и этот процесс автоматически стал божественным промыслом, может «Там» подстраиваются под реалии человеческого «взросления»? Или нам, по мере взросления, позволяют овладевать необходимой информацией, давая возможность совершать открытия в области науки и технологиях? То есть, прогресс, это также их «ведомство»?
Наверно мои схоластические размышления кому-то покажутся не корректными, но не хочется ограничивать мысли только из страха, что за это придёт «небесная кара», поэтому – «сюда ходим, сюда – нет». Можно упрекать меня в безбожии, но мы миллионы раз убеждались, что всё в этом мире возможно, были и святые и еретики, теперь последним больше дано свободы, есть право выбора, и мой выбор в пользу познания, что в этом плохого?
Я вряд ли отвечу хоть на один свой вопрос, их задавали до меня, и будут задавать всегда, но что мне другие, я пришел в эту жизнь и также хочу максимально познать ее хотя бы теоретически.
Вот, например, в буддийской религии проповедуется реинкарнация: душа после смерти человека просто переселяется в другое тело. Исходя из этой версии, можно сделать и такой вывод, что количество душ в некоем пространстве количественно ограничено, а души из века в век путешествуют от тела к телу. Душ не хватает или ни к чему «лишние»?
Говорят, они в наши тела приходят для последующего и поэтапного совершенствования. Тел рождается много, не беда, что из них какое-то количество не совсем удачные (а могут ли они вообще быть удачными со всех точек зрения?). Выбор самих душ как-то явно пассивен. К тому же - снова душа может «вляпываться» в не совсем удачное тело, и её мытарства продолжатся. Таким манером она может скитаться бесконечно долго по телам, словно воплощая принцип естественного отбора по Дарвину…
А может у душ существует некая конкуренция – «тычутся», бедные, бомбардируя тела-«болванки» будущих человеческих существ в материнских утробах, чтобы, наконец, вновь обрести вожделенное тело, став единым с ним целым на отпущенный период жизни… Другие «неудачники» так и остаются не у дел…
Опять ловлю себя на мысли, что эти вопросы провокационны. Ясно, что не придёт некий дядя и не предложит ответы. Я на это не рассчитываю, но вопросы возникают, они остаются пока без ответа. Я же не могу не задавать их. Когда их набирается много, они не дают покою.
Может они приходят после смерти? Может для того мы и живем, становимся мудрее, чтобы только накопить вопросы? Но для чего нам потом ответы, если мы не в состоянии ими воспользоваться.
А по буддийской религии, при рождении души в новом теле эти знания ой как бы пригодились. Я читал, что есть такие случаи, когда ребенок вдруг «вспоминает» то, что было с ним в предыдущей жизни: имя, где жил, какие-то другие сногсшибательные подробности и они проверяются и подтверждаются фактами…
А вот ещё одна мысль. Мы говорим о духовном совершенстве, но если душа, обретая тело, так и остаётся порой «болванкой», если ей не суждено оказаться в зоне воздействия РАЗУМНОЙ СРЕДЫ. Она ведь должна развиваться, расти в культурной среде, как и сам человек, чтобы не остаться дикой, как Маугли, по сути, животным, какие бы гениальные задатки душа не имела изначально. Но без культурного социума стать ей высокодуховной не под силу.
А есть ли души у животных? Религия это отрицает, говоря о низшей стадии людей, она сравнивает бездуховность с существованием в животной среде: «Есть люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души».
Это о людях говорится, подтверждая теорию зависимости от социума. Почему их такая участь, зачем их существование – для контраста? Есть и высшая категория по сравнению даже с обычными, воспитанными в культурной среде людьми, это святые, мученики, отшельники, почти бесплотные, посвятившие себя служению Бога.
И вот цитата:
«Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1, 19).
Все-таки душа имеет некие параметры. А почему «без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа»? Казалось бы, кто еще может быть выше среди смертных.
И вот еще:
«В самосознании при жизни, жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия)».
Значит, у примитивных животных есть задатки души. Тогда и человек развивался по Дарвину, как и животный мир. А как развивалась, эволюционировала душа? О совместном их развитии как-то нигде не подразумевается, словно человек совершенствовался сам по себе, а на определенном этапе душа к нему пришла потом. Или она с ним все же мыкалась, ждала, когда он «поумнеет»?
Вот если человек – занесенный разум, то и душа должна была бы в него вложена изначально. Но ведь были и до сих пор есть примитивные племена. Там по каким-то причинам произошел застой, зачем им развиваться, когда – протяни руку и все готово: и стол, и дом, и климат позволяет…
Значит, степень развития зависит от среды обитания и воспитания? Но причем тогда божественное начало?
Допустим для того, чтобы души оставались бессмертными. Отчего им такая привилегия?
У животных тоже есть задатки души, подобно той «болванке», что находится в человеке перед его рождением. И животные разнятся по характеру и по обучаемости. Хотя на сей счет есть версия, что в рожденной душе заложено изначально практически все, до чего она может дорасти в процессе своей жизни. А животные дрессируются или бывают очень способными к обучению. Они поразительно понятливы и «человечны» в своих поступках, порой более человечны, нежели некоторые человеки... Но какие бы экземпляры в их среде не появлялись, как бы они не удивляли нас своей сообразительностью, похожестью на нас, людьми они не станут. У них есть чутье, зачастую во много раз превосходящее наше, есть даже интуиция или предчувствие, но нет абстрактного мышления, нет элементарного чувства юмора, чем разительно отличается от них человек – воспитанный и культурный. Чем интеллигентнее и образованней человек, тем он гибче в окружающей среде, в среде себе подобных.
Интересно, а как происходил эволюционный процесс у Адама и Евы? Судя по тому, что они не выдержали испытания в раю, и их души оказались «сырыми», за это и поплатились. Бог не ожидал такой прыти от своих любимцев?.. Или это было «запрограммировано Богом?
Вот не хочу, а проскользывает что-то вроде иронии, скепсиса в моих рассуждениях. Это потому, мне думается, что на первый взгляд да и на второй… как ни совершенна Библия, но она писалась давно, тысячелетия назад и ее почти универсальный многовековой опыт, но иносказательный язык, отдельные постулаты сегодня просто не понимаются нами, современными людьми, и трактуются порой не в том смысле, который был заложен в них, а то и трактуется в угоду трактовщика... Потому современный человек – не богослов, не изучавший специально Библию как науку, многое не понимает из написанного в ней. Большинство из ее текста обычному человеку приходится просто принимать на веру. А церковники, богословы, взявшие монополию по толкованию Библии – всегда и во всем ли верно доносят нам смысл написанного? Ведь были и другие Библии…
Человечество в общей массе не сильно и поумнело за тысячелетия, мы наступаем на одни и те же грабли, из века в век. Не очень далеко мы ушли от прародителей в культурном развитии, как и в нравственном продвинулись мало.
Ну ладно, пойдем дальше. Вопрос: в чём смысл существования души для нее самой, для Бога? Зачем ему и ей это надо? –
Чтобы происходило совершенствование, накопление информации, обретение духовности? Это должно ведь как-то использоваться в дальнейшем. Какая, должна быть конечная цель существования души? Не придумали же люди себе душу, чтобы только оправдать своё существование.
Вот духовность мне кажется более понятной. Здесь связь с музами и вдохновение, и гениальность. Но в чём они, человечество так толком и не определилось – лишь в общих чертах, и откуда это все берется и почему проявляется в одних, а другие – обычные люди?
На мой взгляд, как раз наличие духовности и говорит о существования души. Тело, как его не образовывай, не в состоянии творить самостоятельно, оно может только механически исполнять волю мозга, а он – отдавать приказы телу. Приказы не всегда исходят от инстинктов, мы порой поступаем вразрез им, нами движут какие-то иные критерии. Животное, понимая, что ему грозит реальная опасность, гибель, вряд ли бросится в горящий дом, сиганёт в ледяную воду или кинется спасать других. Но есть и у них исключение – материнский инстинкт, преданность. Примеры с животными – их почти человеческие поступки, когда домашние животные спасают людей. Или самка, что берет на воспитание чужих детенышей… Духовностью это не назовешь, но порой не все укладывается и в рамки инстинктов.
Порой животные поступают будто осмысленно, как объяснить, например, нашумевшую историю с козлом Тимуром и тигром Амуром? Даже будучи сытым, он мог задрать козла просто из охотничьего инстинкта или своего тигриного достоинства, но словно решил поэкспериментировать: а что если я пока не стану его убивать, каково его будет поведение? Тут больше похоже на разумное и немного духовное, а от разума до духовности – один шаг, религия же не учитывает нюансов… Тимур тоже вел себя нестандартно: он не бежал, не блеял от страха, а сам показал характер.
Кто же тут экспериментирует – природа или высшие силы?
Но я увлекся… . Материнский инстинкт – да, а по зову долга совести, как у человека, вряд ли. Люди тоже бывают разные, но одними инстинктами всё не объяснишь.
Если у высших сил есть логика, тогда почему они создают несовершенные цивилизации, а если создали, они не должны допускать их самоуничтожения, как позволили уничтожить себя предыдущим цивилизациям.
Но кто может хотя бы примерно сформулировать конечную цель существования человека, не говоря уж о самой Вселенной? Через несколько миллиардов лет Вселенная прекратит существование. Для человека, для людей четыре с половиной миллиарда лет – это вечность, но и вечность, оказывается, может быть конечной… А что дальше?
Опять вопрос, где же тут Бог, не говоря уж о человеке и его душе. Всё конечно. Пусть взрываются звёзды, образуются новые – причем наше существование? Каких бы высот развития мы не достигли, гибель Вселенной мы вряд ли переживем…
Ну да ладно, опустимся все-таки на грешную землю, ещё не все проблемы здесь решены…
Мы говорили о понятии духовный, высокодуховный и низкодуховный человек… То есть у души могут быть степени развития, эти степени отчего-то зависят, отчего? Видимо, в немалой степени от генов родителей и прародителей, от воспитания и образования, от чего-то еще, все это влияет на поведение индивидуума, а значит и на состояние души. Разум, инстинкты руководят поступками, формируют склонности, предпочтения.
Всё предусмотрено?
И да, и нет, бывают ведь сбои и в организме, и в природе.
А возникают ли противоречия между телом и душой? Наверно, этого не должно быть, они не должны бы противоречить друг другу. Но разум и душа не всегда сходятся в предпочтениях. И человек не всегда может быть удовлетворён своими поступками, он иногда испытывает сомнения, разочарования, муки совести, это как высшее проявление духовности.
Почему появляются сомнения в принятом решении? Разум – часть тела, материальная субстанция, а совесть – оружие души, поэтому совесть контролирует принятие решения разумом, соответственно и телом.
Между телом и разумом возникают противоречия, но им, мне кажется, проще найти консенсус. У них много общих вкусов, установок – плохо, хорошо, больно, опасно... Когда душа с телом или разумом не в согласии, возникают даже психические расстройства…
Однако, после «притирки» тела и души за долгую жизнь, им, как это ни печально, приходится расставаться. После смерти тела, душе тяжко покидать «насиженное гнёздышко»…
По идее, души не должны обладать качествами: иметь предпочтения, привычки, «заражаться» человеческими качествами, они должны быть свободными и отстранёнными, иначе сроднятся, «прирастут» намертво к телу, потом ведь придётся рвать по живому…
Или такой вопрос: душа специально создаётся или подбирается для конкретного человека, как в астрологии по гороскопу, или ей всё равно, куда вселяться, с чем адаптироваться?
Астрология не считалась раньше наукой, но сейчас она пользуется большой популярностью. Последнее время так просто ступить нельзя без прогноза астролога, поэтому я позволю себе предположить, что при «расселении» душ по нашим телам должна учитываться некая её совместимость с телом. Вообще-то, как мне кажется, это тело должно формироваться по предпочтениям души. Это соединение души и тела должно стать неким симбиозом духовного и материального.
В гороскопах говорится не столько о душах, сколько о принципах единения или различия стихий: земли и воды, воздуха и огня. А может души, как младенцы, рождаются и развиваются постепенно с нами, взрослеют до какой-то степени? Но тело стареет, а она фактически – нет. Она лишь устает от тяжких болезней, хотя и говорят: «Душа не стареет», что нередко мы наблюдаем. Но если больное тело долго и безнадежно мучается, то и душе неуютно, ей хочется покоя, она просто не в силах помочь своей оболочке и тогда между ними возникает диссонанс.
Но тут вот еще что: душе, молодой и вечной предписано отвечать за деятельность своей временной оболочки перед Богом на Страшном суде! Сама ведь душа не может иметь дурные наклонности – алчность, хитрость и прочий «ассортимент» человеческих пороков, как, впрочем, и добродетелей? Она полностью зависит от прихотей ее обладателя. Так за что же ей отвечать – умерло тело и дело с концом?
К человеку, живущему раздвоенной жизнью, душа вынуждена приспосабливаться, смиряться, иначе этот союз неизбежно придет к трагическому финалу. Не потому ли совершаются суициды?
А еще – по христианской вере наши воскресшие тела предстают на Страшном Суде пред Богом. Возникает вопрос: зачем воскресает тело? Странно и нелепо это, – чтобы вместе с душой мучится в аду или блаженствовать в раю?
Каков предел прочности души и воскрешенного тела? Сколько можно кипеть в смоле или жарится на сковородке? (Смешны и нелепы в наш просвещенный век церковные сказки). Но даже если это в прошлом – символы для малопросвещенных людей, на самом деле существует в загробном мире более сложная система несения ответа перед Богом, зачем душе ТАМ нужно тело после Второго пришествия?
Сама по себе теория рая и ада не выдерживает никакой критики. Для жителя ветхого времени постулаты Библии считались естественными. Хотя многие люди того времени были, возможно, не глупее нас, это мы себя возвеличиваем с высоты прожитых тысячелетий, но наука хоть и шагнула во многих областях далеко вперед, на основные вопросы она так и не ответила.
Мы теперь лишь научились не верить бездоказательно, многое из Ветхого Завета да и Нового вызывает у нас просто недоумение, недоверие или улыбку. Вообще всё как-то зыбко, «не продумано» или через чур мифологично, аллегорично. Большинство из нас не учатся в семинариях, нам предлагается только верить.
Последнее время мне приходится встречаться, общаться с высокообразованными людьми, учёными, они, как ни странно, безапелляционно заявляют, что верят в Бога. Теперь даже космонавты не шутят насчёт того, что не встречали Бога в космосе… Это что – такая позиция: «на всякий случай», или если не объяснено происхождение чего-то, то лучше и не мудрствовать, удобнее просто верить. Не все же пытаются задаваться вопросами: как же всё в этой жизни может функционировать, эволюционировать, существовать без управления свыше, без некоей разумной силы. Совместима ли сегодня вера в Бога и желание познать самое себя, окружающий мир, ведь сейчас не жгут на кострах…
Просто ученые – такие же смертные, со всеми комплексами, со своими тараканами в голове, проблемами в быту и личной жизни. Конкретный Ньютон, работает над конкретным биномом, к примеру, и – Вася не чешись, зачем ему лезть в высокие материи?
Каковы же должны быть эти Высшие силы? Память подсказывает аналогию: человек подобен Богу, Его образу, но мы понимаем, что человек не является копией в физическом смысле.
Господи, это всё так сложно! Но и интересно, и хочется заглянуть за грань неведомого, не для того чтобы «поумничать», но и не быть слепым кроликом в этой большой и сложной игре под названием «жизнь».
Конечно, мы не в силах изменить рок, но если ко всему подходить более осмысленно, пытаться управлять процессами, планировать жизнь и планомерно идти к намеченной цели, то и судьба, возможно, «прогнется» под нас, как в известной популярной песенке.
Почему люди поступают дурно, может от неведения или недоразвитости душ?
А каковы ступени движения души после того, как она покинет тело, отправляясь в загробные скитания? Эти девять дней, сорок, потом год. Что дальше? Откуда эти сроки, кто их назначил?
Религия, конечно, дает свои объяснения и в них есть рациональное зерно. Здесь все давно статично, как 2х2=4, как «законы» астрологии – обкатано и систематизировано. Это многовековые наблюдения человека. Остальное смахивает на чистую схоластику.
Ещё хотелось бы поговорить о неупокоенных душах, привидениях и прочих непонятных страшилках… Церковь и окультисты в этих вопросах непримиримы. Это касается предмета нашего разговора, но тема сама по себе очень скользкая. Если кому интересно, пусть поразмышляет или найдет соответствующую литературу. Эта производная субстанция, основана еще больше на мифах и страхах, она может увести нас в строну, поэтому лучше пока не распыляться, оставить на потом.
Какой-то замкнутый круг. Вопросы порождают новые вопросы. Ученые и дилетанты сегодня почти на равных, потому и появляются вот такие «исследователи», как я и подобные «исследования». Наверно, я многое мог бы найти в научно популярной литературе, благо, сейчас этого добра и в интернете хватает. Но чем они отличаются от меня – дилетанта, эти «исследователи»? Я же многое собрал в этой статье, словно обобщил вопросы, но главное, ответил пожалуй на один важнейший вопрос: мы по-прежнему ничего толком не знаем…

2. Тело
Рассуждения, что были выше, своего рода прелюдия к другой теме.
Оставим пока бесконечные «почему» - упражнения для ума. Почти на каждый мой вопрос нет ответа, они больше риторические, нужно время, на одни меньше, на другие, может, столетия, на третьи мы не узнаем ответы никогда.
Во главу угла всегда ставится душа, а что же тело? Действительно ли оно – расходный материал, недостойный жалости, как скорлупа яйца?
Душа важна, исходя из наличия её бессмертности, а что остаётся от тела после смерти человека – лишь прах да память родственников, потомков. Им также предписано чтить место, в котором он упокоен, отдавая своего рода дань привязанности, любви к ушедшему близкому. Придти на могилу, помянуть «раба божьего», где души уже нет, она на небесах или ещё где-то… Нам ведь важна материальная точка – образ, с помощью которого мы могли бы обратить взор к близкому человеку. Вот мне и хочется поговорить о значении тела, в котором жила душа.
Близкие, друзья привыкают к человеку, они при жизни просто не разделяют тело и душу, это одно целое. Для живущих это нормально. Но потом остается только душа, правда, нам уже не дано видеть ни то, ни другое. А что мы чтим, поминаем. Вроде бы душу, но в образе тела человека.
Потому немаловажное значение имеют внешние данные умершего, его способности, какую он играл роль в жизни, собственно, какой он был, как индивидуум.
Мы помним истории великих людей, как например, ну – Майи Плесецкой. Её талант балерины, её пластика. Все это останется в памяти человечества не в меньшей степени именно благодаря её телу, данному ей Богом, родителями, наследственностью...
А почему мы любим Смоктуновского, Тихонова, Клару Лучко, Мордюкову, Никулина, Леонова? Многих талантливых людей – красивых и не очень. Любим за их души, но и за характерную внешность, способности и особенности их тел.
Понятно, что предложенный ряд личностей произволен, в него можно поставить тысячи и тысячи, как знаменитых фигур из истории человечества, так и обычных, ничем особо не отличавшихся людей, живших рядом с нами, неизвестных, но дорогих нам, они тоже живут или жили, страдали и канули в бездну небытия.
И что же представляет собой личность или просто любой человек, его оболочка, его характерное тело, имя в широком и узком его понимании?
Мы помним внешность Сталина, Ленина, Черчиля… Душа лишь ассоциируется с их внешностью, она нам по большому счёту не так и важна. Тело олицетворяет достоинства и недостатки своего земного «хозяина». Что делать душе без привычек, особенностей ее тела? Не в равной ли мере они ответственны за свои деяния? Без взаимодействия тела и души ничего не может быть в принципе.
В любом случае, наше тело – не просто оболочка для каждого его обладателя, а и олицетворение души для окружающих его людей. Тело, душа, имя для нас – по большому счету это одно целое.
Можно ли поставить между телом и душой знак равенства? По высшим меркам, наверно, нет.
Тогда зачем и по каким меркам воскрешать тела во время Страшного суда и соединять их с душами, чтобы кому-то и по какому-то праву садистски мучить их в аду, даже если это Гитлер или Чикатило? Дорога’ была ложка к обеду. Те, несправедливо замученные жертвы, пострадавшие от извергов, уже вряд ли получат удовлетворение отмщения. Справедливо ли оно в кулуарах или чертогах высших сил? Мы можем только полагаться на это, представить равноценное возмездие нам не по силам.
И всё-таки, что для живущих важнее – тело или душа? Правомерно ли вообще так ставить вопрос? А если поставить вопрос несколько иначе: «Представляете ли вы свою душу без тела?» Тело умирает, видимо, для того, что бы таким сложным путем после соединиться с душой уже навсегда. Причем по Священному Писанию, не в дряхлом качестве, а в цветущем. Когда еще ничего не болело, было полно сил и энергии. Там не надо ходить по небесным поликлиникам, можно жить полной, насыщенной жизнью, развивать свои способности, добиваться совершенства в том, к чему у человека на земле была склонность, в чем он добился наивысшего мастерства. Теперь у него неограниченно время, неиссякаемы силы и есть возможность добиться мечты и совершенства: написать свои лучшие романы, как Мастер в «Мастере и Маргарите» Булгакова, поставить феерический балет, нарисовать фантастическую картину… Выходит, тело не прах и церковь зря принижает его роль как на этом, так и на том свете?
Тут еще один вопросик возникает по ходу: совершенствование, это для тех, кто не терял время в земной жизни?
А сколько «балласта» живет и умирает? Им каково предназначение? Среди них не все грешники, но и не все таланты. Просто труженики, рабочие, многодетные матери, не успевшие определиться в текучке и хлопотах по воспитанию потомства...
В той другой жизни, как бы она не называлась – вечный рай, загробная жизнь, как нас уверяют церковнослужители, составляют ли там душа и тело монолит? Там ведь не надо обманывать, добывать хлеб насущный, там во всем гармония, в результате – безоблачное существование…
А вот ещё неудобные вопросы: действительно ли является церковь посредником между душой и Богом? Нужна ли церковь современному человеку, если большинство в ней – красивый фетиш? Разве нельзя общаться с Богом в душе наедине без посредников? Вера для большинства, это блеск церковного золота, красивые песнопения и страх? Страх возмездия свыше, а убери страх, много ли останется желающих казниться за существующие и приписываемые нам церковью грехи? Ведь по ихнему – грешишь, но покаявшись, ты словно бы начинаешь с чистого листа. Не успеешь причаститься перед смертью, будешь гореть в гиене огненной… Шантаж?
Еще интересный вопрос: о «внешнем виде» души, её весе, структуре, энергетике? Этим пестрит так называемая «научно-популярная» литература. «Светлые коридоры» и «встречи» с умершими родственниками. Если вам «рано» ТУДА, то могут и вернуть почти из обретенного блаженства на грешную землю.
Наверно, кому-то нужна церковь просто в силу неспособности жить своим умом, суеверия, стадное чувство, которое облегчает жизнь. Многие это делают по привычке, просто напоказ, формально, но им так легче, видимо, не хочется выглядеть плохо в глазах окружающих. Каюсь, сам такой…
Я опять отвлекся. Вернемся к бренному телу. Мне лично жаль расставаться со своим телом в этой жизни. Хорошо, если мы с ним снова встретимся… А если нет?! Я, в общем, доволен им, но и будь оно даже уродливым, другого не будет.
В этом мире мы живём созидая или разрушая, или просто живём… Скажите, какой смысл в вечном существовании, кому от этих сказок жарко или холодно? Какое дело телу до души без неё – страдает ли она или пребывает в вечном блаженстве? А как неуютно должно быть душе без тела…
Наверно некоторые мои рассуждения противны христианской морали, но, позаботившись о душе, эта мораль совершенно равнодушно относится к телу – такому любимому нами, привычному для каждого из нас, холодно обрекая его на тлен и забвение.
Память у людей не беспредельна, чтобы помнить всех живших на земле. Все не могут быть знаменитыми, успешными, талантливыми. А последним на остальных тоже наплевать, для них все остальные – навоз, удобрение, почва, рождающая новые таланты и атланты. Грустно и безнадёжно для большинства, но это реальность.
Я не пытаюсь создать новую идеологию, не натравливаю «массы» на религию, просто рассуждаю, и прихожу к выводам, выводам для меня не очень утешительным.
Может, я рассуждаю однобоко, неверно по сути, но кто сможет развеять мои сомнения и ответить хотя бы на часть из них? Ведь наверняка у многих нечто подобное тоже возникает, оно неясно роится в подсознании, но там и остаётся.
Однако я снова отклонился. Наше тело уйдёт. И это величайшая, на мой взгляд, несправедливость в этом мире...
Если бы иметь какие-никакие гарантии на сей счет, например, в буддизме душа, переселяясь, иногда, говорят, «вспоминает» себя в новом теле…
Но в современных реалиях уже появляется надежда, пусть не на вечную жизнь, но на ее продление. Мы живем в век научно-технического прогресса, сейчас пересаживают сердца и другие части тела. Выращивают органы для замены, устраняют физические недостатки, продлевая жизнь просто благодаря комфортности (как показатель социального взросления общества), ищут и находят пути омоложения. Скоро научатся выращивать новое тело для головы (уже готовятся в Австралии пересадить, приживить чужое тело к голове нашего соотечественника, как в фантастической повести А. Беляева «Голова профессора Доуэля»).
А дальше – пожалуйста, с учётом пожеланий заказчика, с поправками на возраст, внешними данными. Все будут совершенны, как Ален Делон…
Чушь? Нет, я уже ничему не удивляюсь. Мы просто не в состоянии представить себе будущее, то ли еще будет…
Возможно будут делать полностью синтетические тела. Главное, я думаю, для личности, чтобы оставалось осознание себя в любой оболочке.
Такое тело хорошо тем, что оно не болеет, не требует к себе повышенного внимания, забот…
Сохранятся ли в таком случае человеческие свойства в нашем привычном понимании – любовь, взаимопомощь, сострадание?..
Теперешний человек от сотворения своего и по настоящее время слаб и недальновиден, значит не всё правильно устроено в этом мире… Почему его таким сотворил Господь? Чтобы он сам себя усовершенствовал?
Для живущих главная ценность – жизнь, она бывает лишь раз. А душа вынуждена покидать тело. Это равносильно предательству… И всё будто кричит и протестует, как у Цветаевой:

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось…

И потому,

…Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви…
Просто потому, что мы такие, и мы есть. Любите нас, как любили бы трепетную лань. Любите наши неповторимые линии, черты, всё то, что «сияло и рвалось», эту уникальную жизнь, что, скорее всего, является единственной во Вселенной.
Учёные, на основании исследований в космосе, сделали заключение, может и поспешное, но неутешительное для землян: мы одни во Вселенной, по крайней мере, такого уровня развития цивилизаций в ближайших окрестностях нет, потому что нет нигде сходных условий, подобных нашей уникальной земной среде. Мы ищем, но цивилизации не подают признаков жизни и никак не проявляются. Так что пока нет надежды на пришельцев, как старших братьев, никто не вразумит нас, не подскажет, как жить дальше. Или почти нет…
А к младшим не придем мы, потому что сами еще барахтаемся вокруг и около Земли. В скором времени, обещают ученые, полетим на ближайшие планеты солнечной системы, но это для человечества равносильно детскому периоду развития.
Надо что-то принципиально новое открыть, изобрести, чтобы пытаться заглянуть в далекий космос. Но для начала надо научиться беречь свою землю, цивилизацию, а потом искать дальнейшие пути развития, добывать самим знания о долгожительстве и бессмертии. Мы делаем первое, мало заботясь о втором.

* * *
Почему я завел разговор о душе, теле? А вот и не угадаете…
Я всегда остро чувствовал свою исключительность, по крайней мере, с тех пор, как осознал себя. В детстве я сделал для себя открытие, что присутствующие вокруг меня люди похожи и не совсем похожи на меня. Похожи тем, что все мы физиологически устроены почти одинаково, но у каждого, несомнно, есть свои особенности, а еще – есть свой внутренний мир. Неужели, думал я, они так же, как и я, чувствуют, ощущают?
Мне казалось, что я не такой, как все, ведь явился я в этот мир и, видимо, не случайно. Раньше почему-то меня не было, и если мир соизволил предстать передо мной таким, значит это чем-то предопределено? Мир существует для меня со всеми его прелестями и окружающими людьми! Ко мне и должно быть отношение особое.
Но почему-то окружающие не спешат возводить меня в ранг богоизбранного, не предлагают трон и какие-то привилегии. Они, так же, как я, не считают. Более того, в этом мире были, есть и будут достойные люди, гении, короли. По рождению я не избранный. Но должна же у меня быть какая-то другая, отличная от всех миссия. Какая? Поскольку я родился не от сотворения мира, а в этот исторический период, значит миссия в чем-то другом? Я уверен, поначалу многие думают нечто подобное, пока жизнь своей сермяжной правдой не ткнет нас в гнусные свои реалии.
Но тогда, по крайней мере, я должен жить всегда! Так мне казалось или хотелось...
А как же всё будет без меня – это немыслимо, зачем чему-то вообще существовать без меня?!
Когда другому больно, я не ощущаю это, но когда больно мне, я это чувствую. Я живу, и всё вокруг живёт.
Появиться на свет, чтобы узнать жестокую истину, что умру, и не в силах совершенно препятствовать этому…
Знаю, есть подобная маргинальная философия. По ней – мир существует для человека лишь тогда, когда он его видит. Мира нет в реалии без него. Это – крайний субъективизм, мир во всём его разнообразии не может существовать в воображении одного человека. И человек не может существовать один в вакууме.
Но почему я и мы, придя в этот мир, должны уходить, фактически став с ним единым целым? Только представьте, сколько и как мы могли бы ещё влиять на мир, живя долго, гораздо дольше, чем мы живём сейчас. Сколько гениев не создали, не дописали, не привнесли в этот мир, что могли бы создать, написать, привнести? Бог или природа, словно экспериментируют в поиске новых гениев, попутно создавая груды бесполезных человеческих тел, словно невидимая бездушная машина перемалывает и перемалывает миллиарды тел и душ…
Не рационально как-то, невольно рождается мысль, что нет разумного Начала, а всё это лишь естественный отбор матери-природы, а ей по большому счёту безразлично – гений ты или раб. И как это соотносится с божественным началом, по-моему, эта роль сильно преувеличена… Пред ней мы все равны, ей безразлично, есть душа или нет, всему свой черед, который в принципе может и не наступить. Младенец умер или гений. Это более логично, не надо выдумывать сказки по загробную жизнь…
Это касается и моей персоны, со временем, естественно, я стал замечать, что старею, дурнею, болезни одолевают, и близится закат меня такого неповторимого, а на деле – вполне заурядного. Я – не Фет и не Есенин, не Сократ и не Энштейн, и почти незаметная фигура на небосклоне родины. Конец может прийти в любую секунду, на полуслове, на полувздохе…
Всё существо во мне протестует, но неведомые и неумолимые силы надвигаются неотвратимо. Однажды сердце пронзит невыносимая боль и всё исчезнет, куда-то полетит моя бесплотная душа, тело станет просто внешней оболочкой, с искажённой гримасой смерти на челе. Люди последний раз придут посмотреть на эту оболочку и будут с трудом узнавать черты моего лица, говорить скорбные, но дежурные слова. Это мгновение пройдёт и всё! Всё.
Моё существо, весь жизненный опыт мне опять лукаво подсказывают, что нет никакой души, её выдумали, чтобы, как ни странно, облегчить и оправдать конечность жизни тела. На сей счет у церкви есть готовый ответ: «бесы одолевают».
По-моему, все религии мира – сладкая пилюля перед вечностью и пустотой. А люди – трусы, прячутся за спину выдуманных богов, потому что так удобно, не надо мучиться, задавая себе неудобные вопросы.
Но откуда появляется чувство сопричастности с вечностью, если это можно так назвать, когда, например, занимаешься интересным делом – созданием стихотворения, книги, кажется, что это не умрет с тобой, по крайней мере, зарождается надежда, что останется какая-то частичка твоей души. И в этом, наверно, и есть ее проявление. Но и это относительно, не знаю, хочется цепляться за соломинку, за волосок, начинаешь уговаривать себя, что неправ в своём оголтелом атеизме, что лучше верить в бессмертие и не мучится, а там, как Бог даст...
По вере его воздастся, говорят. Может быть, рассудок сильнее страха смерти и забвения? Он задаёт нелепые вопросы, но когда прижмёт, рассудок задавливается страхом. Мы вновь готовы броситься на колени, молить Спасителя о защите и спасении. Спасении от чего? От смерти даже он не спасет. От болезней? Но болезнь, как раз является предупреждением от неправедной жизни, это шанс что-то исправить, а не божья кара.
Когда мне было плохо, я молился, отступал страх смерти, но следом сонм вопросов (или бесов) обступали снова мою бедную голову. Ничего не меняется. Да и что может поменяться: по одну сторону – голая вера, по другую – нелепый рассудок.
Коль так, моей душе, видимо, гореть в гиене огненной.
Кто развеет мои сомнения? Думаю, никто.
Я не задавался целью решить в этой статье какие-то проблемы, похоже, их вообще не решить. Просто выплеснул наружу то, что давно роилось в подсознании, материализуясь в размышления, ведь человек пытлив, он всегда будет это делать в гармонии с душой ли, с Богом или в разладе с ними, за что ему всё-таки честь и хвала, потому что он – человек разумный.
08. 12. 2015 - 06. 2916






Читатели (113) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи