ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

НАВЯЗАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЛЕХАНОВ О ЛЕНИНЕ.

Автор:
Жанр:
НАВЯЗАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1 часть).
ПЛЕХАНОВ О ЛЕНИНЕ (2 часть).




В январе 1917 года Ленин, обращаясь к группе швейцарских рабочих, заметил, среди прочего: "Мы, старики, вряд ли доживём до решающих битв надвигающейся революции".
Так пессимистически оценивал будущий вождь возможности большевиков за девять месяцев до захвата ими власти. Любые прогнозы о том, что он вот-вот будет у власти, показались бы тогда Ленину просто невообразимым бредом. Неудивительно, что когда это действительно произошло, то факт этот шокировал его самого. Вот любопытная выдержка из воспоминаний Л.Троцкого, разделившего с Лениным в 1917-ом неуемную радость победы: "Знаете, - произнёс Ленин неуверенно, - от преследований и жизни в подполье - и сразу на вершине власти... Даже голова кружится, - закончил он, переходя на немецкий и показывая рукой как кружится голова. Мы глянули друг на друга и засмеялись".
Стоит бегло пройтись по хронологии событий, которые предоставили эти головокружительные возможности для Ленина и его партии. Это о них, об этих судьбоносных для России годах, говорил с таким драматизмом Александр Блок:

Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.


Итак, 1914 год.
Убийство 28 июля в Сараево сербским националистом Г.Принципом наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда привело, в конце концов, к глобальной мировой войне.
В конфликте Сербии с Австрией и Германией Россия принимает сторону Сербии. Николай II, убеждённый в том, что Россия не готова к войне, предпринимает попытку разрешить конфликт на Балканах мирным путём. "О войне в ближайшие пять-шесть лет по существу до 1917 года, -говорит он в беседе с российским послом в Болгарии Нехлюдовым, - не может быть и речи". Но патриотическая экзальтация, антигерманские настроения приобретают в России всё больше характер массовой истерии. "Уступая, - как выразился царь, - производящему на меня давлению", Николай II объявляет о начале военных действий.
Неудачно складывающаяся для России обстановка на фронте обостряет политический и хозяйственный кризис. "Закрытие черноморских проливов и экономическая блокада, - пишут авторы сборника "Чёрная книга коммунизма", - резко выявили зависимость империи от экспорта. Потеря западных губерний, захваченных германскими и австро-венгерскими армиями в 1915 г., лишила Россию продукции польской индустрии, одной из самых развитых в империи. Национальная экономика не справлялась с трудностями затягивающейся войны. С 1915 года началась дезорганизация железнодорожного транспорта, вызванная нехваткой запасных частей. Переход всех предприятий на обслуживание нужд армии подорвал внутренний рынок. Уже через несколько месяцев тыл начал ощущать недостаток промышленных товаров и страна узнала, что такое дефицит и инфляция".

30 декабря 1916 года.
Убит Распутин. Благодаря своим чуть ли не мистическим способностям, сказавшимся, в частности, в лечении больного гемофилией сына Николая II, Распутин приобретает огромное влияние при дворе. Политика царя в какой-то момент начинает проводиться явно под диктовку Распутина, назначающего и смещающего по своей прихоти министров и командующих армий. "Я стараюсь ни над чем не задумываться, - признаётся Николай II в разговоре с министром иностранных дел Сазоновым. И нахожу, что только так и можно править Россией".
Распутинский произвол приводит к полному разладу всей государственной системы, вместе с другими факторами подрывает окончательно престиж царя.

Январь-март 1917 г. Из-за нехватки продуктов происходят волнения в Петрограде, Москве и других городах. Солдаты, посланные для разгона демонстраций в Петрограде, переходят на сторону демонстрантов. Недовольство солдат продолжающейся войной с Германией усиливается повсеместно. Учащаются случаи неповиновения и дезертирства.

15 марта 1917 г. царь под давлением членов Думы отрекается от трона. Впрочем, согласно последним данным, обнаруженным в государственном архиве РФ, его манифест об отречении не был им подписан. Высказываются предположения, что его подпись под манифестом была сфальсифицирована думскими представителями.
Власть в России переходит к Временному правительству.
Хотя формально у власти находится возглавляемое Керенским правительство, оно вынуждено во всё большей степени делить свою власть с созданным ранее Советом рабочих и солатских депутатов, что только увеличивает общий хаос в стране. 13 июня 1917 г. Совет потребовал передачи ему всей полноты власти. Руководство в Совете постепенно захватывают большевики во главе с примкнувшим к большевикам Л.Троцким.

16 апреля 1917-го Ленин и группа большевиков, жившая за границей, по согласованию с немцами, гарантировавшими им проезд через Германию, приезжают в Россию. До этого неоднократные неудачные попытки Ленина попасть в Россию повергли его в отчаянье. Одна страна за другой отказывали ему в проезде через свою территорию.
Ленин-"актёр" подбирает парики и роли для того, чтобы пробраться в Россию по поддельным документам. Забрасывает фантастическими предложениями знакомых. Он чувствует себя, по собственному признанию, "закупоренным в бутылке", откровенничает, что готов заключить сделку хоть с дьяволом - только бы попасть в Россию. "Дьяволом", выручившим его, оказались германские военные и разведка. Заинтересованные в скорейшем выходе России из войны, они не только разрешают Ленину проезд через Германию, но и оказывают ему громадную финансовую поддержку в надежде использовать пацифистскую пропаганду большевиков для окончательного развала российской армии.
Денежные вливания немцев позволяют Ленину развернуть антивоенную и революционную пропаганду в недоступных ранее масштабах. "Бездна" денег на пропаганду, появившаяся вдруг у большевиков тем более удивительна, что всего за три года до этого, в 1914 г., финансовое положение большевиков было просто плачевным. Из-за нехватки денег распадались подпольные комитеты и приходилось резко сокращать расходы на печатание пропагандистской литературы.

В июне 1917 г. на заседании 1 Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов большинство делегатов высказалось за создание многопартийного
коалиционного правительства. Ленин выступил против.

4 июля происходят серъёзные волнения в Петрограде. После подавления волнений Временное правительство отдаёт приказ об аресте Ленина, обвиняя его в связях с немецкой разведкой и в государственной измене. Троцкий, в то время представитель большевиков в Совете, арестован и посажен в тюрьму. Ленин уходит в подполье. Казалось, что большевизм доживает в России последние дни. 18 июля Ленин в письме Каменеву пишет: "Между нами, если меня укокошат, я Вас прошу издать мою тетрадку "Марксизм и государство".
Тем временем, бегство с фронта принимает массовый характер. Даже часть офицеров, из тех, кто находился в отпуске, не спешат возвращаться на фронт. Вот что писал Брюс Локкарт, британский дипломат, находивший в то время в России: "Атмосфера в Петербурге была более нездоровой, чем когда бы то ни было. Шампанское текло рекой. "Астория" и "Европейская" - две лучших гостиницы в столице были переполнены офицерами, место которых было на фронте. Продлевать себе отпуск и ошиваться в тылу уже не считалось бесчестным".

Сентябрь 1917-го. Командующий русской армией генерал Корнилов предпринимает марш на Петроград. Цель - установить военную диктатуру и покончить с хаосом в стране. Временное правителство Керенского объявляет о всеобщей мобилизации, легкомысленно снабжая оружием даже большевистские отряды Красной гвардии. Таким образом, умирающий было большевизм не только поставили на ноги, но и, с лёгкой руки Керенского, вооружили. К октябрю Красная гвардия уже насчитывает около 100.000 человек. Между тем, большевистская пропаганда делает своё дело, перетягивая на всю сторону всё большее число солдат, разложив, в конечном итоге, даже армию Корнилова. "Недовольство армии было, - как пишет автор книги "Ленин" Луи Фишер, - той лестницей, по которой большевики вскарабкались к власти".

Такова хроника событий, предшествоваших октябрьскому перевороту, высокопарно названного самими большевиками - Великой октябрьской революцией. Несмотря на все старания Ленина, идея переворота была непопулярна ни у страдавшего от хаоса в стране населения, ни в самой большевистской среде. Вот запись заседания Петербургского комитета большевиков за несколько недель до переворота: "Боевого настроения нет даже на заводах и в казармах".
Именно в силу этого, призыв скрывавшегося в подполье Ленина немедленно готовиться к восстанию, прозвучавший в его письмах к коллегам, застал их совершенно врасплох. Большая часть соратников Ленина настроилась на мирный переход к власти через местные советы и, что не менее важно, на создание коалиционного с другими партиями правительства.
Каменев, Зиновьев, Бухарин, Ногин, Милютин, Преображенский и другие большевики были как раз сторонниками именно этой программы действий. Они, включая даже Сталина, пришли к выводу, что ленинский призыв к восстанию не более, чем блажь Ленина, слишком долго пребывавшего заграницей и потому отрванного от реальной жизни в России. Члены большевистского ЦК единогласно решили проигнорировать призыв Ленина, а его письма с призывом к восстанию сжечь. Решено было, как вспоминал позже об этих письмах Бухарин, "сохранить лишь по одному экземпляру, и принять меры к тому, чтобы о письмах Ленина не стало известно петербургским рабочим, ПК (петербургскому комитету партии) и МК (московскому комитету).
Ленин, однако, продолжает бомбардировать письмами "недостаточно решительных товарищей". Рискуя быть пойманным, переодетый и загримированный, он прибывает в Петроград, чтобы лично сломит упрямство своих коллег. После бурного совещания, на котором Ленину с трудом удаётся вырвать одобрение его идеи переворота, он вновь скрывается в подполье.
Ещё с древних времён известно, что для захвата власти необходимы: дезорганизация правящего аппарата, перехват инициативы, доведение толпы до нужного накала отчаянья и озлобления. Большевистская пропаганда к осени 17-го достигает своего пика. Отчаявшемуся населению России большевики предлагают немедленное и безусловное решение всех проблем и свободные выборы в будущее Учредительное собрание. Обещаниям несть числа. Уставшим от войны солдатам обещается заключение немедленного мира. Солдаты и не подозревали, что вождь большевиков одержим идеей "превратить империалистическую войну в гражданскую", что с приходом большевиков к власти, одна война почти немедленно сменится другой, братоубийственной войной, в которой погибнет, по приблизительным расчётам, до 15 миллионов человек.
Не хватало продуктов - большевики обещали немедленное удовлетворение потребности в них, хотя народ под их властью пройдёт ещё не раз через опыт голода и неисчезающих очередей.
Оболваненные лозунгами большевиков крестьяне видели себя хозяевами собственных полей и не представляли себе и в страшном сне тотальной реквизиции урожая чекистскими продотрядами и смерть от голода.
Пытаясь предупредить большевистский переворот, меньшевики на заседании "предпарламента" добились принятия резолюции, в которой содержалось требование к Временному правительству немедленно заявить о начале мирных переговоров с Германией. Но Керенский отклонил это требование. Вместо этого, в ответ на захват немцами стратегически важных Моозундских островов, он приказал отправить части Петроградского гарнизона на фронт. Солдаты гарнизона отказались подчиниться его приказу и заявили о своей поддержке Советов. Матросы Балтийского флота ещё в конце сентября заявили о своём неподчинении приказам Временного правительства.
Ленин торопит своих соратников. В его директивах сквозит беспокойство, что если большевики не воспользуются благоприятным моментом, то окажутся оттеснёнными на второй план другими партиями.
Опираясь на Красную гвардию и балтийских матросов, в ночь с 25 на 26 октября большевики захватывают Зимний дворец. Киносцены "штурма" Зимнего, которые преподносила многие годы, как чуть ли не документальные, советская пропаганда были всего лишь разыгранной по всем киношным правилам массовкой из художественного фильма Эйзенштейна "Октябрь". О том, как снимались эти "документальные" кадры рассказывает в статье "Очерки истории кино СССР" искусствовед Н.Лебедев:
" В распоряжение постановочной группы (Эйзенштейна) были предоставлены огромные по тому времени материально-технические ресурсы: неограниченное количество плёнки, богатейший парк осветительной аппаратуры, тысячи костюмов и многочисленное оружие для инсценировки штурма Зимнего дворца. Для участия в массовках были привлечены крупные воинские части".
На самом деле, Временное правительство Керенского, неоднократно предупреждаемое по поводу большевистских планов захвата власти, оказалось совершенно неподготовленным к такого рода событиям. Сам Зимний дворец, в котором заседало правительство, несмотря на угрожающую обстановку, толком не охранялся. Доступ во дворец со стороны Невы не охранялся вообще. Весь Зимний дворец охранялся силами 40 георгиевских кавалеров-инвалидов, 130 солдат женского батальона и нескольких сотен юнкеров из разных военных училищ.
Керенский попробовал было в срочном порядке перебросить военные части с немецкого фронта в Петроград, но его запоздалые усилия ни к чему не привели. Военные подразделения один за другим заявляли о своём невмешательстве в политическую борьбу. Таким образом, развал в армии, разброд и нерешительность, царившая в правительстве Керенского, сыграли на руку не очень уверенным в себе большевикам, столь неохотно взявшихся за воплощение в жизнь слишком поспешной, по их мнению, ленинской авнтюры.
"В России, стране Николая II и Распутина, - признавался позже Ленин, - в такой стране начать революции было легко, это значило - пёрышко поднять". К перечисленным Лениным именам следует добавить, конечно, и Керенского. Ведь это именно он умудрился выпустить из своих рук "пёрышко власти", так ловко подхваченное Лениным.


ПЛЕХАНОВ
О ЛЕНИНЕ.
_______________

Из "Политического завещания"
Г.В.Плеханова,
продиктованного им в апреле 1918 года
(сокращённый вариант)


В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непростительная ошибка - это Ленин. Я недооценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатичной целеустремлённости, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных европейских социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того, в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма.
Однажды появившись, большевизм стал быстро набирать силу, отчасти по причине привлекательности его тактики и лозунгов для малоразвитого российского пролетариата, а отчасти по причине необычайной настойчивости и титанической работоспособности Ленина. Исправить мою ошибку было уже, к сожалению, невозможно. Моя ошибка уже обошлась и обойдётся России очень дорого.
Ленин - цельный тип, который видит свою цель и стремится к ней с фанатичной настойчивостью, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Он весьма умён, энергичен, чрезвычайно трудоспособен, не тщеславен, но болезненно самолюбив и абсолютно нетерпим к критике. Для Ленина, каждый, кто в чём-то с ним не согласен - потенциальный враг, не заслуживающий элементарной культуры общения. Для достижения поставленной цели он пойдёт на всё, что угодно, даже на союз с чёртом, если это будет необходимым.
Ленин - теоретик, но для образованного социалиста труды его не интересны: они не отмечены ни изяществом слога, ни отточенной логикой, ни глубокими мыслями, но на малограмотного человека они неизменно производят сильное впечатление простотой изложения, смелостью суждений, уверенностью в правоте и привлекательностью лозунгов.
Ленин - это Робеспьер 20 века. Но если последний отсёк головы нескольким сотням невинных людей, Ленин отсечёт миллионам. В этой связи мне вспоминается одна из первых встреч с Лениным, которая, по-моему, состоялась летом 1895 года в кафе Landolt. Зашёл разговор о причинах падения якобинской революции. Я в шутку сказал, что она рухнула, потому что гильотина слишком часто секла головы. Ленин вскинул брови и совершенно серьёзно возразил: "Якобинская республика пала потому что гильотина слишком редко секла головы".
Судьба Робеспьера известна. Не лучшей будет судьба Ленина. Но я не желаю ему судьбы Робеспьера. Пусть Ленин доживёт до того времени, когда со всей очевидностью поймёт ошибочность своей тактики и содрогнётся содеянному.
Путь большевиков, каким бы он ни был, коротким или длинным, неизбежно будет ярко раскрашен фальсификацией истории, преступленями, ложью, демагогией и бесчестными поступками.
Всё сказанное о большевиках - их тактика, их идеология, их подход к экспроприации, их неограниченный террор - позволяет с уверенностью утверждать: крах большевиков неминуем. Террор, на который уповают большевики - это сила штыка. Я допускаю мысль, что Ленин, опираясь на тотальный террор, выйдет победителем из Гражданской войны, к которой так упорно стремится. В этом случае большевисткая Россия окажется в политико-экономической изоляции и неизбежно превратится в военный лагерь, где граждан будут пугать империализмом и кормить обещаниями.
Но рано или поздно придёт время, когда ошибочность ленинских идей станет для всех очевидной, - и тогда большевистский социализм рухнет, как карточный домик...
Будущее России во многом определится сроком пребывания большевиков у власти. Рано или поздно она вернётся к естественному пути развития, но чем дольше просуществует большевистская диктатура, тем болезненней будет этот возврат...
Страна не может быть великой, пока бедны её граждане. В богатстве граждан - богатство государства. Истинное величие страны определяется не её территорией и даже не её историей, а демократическими традициями, уровнем жизни граждан. Пока граждане бедны, пока нет демократии, страна не гарантирована от социальных потрясений и даже от распада".








Читатели (343) Добавить отзыв
Революция - грязное дело. У меня есть основания подозревать и Керенского в связях с немецкой разведкой. Слишком легко отделался% спокойно сбежал из России, и не плохо устроился в Париже. Для человека такого уровня, как Керенский. это подозрительно.
11/04/2016 12:17
Согласен, революция - грязное, кровавое дело.
К лучшему или к худшему - вопрос открытый.
13/04/2016 18:39
От Люда
Кто-то очень верно сказал: "Главный урок истории - то, что уроки её никто не учит". К СОЖАЛЕНИЮ.
07/11/2015 09:24
Не надо быть большим пророком,
Чтоб подвести всему итог:
Глухи мы к прошлого урокам,
Не впрок нам ни один урок.
И что же клясть опять судьбу -
Всё те же грабли
бьют по лбу.

Спасибо, Люда за отклик!

С теплом,
Яков

08/11/2015 19:00
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи