ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Изломанный челнок, я снова брошен в море.

Автор:
Жанр:
Написано к конкурсу, но пока послать не решаюсь

Редактированный вариант

Я лёгок и красив – меня сработал мастер,
В тиши озёр и рек я видел жизнь свою.
Но дерзкий человек принёс к причалу снасти
И вышел в океан. Рыбак был смел, но юн.

Вода – мой мир и дом, я не стремился в небо,
Но сдвинулась плита и дрогнул океан,
Как птица я взлетел туда, где раньше не был,
Недолгим был полёт, как ветреный обман.

Отхлынула волна, меня оставив в скалах.
Разбившийся рыбак – добыча жадных рыб.
Он сгинул без следа. Скамья в потёках алых,
И чайка надо мной, кричащая навзрыд.

К утру пришёл прилив. Он мягкими руками
Стянул меня с камней и вынес на простор
Борта ещё крепки, но киль разбит о камень,
На банке не звучит соленых слов набор.

Изломанный челнок, я снова брошен в море.
Волна с шальной грозой и ветром заодно.
Схлестнулись жизнь и смерть в своём извечном споре.
Нет силы для борьбы, и я пошёл на дно.





Читатели (532) Добавить отзыв
К утру пришёл прилив. Он мягкими руками
Стянул меня с камней и вынес на простор
Борта ещё крепки, но киль разбит о камень,
На банке не звучит соленых слов набор.
Но в банке огурцы...еще жива надежда...что никогда ...никто мне не вменит в укор....что огурцы люблю я так же как и прежде....хотя разбит мой киль = и слов иссяк набор!...
25/12/2014 19:11
Прочитав только первую строку «Я лёгок и красив – меня сработал мастер», у меня пропала охота читать. Начало строки о легкости говорит, что герой уже умер? Но тогда, это угловатое слово «сработал» «мастер» говорит о живом творении человека. Я не буду говорить о полной отсутствии рифмы, продолжим смысловую тему первого катрена. Кто и откуда появился «дерзкий человек» он и юный рыбак это один и тот же человек и кто из них герой первой строки? Полная абракадабра. Второй катрен первая строка о ком? О рыбе дельфине, где смысловая связь с первым катреном. Я ее не вижу, кто живет в воде - легкий человечек или дерзкий рыбак, который к тому же юн. Кто этот «Я» не стремящийся в небо? Но если напрячь мозги и стать вами в момент написания стиха то вот мои правки, которые направят стих по смыслу.

Создал меня господь в гармонии с природой
В тиши озер и рек ОН видел жизнь мою
Но дерзко молодость наперекор с погодой
В огромном океане, жизнь видела свою.

Взяв снасти я, к воде, душою всей стремился
Не видя грозных туч и гнева в небесах
На гребне той волны, как птица очутился
В пучину падая, не ведая про страх.
То, что вы не послали этот стих на конкурс говорит, что подсознательно вы знаете о его недостатках, но как мне подсказывает мой опыт участия в конкурсах, можете смело его посылать как раз у таких стихов есть шанс на победу.
15/03/2014 13:27
Уважаемая Елена! Если Вас обрадовал факт моего написания мной отзыва на Ваши стихи, то Ваша рецензия меня насмешила до слёз. Я даже хотел поначалу оставить её без внимания, но потом подумал, что Вы решите, будто я согласен с Вашими замечаниями и мне нечего ответить, поэтому попробую всё-таки возразить на Ваши наивные придирки. Сразу хочется сказать, что, судя по Вашим стихам и этому отзыву, русский язык или не родной для Вас, или находится под сильным влиянием украинского. Ничего не могу сказать плохого про украинский язык, он замечательный, певучий и красивый, но правила его, естественно, отличаются от русского.
Начну прямо с Вашего отзыва. «Прочитав только первую строку,... у меня пропала охота читать». Это по-русски? Нет! Это всё равно, что сказать: «Гуляя по бульвару, у меня слетела шляпа». Дальше: «Начало строки о легкости говорит, что герой уже умер?» Если уж называть что-то абракадаброй, то эта фраза возьмёт первый приз. «Я не буду говорить о полной отсутствии рифмы» - нужно писать: «о полном». Ладно, предположим – опечатка. Но само утверждение настолько необоснованно, что о нём даже спорить смешно. Вы очевидно ничего не слышали об ассонансных рифмах. А по какой причине у Вас появился вопрос о том, от чьего лица ведётся повествование, если у всех предыдущих комментаторов даже не возникло сомнений в том, что это речь как бы «одушевлённого» челнока? И всем было понятно, что челнок говорит о рыбаке – юном смелом человеке, рискнувшем доверить свою жизнь ему – утлой лодочке, видевшей свою жизнь в тихих спокойных водах. Что и закончилось печально для обоих.
Теперь о Вашей «правке» Повторюсь, что речь ведётся от лица челнока, поэтому Ваше изменение неуместно, и господь тут не при делах.

Создал меня господь в гармонии с природой
В тиши озер и рек ОН видел жизнь мою
Но дерзко молодОсть наперекор с погодой (опять ляп: по-русски: наперекор чему, а не с чем)
В огромном океане, жизнь видела свою. (лишний слог)

Взяв снасти я, к воде, душою всей стремился
Не видя грозных туч и гнева в небесах
На гребне той волны, как птица очутился
В пучину падаЯ, не ведая про страх.

Я выделил большими буквами – куда падает ударение по выбранному мной размеру.
С уважением, Геннадий
15/03/2014 17:05
Интересная задумка, образы и история. Подойдёт-ли к конкурсу? 200-летие со дня рождения Лермонтова М.Ю. Лодка погибла! Лермонтов погиб! Но что осталось жить после него? Его творчество, его образ жизни, его убеждения сегодня ещё живы? Чем он ценен для нас сегодня? Подумайте в этом русле! В оптимистичном, в обнадёживающем! Поэт погиб, но слово его живо!? Успехов Вам!
02/02/2014 00:12
Спасибо за отзыв и совет!
Это всего лишь проба на тему объявленного конкурса. Предлагать ли его на конкурс или сочинить другой вариант, и вообще – принимать ли участие в конкурсе, я ещё не надумал.
02/02/2014 12:37
Вся критика господина цви направлена на то,чтобы показать в очередной раз Общелиту,какой он эрудит.И ничего более.
Присоединяюсь к мнению Инны Палковской.Подавайте заявку.
..,а караван идет!

С уважением и пожеланием удачи в конкурсе.Владимир
16/12/2013 08:54
С днем рождения Вас,Геннадий!
16/12/2013 08:56
Спасибо, Владимир!
16/12/2013 10:07
Благодарю, Владимир, за поддержку. Автору - мои поздравления с днем рождения и искренние пожелания встречать на пути лишь достойных людей)
и если слушать критику - то лишь конструктивную и честную, а не злобную и завистливую!
16/12/2013 20:40
Спасибо, Инна за поздравления! А критику слушать любую я не боюсь. Каждый человек имеет на неё право, с ней можно соглашаться или ей оппонировать, и из любой можно извлечь что-то для себя полезное. Кроме той, что относится не к стихотворению, а к личности автора. Но это уже называется не критикой, а бранью.
16/12/2013 21:18
Солидарна.
17/12/2013 00:45
Геннадий, мне понравилось. Удачи вам в конкурсе!
15/12/2013 16:26
Спасибо! Но вряд ли я буду посылать. Наталья, вон, намекнула, что из-за денег все писать кинулись. Не стану же я оправдываться.
15/12/2013 16:34
Ну что вы, если слушать отзывы всех озлобленных людей, можно никогда ни на что не решиться). Вы ей улыбнитесь и пожалейте от души, ведь люди, которые ежедневно испытывают злость, презрение, агрессию и ярость - испытывают внутреннее напряжение огромной силы, что в свою очередь приводит к неврозам, психозам и онкологическим заболеваниям.
15/12/2013 17:12
Инна, Вы - дура? Хотя, что это я, по стихам вполне различимо.
15/12/2013 18:54
Инна, это уже слишком. Вы хоть думайте сначала, о чем писать хотите.
15/12/2013 19:38
Инне после Майдана поплохело. Однако пожелать человеку такой набор заболеваний может только настоящий доктор, давший клятву Гиппократа.
15/12/2013 19:48
Наталья, я виноват. Не ожидал такой реакции.
15/12/2013 20:37
Это, Геннадий, видимо аутотренинг психотерапевта - внушать людям доброе и вечное. Вы тут ни при чём. Майданутость и православнутость имеют схожие симптомы. Вы просто не застали, как меня здесь травили такие же добрые люди, как мадам Палковская.
15/12/2013 21:14
Нелли, я лишь констатирую факты:
"Существует непосредственная связь между определенными отрицательными эмоциями и порождаемыми ими недугами. Например, человек, привыкший критиковать все и вся, постепенно начинает страдать артритом. Гневливый человек чаще других подвергается всевозможным инфекционным заболеваниям. Чувство вины, надежно поселившееся в душе, всегда заставляет искать наказания и приводит к боли. А такая отрицательная эмоция, как обида, постепенно разлагает и пожирает тело и в конечном итоге приводит к онкологии."
Ничего личного.
15/12/2013 21:25
Инна, дорогая, читайте это себе каждый день на ночь. И дай Вам Бог.
15/12/2013 21:28
От Цви
"Сон разума рождает чудовищ. Особенно у блондинок" (Людвиг ван Бетховен)
15/12/2013 21:29
Я поняла, какой факт относительно конкретного человека Вы себе внушили и выдали его здесь, пытаясь внушить и другим. Зачем же теперь оправдываться? Слово не воробей.
15/12/2013 21:37
Цви, пока вы злитесь - ваш яд работает против вас)
16/12/2013 20:35
Я лёгок и красив – меня сработал мастер,
В тиши озёр и рек я видел жизнь свою.
Но дерзкий человек принёс к причалу снасти
И вышёл в океан. Рыбак был смел, но юн.

Вода – мой мир и дом, я не стремился в небо,
Но сдвинулась плита и дрогнул океан,
Как птица я взлетел туда, где раньше не был,
Недолгим был полёт, как шулерский обман.

Отхлынула волна, меня оставив в скалах.
Разбившийся рыбак – добыча жадных рыб.
Он сгинул без следа. Скамья в потёках алых,
И чайка надо мной, кричащая навзрыд.

К утру пришёл прилив. Он мягкими руками
Стянул меня с камней и вынес на простор
Борта ещё крепки, но киль разбит о камень,
На банке не звучит соленых слов набор.

Изломанный челнок, я снова брошен в море.
Но некому грести. Да и весло – одно.
Схлестнулись Жизнь и Смерть в своём извечном споре.
Нет силы для борьбы, и я пошёл на дно.

Мне очень понравился этот вариант. Прочла отзывы некоторых любителей точностей и хочу сказать, что они не столь важны в данном случае. Вот строение челна, я погуглила, ибо не спец в челностроении.:-)
1) борт, 2) палуба (верхняя обшивка фанерой или железом), 3) кормовая внутренняя палуба (кормовое сиденье), 4) носовая внутренняя палуба (для крепления мачты и т. д.), 5) выдвижная скамейка, 6) вырез в скамейке, обшитый кожей, 7) фальшборт, 8) донная выемная решетка, 9) круглый прорез в носовой внутренней палубе для крепления мачты, и 10) кольцо для привязывания челна.
Так что, если палуба обшивается железом, то челн, я думаю, вполне может пойти ко дну. Ну а есть там киль или нет, - совсем мелочь, по сравнению с тем, что стихотворение написано замечательно.
14/12/2013 15:24
Спасибо, Нелли. Я остановился на этом варианте, заменив только шулерский на ветреный.
Выставил в анонс только из желания поскорей сдвинуть к концу очередной опус местного сутяги.
14/12/2013 15:32
От Цви
Проникновение в тему - похвально, но похвала ваша пока неуместна.
Может быть для швеи-мотористки это и хорошо, а для поэта это плохо.

"От других мне хвала - как хула,
От тебя и хула - похвала!"
(М.И.Цветаева)

вот так должен размышлять автор, считая вас "другой" а меня "тобой"!
14/12/2013 15:37
Да, ветреный обман - классная метафора.
14/12/2013 15:37
Цви, за тобой не угонится ни одна швея-мотористка. Ты супер швей!
14/12/2013 15:40
Итак, порывшись в памяти и в гугле, я набрал кучу цитат и фактов, что кроме меня большинство представляют чёлн не в том единственном виде, на котором упорно настаивает Григорий:

Большой толковый словарь
ЧЁЛН, челна; мн. челны и чёлны; м.
1. Небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева; лодка вообще. Узкий, лёгкий ч. Рыбачий ч. Плыть в челне. Править челном.
2. Трад.-поэт.
Судно, ладья. * Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали Вглубь мощны вёсла (Пушкин).

Выплывают расписные атамановы челны

Рембрандт картина "Чёлн Христа в бурю"
14/12/2013 18:41
Всё правильно. Чёлн - это большое гребное судно древних славян. Их и называли величественно - челны. Челнок - маленькая лодочка. У Лермонтова именно такая.
14/12/2013 19:07
Кстати, почему в швейной машинке устройство, подающее нить, называется челноком? Крутится он туда-сюда, не вращается, а именно крутится. Как челнок с одним веслом.
14/12/2013 19:13
От Цви
А Мишке большая лодка и не нужна была. Он росточка малюсенького был (154 см), но сидя на лошадке он комплексы сабелькой компенсировал. С каким воодушевлением писал он в письме о руках своих, что по локоть в крови! Девок-холопок любил и как закон выбирал тех, что по дородистей и выше. (3000 душ. Выбор был большой)
А в Пятигорске прокололся. Увидел здоровенную сестру Мартынова - и вперёд! Ну и чего?..
14/12/2013 19:18
У меня она тоже маленькая. Но совершенно не обязательно она должна быть сделана (выдолблена) из цельного ствола и не иметь элементов обычной лодки: киля, шпангоутов, форштевня, стрингеров и т. д.
Цви же настаивает на том, что челноком может называться только долблёнка. И быть некрасивой и тихоходной.
14/12/2013 19:19
У челна - да, у челнока - нет. Если Вы имеете в виду космический челнок, то назван так он исключительно потому, что должен был мотаться туда-сюда, то есть, повторяя движение челнока. То, что Вы перечислили (стрингеры, шпангоуты и т.п.) - можно собрать только на верфи или на стапеле. Я уже написала выше.
"Изломанный челнок" - это об утлой лодочке, а не о ладье. Изломать большое судно надо умудриться. Челнок не только тихоходен, он совершает практически хаотичные движения, то есть, челноку не хватает остойчивости, он крутится! Надо быть очень тренированным человеком, чтобы управляться с подобным корытом.
14/12/2013 20:01
Я уже давал пример из словарей и ссылку на картинку. Челнок – уменьшительное от чёлн – маленькая лодка. Другие значения (деталь ткацкого станка или швейной машинки, космический аппарат или снующие из страны в страну торговцы) можно отбросить. А по ссылке можно увидеть челноки (лодочки) самых разных конструкций. В том числе и с полным набором элементов. Так что утверждать, что челноком может называться только цельнорубленная неуклюжая долблёнка – неверно.
14/12/2013 20:48
Во, куды уже понесло-то! И при чем тут чьи-то какие-то размеры и дворовые девки? Мне кажется, что, исходя из выше и ниже изложенного. можно сделать вывод, что чрезмерная придирчивость к таким деталям в стихах ни к чему, все-таки. Можно дойти до черт знает чего. Как в народе говорят, и к столбу можно при...копаться.
14/12/2013 21:26
От Цви
Для начала 19 века - это так верно, что вернее быть не может. Новшества в быту прибавляются неохотно, ибо человек консервативен.
Год создания велосипеда - 1840. А возможно ли представить Лермонтова, катающимся на велосипеде? Тоже касается и мореходства - на вооружение не спешили брать новшества там, где работали испытанные средства. Можно не сомневаться, что это касалось и челнока. На белорусских озёрах плавали они ещё при мне, и в изобилии.
14/12/2013 21:29
А причём тут Лермонтовские времена? В условиях конкурса не сказано, что стихи должны отражать ту эпоху и герой должен быть непременно героем не нашего времени. Надо было лишь включить заданную строку. Чувства у людей во все века остаются одинаковыми, так что если в стихах современного поэта говорится, скажем о любви и при этом будет упомянут интернет, это ведь не значит, что он любит не так как любили в начале 19-го века.
Я например в стихотворении "Нежданно" описал почти точно эпизод имевший место 60 лет назад, но включил туда понятия и выражения, не характерные для той поры.
14/12/2013 21:56
Да пишите, что хотите, кто Вам не даёт?!:) Раз вступаете в спор и обращаетесь к справочникам, значит, сами не уверены. Включать не характерные для "той" поры выражения - воля автора. От ляпов никто не застрахован, если не придерживаться достоверности. Бывает, кто-то на снимках 100-летней давности разглядывает "сотовые телефоны".
14/12/2013 22:20
От Цви
Очень хорошо! Просто блеск! Но имеется ряд неточностей. Начнём с того, что челнок выдалбливается из цельного ствола декрева. Исходя из этого:
1.Утонуть он не может по определению.
2.Команда на челноке? А что это за дерево? Австралийская секвойя?
3.На челноке если и есть парус - то только один. Поэтому все снасти, которые есть на шхунах там отсутствуют. шпангоута на челне нет - там нечего крепить, когда изделие из цельного ствола.
4.Челнок груб в исполнении. Он не может быть ни красивым, ни тем более скорым.
5.Алых потёков (крови) после шторма остаться не может. (Волны как в стиральной машине смывают всё)

Добавлю, что сам я живу на берегу Средиземного моря и почти после каждого шторма выбрасывает совершенно целые лодки, сети, доски. Однажды вынесло страшную находку - видимо во время шторма раскачало неглубоко-затонувшую яхту и вынесло пластмассовый стул, густо облепленный ракушками. К спинке этого стула был привязан ботиночек трёхлетнего ребёнка... Что то с ним случилось?
13/12/2013 13:14
Григорий, я понимаю и принимаю эти претензии. Но, думаю, можно сделать скидку на то, что это не руководство по постройке челнока, а всё-таки художественное произведение, и под челноком подразумевается человек и его судьба в образе некой лодки, шлюпки. Наверняка и МЮ применил это слово, вписавшееся в размер стиха, просто как образ. Как и конструкторы ткацкого станка и космического корабля. Кстати, если уж быть точным, челнок словари определяют как: "небольшая узкая лодка", а выдолбленные из цельного ствола лодочки в разных местностях называют по-разному. Долблёнка, например, или – однодревка у эстонцев (в дословном переводе). А "чёлн" у них с русского языка переводится в трёх вариантах, в том числе как "лодка" и – ты не поверишь! – "русский"(!) А кровь на бортах могла и остаться, если допустим, человек был ранен при ударе судёнышка о скалу, а потом выпал или вылез из застрявшей в камнях лодки и утонул, не добравшись до берега. Меня больше заботит восприятие стиха читателем, а эти детали, на мой взгляд, не сильно искажают реальность, фон. Или – нет?
13/12/2013 13:50
От Цви
Нет. Конфуций сказал: "Если судьба тебя назначила быть чиновником - руководи, если слугой - служи" Это значит, что если ты пишешь о челноке, ты должен узнать об этом предмете всё. словно только всю жизнь и занимался тем, что делал челны.
Ошибка, а тем более халатность писателя, приводит к умопомрочительным вывертам, например. экранизаторов.
Гомер. Гений,да? А узловая сцена "Одиссеи", где Пенелопа ткала полотно, а ночью распускала, чтобы оттянуть выполнение договора с женихами - нереальна по той пречине, что это возможно только в вязании, а в ткачестве невозможно по причине перекрёстного переплетения нитей.
Леонардо да Винчи. Гений, да? А в "Тайной вечере" Иисус и товарищи хлеб едят, чего быть не может, потому что быть на еврейскую пасху не может никогда.
Рубенс. Гений, да? А в картие охота на крокодила изображено, как крокодил нападает на всадника, стоя на кончике хвоста.

Допустимо ли подобное у простых смертных? Нет.
13/12/2013 14:46
От Цви
очп. причина, картина "Охота на крокодила"
13/12/2013 14:49
Ладно. А может меня когда-нибудь Давинчей признают. И простят грехи, как Пушкину и Лермонтову плагиаты, глагольные рифмы, кучу "ужей", "с свинцом в груди" и пр.
А если серьёзно, я потому и воздерживаюсь пока посылать. Это сляпал вчера часа за два. Пусть отлежится.
13/12/2013 15:07
От Цви
При данном вам Б-гом даровании - вы бы выбросили этот стих. Легче написать новый, зная уже хорошо материал.
13/12/2013 15:13
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи