ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

О поэзии и не только...

Автор:
Жанр:

1




О ПОЭЗИИ, И НЕ ТОЛЬКО…
Личное мнение о юбилейном поэтическом сборнике стахановского поэта Виктора Мостового:
« я стихами душу изолью…»

Конечно же, в известном смысле можно сказать вслед за уважаемым российским книгоиздателем, что литературная способность - это способность рассказать историю..
.и не надо думать, что поэзия лишена подобной связи с окружающим её миром…
Однако искусство мыслить образно и напевно,.. говоря простым языком –
«уму не подвластно»;

Сама «мировая гармония», по выражению Ал. Блока, говорит языком поэзии;
Поэзия может быть высокой, очень высокой, и не очень,..но,- она всегда
есть осуществление некой духовной связи с Высшим, благодаря набору средств,
главным из которых является Слово! Владеть Словом – Дар Божий!.. Владеть и выражать
и выразить не только предметный мир вокруг себя,.. но, может быть прежде всего - выразить себя, осуществить себя,..свою душу.

Как-то в «беседах с собственным сердцем» Митрополит Анастасий (Александр Грибановский)-
незаурядная в святоотеческой православной среде духовная личность, - высказал очень здравую мысль – «Если вы хотите глубже заглянуть в душу того или иного писателя, внимательнее вчитывайтесь в его произведения.
В них, как в зеркале, отражён его собственный духовный облик…Он почти всегда творит своих героев по собственному образу и подобию, влагая в их уста нередко исповедь своего сердца.» Да,- «Исповедь сердца» - лучше не скажешь!
Я не мог не вспомнить эту замечательную дневниковую запись владыки Анастасия,
держа в руках недавно изданную книгу стихов (хорошо известного не только мне) стахановского поэта Виктора Мостового. Сборник так и называется –
«Я стихами душу изолью». Эта, тринадцатая по счёту
,авторская книга шестидесятилетнего автора, вызывает добрые чувства не только хорошим качеством книгоиздательской работы, подкреплённой творческими усилиями художника В.М.Тронзы; Самая привлекательная особенность, на мой взгляд, юбилейного (по счёту авторских лет) сборника, является его содержательная полнота –
и в прямом, и в переносном смысле. Вообще, говорить о поэте вне контекста его
поэтического творчества, задача сумасбродная; Но, как это часто бывает,
даже обнажив кровеносную ткань поэтического слова - органическую часть души автора,
очень непросто увидеть живую, осязаемую личность, воссоздать портрет
"по образу и подобию"; И в этом смысле лирика Мостового, как справедливо заметил писатель и журналист Юрий Шипневский ,редкое исключение,..…
« редкий случай, когда поэт живёт с душой нараспашку, не оглядываясь назад
и по сторонам…».

Наверное, есть что-то трогательное и притягательное в искренности людей,
по-детски прямых и непосредственных…Не станем рассуждать о смысле
и этическом значении фразы - «Будьте, как дети!..» - известной каждому
правоверному христианину,..но, обратимся непосредственно к предмету нашего
внимания - к автографу души …поэта, гражданина и человека,- к его стихам.

Вспоминается Картамыш жаркого июля 2006 года. На месте археологических
раскопок стоянки людей( 2-й в. до н. э.) в районе Красного озера, что на Луганщине
в Попаснянском районе, проводился 7-й областной фестиваль «Великая степь».
В творческом коллективе, из города Стаханова - поэт Виктор Мостовой.
Обратила на себя внимание неподдельная толстовская опрощённость,.. и в одежде, и в облике: рубаха навыпуск, седовлас, немногословен, сдержан, безыскусственен
и малоэмоционален,..даже флегматичен: невольно возникло ощущение, что автор
дарственной надписи в сборнике своих стихов, подаренном мне, находится в каком-то
смутном похмелье…то ли от полуденной жары, то ли от вчерашнего застолья.
На конкурсном чтении в номинации «поэзия»,сильного впечатления не произвёл
ни чтением, ни стихами. Как часто мы ошибаемся, находясь на поводу у первого впечатления!.. Уже дома я открыл «Трассу жизни», которой меня великодушно одарил стахановский поэт, и прочитал первое, попавшееся на глаза четверостишие:

« Осень, осень - астры, сентябринки.
От зимы им никуда не деться.
Я смотрю, как листья, выгнув спинки,
Падают распластывая тельца…»

Эти четыре строки стали визитной карточкой поэта... в моём сознании.
Гипнотизирует художественная правда простых, но апокалиптически пронзительных строк!..Нет в них упоительно безмятежного созерцания увядающей природы,
с лёгким оттенком романтической грусти или стилизации чувств: это не поэзия
романтиков 19 века,..не романтический натурализм более позднего времени,
и уж тем более - не символизм…«Эмпирическая действительность «говоря языком Гегеля, у Мостового, лишь половинно приближает его поэзию к романтизму нового времени; Она далека от принципа гегелевского «двоемирия»,..но исключительно современна, противоречива и фаталистически чувствительна; Трудно сказать,
чего в ней больше -от Земли, или от Неба…?!

«Разгульным я был и разбойным, Обиды подолгу помнил,
Но, вслушавшись в шелест сирени, Был тихим в часы озарений«…

Здесь, в приведенном мною четверостишии, кроме извинительных интонаций
и авторского смирения, простодушно звучит и констатация психологического портрета автора…Творческая мотивация Мостового нередко импульсивна, и часто выходит за границы поэтической этики…Она всегда на изломе конфликта,. . эпатажа, порой даже излишествуя проявлениями хулиганства…Но отнесёмся великодушно к этому змоциональному атавизму « трудного детства».Сергей Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссёр любил повторять: «Нет конфликта – нет искусства»...
Художник – это всегда личность; Личность, по природе своей - уверял своих читателей Виссарион Белинский - всегда враждебна обществу. Этот порочный круг зачастую оказывается «не по зубам» тонкой психической организации художника.
Мы часто иронизируем над фразой Ильфа и Петрова,в устах литературного Остапа Бендера – «Художника может обидеть каждый!»,но это - сермяжная правда,
равная по себестоимости социально – бытовой и материальной зависимости: это – внешний рычаг разрушения хрупкого человеческого самосознания …Не этим ли сходны судьбы народных поэтов ?!

- «Когда терзает жизнь в запале диком,и я терплю – не изойти бы криком,-
признаётся стахановский поэт,- то, чтобы скрыть, как корчусь я от боли, -
скорей от всех я убегаю в поле. Я окунуть спешу в траву колени, в ромашках утонуть,
как в белой пене, и, ощутив всем телом боль земную, цветам доверить голову седую.» …

На волне этих признаний, почти резонансно в памяти
возникают строки из иной творческой биографии - от последнего из могикан
русского поэтического Севера – Николая Рубцова: -

«Что с того,что я бываю грубым?
Это потому,что жизнь груба»,… или –
«Всё движется к тёмному устью.
Когда я очнусь на краю,наверное, с резкою грустью
Я родину вспомню свою..».

Аналогичные строки можно найти и в русских песнях Алексея Кольцова,..
и у Сергея Есенина,..и у Марины Цветаевой,..и у Арсения Тарковского,..
и у Бориса Чичибабина,.. и у Бориса Пастернака,…и у Владимира Высоцкого,..
и у многих , многих других больших и малых поэтов.…Видимо, и впрямь -
«поэт в России больше, чем поэт»! Поэт в России - это оголённый нерв,..
сама Боль - анархически дикая и незатихающая…
Нет никакой надобности выстраивать великих и малоизвестных поэтов по ранжиру… Все они в совокупности своей составляют единый монолит мировой литературно – поэтической пирамиды, соединяясь в ней друг с другом по резонансу,..вибрационно;
Лишь исторические судьбы проложены в разных направлениях,..в различных
временных границах мировой культуры…

Есенинско - рубцовская закваска, на которой отбродила лирика Мостового -
не случайным образом обращена своей целомудренной частью к Любви,..к женщине.
Она - его спасение на крови,..его святая купель :

- «Буду снегом занесенный весь я, но внезапно я ворвусь в ту область,
где возникнет, как из поднебесья, снившийся мне часто женский образ»

Давно подмечено западными психоаналитиками а в литературе очень ярко
и выразительно иллюстрировано в романах Фёдора Достоевского, что люди,
находящиеся в постоянной борьбе - внутренней и внешней - с самими собою,
и с окружающим их миром - сентиментальны…
Культ интимных чувств у них, порой, преобладает над рассудочностью,
и нередко компенсируется агрессивностью к наиболее близким и наиболее
слабым по своей уязвимости.
Это - страдающие эгоисты...Несомненно, лермонтовский «Печальный Демон, дух изгнанья»- первый опоэтизированный Праотец людского страдающего эгоизма
на Земле…
«Дух беспокойный, Дух порочный, кто звал тебя во тьме полночной?»…
Даже если Шекспир двусмысленно обозначил, что -« жизнь – игра, а люди в ней – актёры», то и в таком случае - драматургия жизни видится жуткою и беспощадною.
Впрочем, эпохи меняются, меняются нравы, сменяются декорации,- конфликты остаются; С конфликтами остаётся искусство. «Нет конфликта – нет искусства!».

Поэтический Дух Виктора Мостового обречён на конфликт и внутри себя,
и внутри социума; Он поэт настроения, поэт искренний и прямолинейный…
Трудное, но боговдохновенное счастье поэта, видимо, в тематической «многомерности»
и многообразии обтекающей его жизни… Даже любовная лирика поэта многомерна:
иногда она сентиментальна, иногда иронична,..чаще философична - перетекая как бы исподволь в русло иного пространственного масштаба -
в пейзаж, образуя идиллическую привлекательность внешней (иллюзорной) свободы: -

«Ты солнечный свет! Я ослеп… Родная,- цари на престоле!
Не зря убегаю я в степь От счастья рыдать на просторе;» Или:
- «Помнишь, как кружились карусели!.. В россыпи волос лучи вплелись;
В круговерти буйного веселья Мы с тобою уносились ввысь.
И стрижи навстречу нам, и ветер, Листьями пропахший, и летим...
В синеву и солнце, И на свете Больше ничего мы не хотим.»

« Говорить о любовных стихах,- утверждал В.Шкловский,- надо поэтично.»
Не будем разрушать традицию, и переключим наше внимание в иную плоскость
поэтического пристрастия В.Мостового - в лирику пейзажную.

Легко заметить, что обращение поэта к пейзажу носит приоритетный характер,..
и пейзажная лирика ему отвечает тем же: она светла, прозрачна, легка, и…ароматна
цветами особого осеннего колорита, что так выразительно усиливает душевное
состояние «рыцаря печального образа»… Кажется сама Эвтерпа – античная муза
лирической поэзии, находится рядом, когда под рукой поэта рождаются строки:

Астры в струях дождевых, астры в капельках рассвета…
Вижу в их глазах живых Уходящий отблес лета » ,..
Или –
«Сумрак, сгорбясь, бродит. Дождь в ударе.
Каждый лист распят на тротуаре»

Скупая, немногословная, почти блоковская драматургия в двух строках поэтического
текста!..

В мировой литературной традиции пейзаж редко является самодовлеющим жанром,
но это всегда готовая декорация к любому драматическому сюжету,.. стоит лишь поменять освещение, да прибавить соответствующий антураж и пожалуйста - классический элемент усиления, или говоря языком Карла Кречмера - «сгущение»
для любого типажа,- от шекспировского короля Лира до образа Царя Бориса в драме А.Пушкина. Пейзажная лирика Мостового построена всегда или почти всегда
на контрасте душевных переживаний самого автора.

В этом контексте особое звучание приобретает тема шахтёрского труда -
«потом и угольной пылью «выстраданная и построенная по законам жанра
- на контрастах, на конфликтах,..на конвенции.

- «Была борьба с пластом - лоб в лоб… А после смены вышел –
По телу пробежал озноб от ветра,..а от вишен, что лепестковою пургой посыпались душисто, Я ощущаю всей душой большую жажду жизни.» .. .

И далее - апофеоз,..само воплощение обретённого Рая,- истинного не выдуманного
счастья шахтёра, которое только и доступно ему после смены,
после «борьбы с пластом – лоб в лоб..»

- «Я расстегну свою рубашку. Как дышится легко, свежо!..
Подсолнух рыжую мордашку Подставил солнцу – хорошо!»

А ведь, и в самом деле - хорошо! Иногда может показаться, что стихи Мостового
не всегда «причёсаны», не всегда ладно скроены. ..

Встречаются в жизни великолепные мастера версификации, но - мертва их стихия!..
Их, мастерски вышколенные строки поражают математическим расчётом ритма,
размера, безупречной рифмой, формой, синтаксисом, и даже…сюжетным построением;
Но нет жизненной силы в этих созданиях, нет энергии, нет самой жизни.
«-Не будем забывать,- учил Виктор Шкловский(прекрасный знаток
и исследователь мировой литературы)– что поэт и поэзия
не только порождаются жизнью, но они и порождают жизнь.»

Мостовой -поэт по призванию, по генетической обусловленности. Фигурально выражаясь - он, ещё в утробе матери, преодолел мертвенную метрику
стихотворного канона. Да и - «Не надо стараться!..»говорил Виктор Борисович
студентам литературного факультета, когда те спрашивали его, как научиться хорошо писать. - «Как дышится, так и пишется…»-напевно повторял Булат Окуджава.

Видимо, есть необходимость напомнить, что голос поэта широкого лирического диапазона не может не звучать и на верхнем патетическом регистре гражданской темы. Именно на этой высокой и чистой ноте звучит Голос поэтического Донбасса.
«Вот и дожил до седых волос. Я в Донбасс строкою крепко врос. Я пою, пусть
не на всю страну, но не заглушить мою струну» - чистосердечно провозглашает автор, вросший всем своим существом в Донецкий Кряж, в землю Донбасскую…

Земля шахтёров.Угольный Донбасс.
Здесь люди из себя не корчат принцев,..
Здесь много русских, много украинцев,
И потому богатый слов запас.
В Донбассе две судьбы ,два языка.
Слова здесь вперемешку, впересыпку.
Здесь любят смех и ясную улыбку,
И смотрят прямо, а не свысока.

В стихах о своём крае, о Родине - нет у Виктора Мостового ни лукавства
ни фальши – есть сердечная глубина и острая гражданская боль - боль «эпохи перемен».
– «Да, жизнь ненадёжно скроена: трещит по живому шву» - Это реалии..
Поэт страдает не потому, что не может остановить разрушение прежней среды своего обитания, а потому, что не может увидеть свою жизнь в рамках ещё не воплощённой смутной общественной идеи… Немыслимо быть «товарищем человечества
(по Маяковскому), без всеобщего воскрешения,…а лгать и притворятся поэт не может по определению…

- «Что я вижу? Что могу я знать, ..Что дано мне людям рассказать?
Мне б суметь распутать узел лжи - той, Очень уж узорчато расшитой…
Кто мы? – Манекены из витрин, Роботов безвольных поколенье…
Жечь бы нас до белого каленья, Чтобы рабство выжечь изнутри!»

Костры инквизиции Нового времени ещё могут вспыхнуть, не приведи, Бог!..
Но вот «прийти в будущее, пропустив настоящее - как сказал В.Шкловский - нельзя»
как нельзя нарушать и закон жанра в искусстве. У каждого осуществлённого поэта
имеется только одна привилегия - стоять на границе между горем и радостью…

- »От печали до радости ехать и ехать,..от печали до радости лететь и лететь. » - самозабвенно пел в своё время
вдохновенный Юрий Антонов

«О чём писать? На то не наша воля!
Тобой одним не будет мир воспет!
Ты тему моря взял, и тему поля,
А тему гор другой возьмёт поэт!
Но если нет ни радости,ни горя,
Тогда не мни,что звонко запоёшь,
Любая тема - поля или моря,
И тема гор - всё это будет ложь!

Так вот, обращался к собрату по перу,..и в равной мере к самому себе, большой
русский поэт – Николай Рубцов; Мы видим здесь почти шиллеровское преобладание
пафоса мысли над пафосом чувств… У зрелого крепкого стахановского поэта
часто пафос чувств преобладает над пафосом мысли, но дышит он и пишет на той же самой высокой частоте неугомонности сердечного ритма и поэтической страстности.

«Человек среднего практического ума бывает более приспособлен к жизни,
чем гений, который всегда кажется чем - то не от мира сего» - записал
в своём духовном дневнике Митрополит Анастасий. Это правда, но правда и то,
что весь промежуточный диапазон между гением и средними практическими людьми
занимают люди творчески талантливые и ранимые, и весь натиск жизненных
обстоятельств, на которые гений в силу своей огненной одержимости
не обращает внимания,- для этой прослойки людей - есть несение Креста на Голгофу…
И размышляя над не простой судьбой талантливого русского поэта – земляка
из славного шахтёрского города Стаханова, хочется искренне пожелать ему нести свой священный дар в чистом сосуде сердца, не обращаясь лицом к низменным страстям и порокам …



г.Алчевск 2012г.




Читатели (562) Добавить отзыв
От Архип
"Встречаются в жизни великолепные мастера версификации, но - мертва их стихия!..
Их, мастерски вышколенные строки поражают математическим расчётом ритма,
размера, безупречной рифмой, формой, синтаксисом, и даже…сюжетным построением;
Но нет жизненной силы в этих созданиях, нет энергии, нет самой жизни." - Вот это главное!
10/02/2013 09:09
"Архип",Вы правы,- это (главное),..но степень оценки жизненной энергии, естественно - субъективна, и вот здесь то... Спасибо сердечное за прочтение очерка...С уважением...Виталий
11/02/2013 00:12
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи