ОБЩЕЛИТ.РУ - СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Редактор и поэт

Автор:
Жанр:
Редактор и поэт


Редактор:

–Позвольте-с… Стульчик я протру…
Удобно ль? Света ли в достатке?
Тогда уже по существу…
Ага… В зелененькой тетрадке…

Шесть раз – скажу всего первей –
Вы слово «яд» упомянули.
При всем при том, что опус сей
Не сильно в строчках растянули…

Итак, зачинная строфа
Вещицы вашинской нетленной…
На скорый взгляд, и неплоха…
Но отчего ж во всей вселенной

Анчар один?.. Такой посыл
Едва ли примет здравый разум.
Я так бы, сударь, приступил –
Будь сочинителем – к рассказу:

«В пустыне чахлой и скупой,
На почве солнцем раскаленной,
Шатер листвы раскинув свой,
Анчар стоит, как страж бессонный»…

И зелень мертвой может стать
Уже напóенная ядом.
А до того должна буять…
Здесь так бы выразится надо:

«Как символ мертвенных степей,
Его природа породила
И от верхушки до корней
Смертельным ядом напоила»…

И дальше… «Капать сквозь кору» –
не точно… Лучше бы – «сочиться».
Четверостишье про жару
таковским может получиться:

«Тот яд сочится сквозь кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою»…

Теперь о птицах и зверях…
Я б пояснить не поленился,
Чтó делать им мешает страх…
И вариантец напросился:

«Гнезда в нем птица не мостит,
Не ищет сени зверь проворный.
Лишь вихрь внезапный налетит
И мчится прочь, уже тлетворный»…

Так-с… «Лист дремучий»: режет слух …
Листва дремучею бывает…
Тут сам собою, как бы вдруг,
куплетик ладный возникает:

«И если туча оросит,
Блуждая, свод его могучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий»…

Но будем правку завершать.
Здесь поднатужится нам надо…
Во-первых, нелегко понять.
Как слать возможно «властным взглядом»…

На это лишь магнетизер
Способен, думаю, великий…
А «в путь потечь» – вам не в укор –
пример безграмотности дикий…

Еще… Раб бедный в шалаше
на лыках вроде бы скончался…
Но как же он тогда, mon cher,
У ног владыки оказался?

В финале ляпы поубрать
Нам надо из стихотворенья…
Как можно «гибель разослать»?
В тюках, в конвертах?.. Уточненья

Потребны непременно тут…
Хоть сложность тож не весть какая…
Философический ваш труд
Закончить вот как предлагаю:

"Но человека человек
Веленьем к дереву отправил.
Коня пустил посланник в бег –
К утру хозяину доставил

Анчара смрадную смолу
да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Стекал холодными ручьями.

Потом и вовсе занемог
Несчастный пасынок талана.
И умер верный раб у ног
Властолюбивого тирана.

А князь коварный напитал
Отравой древа востры стрелы
И рати лучников наслал
На приграничные уделы"...

Поэт:

–Я, сударь, выслушал сей бред,
лишь годы ваши уважая…
На нет суда – известно – нет…
Россия-матушка большая:

мои стихи другой журнал –
уверен – оторвет с руками.
Я только время потерял,
связавшись, на несчастье, с вами.

Верните рукопись, и я
вас больше не побеспокою.
Не думал, честно говоря,
столкнуться с каверзой такою…

Редактор:

–Ну, не серчайте!… Я ведь так…
Из самых лучших побуждений.
Ужели я таланту враг?
Иль жажду лишних словопрений?

Начисленный вам гонорар
извольте получить в конторе…
Без всякой правки ваш «Анчар»
с утра находится в наборе…


1989




Читатели (434) Добавить отзыв
Да уж,когда за дело берётся опытный редактор - можно смело перечёркивать написанное и начинать писать книгу заново. :-)
24/11/2007 22:43
Инна, я об этом и хотел написать. Чайковский все "грозился" переписать партитуры Шумана. Причем серьезно.Слава богу,не сделал этого :)) Те места, которые он хотел "подправить" были просто иной энергетики: Шуман мог каким-то странным образом переключать регистры своего творческого "Я". А что мы видим в поэзии? Редактор Твардовский, лишенный какого-либо творческого видения, и метафорист Бродский, пренебрегающий какой-нибудь редакцией (я половины стихов его не понимаю, признаться). А кто посредине? Между ними? Назвать некого. Разве, что Мартынов... Сейчас поэты не очень-то думают о редакции, а жаль. Думаю, что воровать таки нужно миллион, любить таки королеву, а писать таки лучше Пушкина... Иначе поэзия зачахнет.

Спасибо за отзыв. Всего доброго. Алекс
25/11/2007 20:48
Не могу с Вами не согласиться. Сложно предвидеть, какое именно из твоих творений окажется гениальным(если повезёт)настолько, что не потребует редакции.Ведь каждый человек по своему уникален и далеко не всем на пользу редакция, особенно посредственная.Но с другой стороны, если поэт недостаточно владеет языком или не силён в орфографии и прочих премудростях, тут уж без редактора просто не обойтись, если конечно человеку не хочется выглядеть безграмотным и оперировать избитыми фразами.
Вы уж меня простите, но мне намного милее Есенин, мне кажется именно он не слишком злоупотреблял помощью редактора.
С ув. Инна.
28/11/2007 21:08
Уважаемая Инна!
Да, конечно, во многом Вы правы, но все же, мне кажется, что нет худа без добра. Жесточайшая советская цензура так отполировывала наших поэтов, что их стихи становились просто шедеврами (если не были такими конъюнктурными, как у Евтушенко, Исаковского, Твардовского и др.) Я пролистываю сборники «Выпусти птицу» (1974 г.) и «Витражных дел мастер» (1976 г.) Вознесенского и склоняю голову в восхищении… Но вот книга «Аксиома. Самоиска» (1990 г.) того же автора… Нет цензуры, нет редактора – нет поэзии, и читать прямо таки стыдно… Парадокс…
Я уже молчу о прозаиках – Аксенов, прежде бывший нашим кумиром («Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»), после того, как в 1980 г. слинял за кордон, стал писать так откровенно мерзко, с таким матом («Ожог» (2001 г.), что уши вянут у видавших виды…
Но, впрочем, стихотворение «Редактор-кровопийца» имеет несколько другой идейный вектор. Оно о том, что стереотип гения тоже только стереотип. Как стереотип диссидента или графомана. Нужно головой думать, анализировать, не бояться критиковать (не уничтожать насмешками – нигилизм позорное явление!) и признанных гениев. Не так уж они и неуязвимы, как оказывается… А зачастую и просто безграмотны – думают, что вдохновение все покроет. Редактор ничтожен перед мировым талантом, а последний плывет подобно ледоколу и не слышит пусть даже и справедливой критики, мол, кто ты и кто я… Мое стихотворение для филологов, хотя сам я только любитель филологии. Если найдется хоть один филолог, который с карандашом в руке прочтет это стихотворение, в параллель сверяя его с пушкинским, может он увидит, что тут не до шуток, и аргументация редактора (читайте моя) вполне логична…
Извините за длинноты.
Всего доброго. Алекс.
30/11/2007 17:31
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи