ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Дом на Песковатиках (Мойше Сегалу)

Автор:
Жанр:
Родился еле-еле, да как смог.
Корыто, хедер, лавка с бакалеей
и полная пригоршня синагог,
и две пригоршни праведных евреев.
И столько же в кармане у отца
засахаренных груш, пропахших рыбой…
в субботу пол тарелки холодца,
а в будни гречка, хлеб да мамалыга.
А Мойша просто жил и рисовал,
минуя чудом войны и погромы.
Достатка не было, как не было похвал.
Но всё равно он свыше был ведомым,
не тем официальным, а своим
домашним и надежно-добрым богом,
с которым он остался невредим,
к кому он обращался сочным слогом:
«ты краски дал, что стали мне судьбою...»,
Добавлю - дав прожить самим собою…
Так рисовать, как он не мог никто:
плафон Гранд Опера заместо шляпы,
над городом летает конь в пальто
и звезды в небе как глаза у папы…




Читатели (759) Добавить отзыв
От Цви
Это какая-то цыганщина с табором, антисанитарией, неряшеством, мамалыгой, которой быть не могло в Белоруссии. Это как же кошерный еврей может в карманах носить засахаренные груши? Какие погромы могли быть в Витебске, если это был на две\трети еврейский город? Как может всуе упомянутый Б-г писаться с маленькой буквы?
Плохо. Кол с минусом.
24/08/2012 08:19
Цви, Ваша агрессивная необразованность просто чудовищна.
ЧИТАЙТЕ НИЖЕ:

"Долговязый и тощий, он возвращался домой в грязной, засаленной рабочей
одежке с оттопыренными карманами -- из одного торчал линяло-красный платок.
И вечер входил в дом вместе с ним.
Из этих карманов он вытаскивал пригоршни пирожков и засахаренных груш.
И бурой, жилистой рукой раздавал их нам, детям..." Марк Шагал, Моя жизнь".


А вот в Витебске 29 апреля 1918 года действительно произошел погром, жертвой которого едва не стал Марк Шагал5. В статье, помещенной в журнале «Еврейская неделя», упоминается, что «проживающий в Витебске художник Шагал спасся благодаря тому, что он назвал себя поляком»6.

Достаточно пространные репортажи о витебском погроме в петроградском издании дополняют статьи из местной «социалистической газеты» «Наша жизнь». В номере за 1 мая 1918 года сообщалось, что отряды анархистов 29 апреля в 9.30 вечера начали разгонять нагайками и штыками людей на Вокзальной улице и грабить магазины, принадлежавшие евреям7. Один из отрядов ворвался в «Интимный» театр с криками: «Русские оставайтесь – бей жидов». Погромщики стали отнимать бумажники и ценности у публики. Испуганные люди бросились разбегаться по соседним дворам.

Затем банда анархистов с шумом и стрельбой направилась в центр города: «Как передают, во время этого перехода через Двинский мост многих бросали в воду. Как только вся банда появилась на Замковой улице, немедленно начался разгром магазинов, из которых окончательно разгромлены: маг[азин] бр[атьев] Муниц (платье), Розенгольц (оружейный магазин), Лесина и Межинского (обувь), Шейнмана (часовой) и Дрейцера (книжный)». «Кошмарные минуты» пережила публика в кинотеатре «Кино-Арс», были разграблены магазины по Смоленской улице, разогнаны «барышни» на телефонной станции…

Около 10 часов вечера власти начали подтягивать к центру города войска: польский легион, дружины левых социалистов-революционеров, латышский батальон: «Немедленно по грабителям была открыта стрельба. При виде во­­й­с­к грабители бросились в рассыпную, но все же продолжали кое-где отстреливаться. В 10 с пол[овиной] час[ов] вечера на Замковой улице появился броневой автомобиль, который открыл по всей улице огонь из пулеметов. Когда огонь был прекращен, никого из грабителей уже не было. Только на углу Замковой улицы удалось задержать двух грабителей на месте преступления. Когда при них нашли награбленные вещи, они были убиты на месте. У одного из грабителей сильным ударом сабли голова была совершенно отрублена. До четырех часов ночи раздавались отдельные выстрелы». Утром главари анархистов были арестованы.

В номере за 3 мая «Наша жизнь» поместила статью о жертвах погрома8. По своему сценарию один из эпизодов напоминает историю, рассказанную Марком Шагалом: «Помощник начальника милиции Б. Гольдин в момент выступления грабителей находился в “Интимном” театре. Выбежав на улицу, Гольдин захотел пробраться через Канатную улицу, но по дороге ему встретились двое грабителей, которые спросили у него: “Еврей?..” Гольдин ничего не ответил, тогда один из них выхватил саблю и ударил его по голове. Сабля соскользнула с фуражки и ранила Гольдина в плечо. Гольдин упал. Неизвестные, думая, что он убит, прошли дальше после чего раненый кое-как добрался домой».

24/08/2012 10:30
От Цви
Участвуя в международном конкурсе и готовя для конкурса произведение, нельзя было ограничиваться единственной книжкой более чем старого человека у которого на тот момент осталась в голове единственная фраза, (судя по воспоминаниям Андрея Вознесенского), - "А вы из Витебска?", где отрицательный ответ означал полное угасание интереса к собеседнику...
Ночь езды на поезде из Москвы в Витебск - разнообразила бы ваш быт. Вы смогли бы сделать привязку к местности и убедиться, что дом Шагала находится в самом центре Витебска. А р-н Песковатики - это дальняя-предальняя окраина. Далее - про мамалыгу лучше там не спрашивать. Никто не знает что это и с чем это едят. В музее Витебска есть картины Пэна - учителя Шагала. Он специально рисовал современных ему горожан - и всё это были степенные, набожные, с завязанной на религии чистоплотностью. В каком кошмаре мог нарисовться еврей, достающий засахаренные груши из карманов? Кровавый навет с засахаренным оттенком.
24/08/2012 12:11
Дружочек, не позорьтесь. Автобиографическая книжка была написана Шагалом в самом начале 20-х годов прошлого столетия, когда ему не было и тридцати.
Родился Шагал на Песковатиках, а уже потом переехал в центр.
24/08/2012 12:27
От Цви
Что тут сказать? Расстройство мозга может наступить и в молодые годы.
Вглядитесь в то, что он рисовал. Министр культуры Екатерина Фурцева даже стеснялась воровать его картины из Эрмитажа, "чтобы не позорить советскую культуру"...
А жил Шагал рядом с моим детским садом. Из этого дома вечно доносилась несусветная матерщина, т.к в моё время этот дом был разделён на коммунальные квартиры и жили там убийцы и горькие пьяницы. Как сейчас помню - шёл я в детский сад, был сильный туман - а на заборе шагаловского дома висел человек - он видимо спасался бегством, но финка его догнала и он повис наполовину на верхней части забора с рукояткой в спине...
24/08/2012 12:43
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи