ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Предисловие

Автор:
Автор оригинала:
Гульнев Николай
Жанр:
Н.Н. ГУЛЬНЕВ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ПЯТИ ТОМАХ

ТОМ ТРЕТИЙ

ОФИЦЕР ФЛОТА ЛЕХА МАМИН

Санкт-Петербург

2007
ISBN 5-98220-026-3

© Гульнев Николай, 2007
© НИКА, 2007

ББК 84.2 Г-94

Автор выражает благодарность и признательность
Старшему вице – президенту ЗАО «Компании ТРАНСТЕЛЕКОМ»
ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ СУРОДИНУ
и
Генеральному Директору фирмы «БАЛТИЙСКИЙ ЭСКОРТ»
АНДРЕЮ ГЕННАДЬЕВИЧУ БАБУРОВУ
за помощь в издании данного собрания сочинений

В третий том вошло повествование об офицере флота Лехе Мамине
от курсантских лет до окончания службы на Северном Флоте, со всеми
перипетиями судьбы и случаями из флотской жизни.

О МОЁМ ГЕРОЕ «ЛЁХЕ МАМИНЕ» И СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ

Почему Мамин? Был такой командир, о котором мне поведал флотскую байку
ветеран ВМФ капитан 1 ранга В.С. Литвинов. Я написал о нём три страницы, а
постепенно эта байка обрастала подробностями и вылилась в целое повествова-
ние. В своей книге я охватываю период с начала 60–х годов до начала 90-х годов
прошлого века. Это был период становления и выдающихся достижений ВМФ,
когда он стал атомным, ракетно-ядерным, когда шла «Холодная война», которую
бездарно проиграли политики. Офицеры же флота, ценой неимоверных усилий,
риска, жертв с честью выполнили поставленные задачи, добились паритета на
море и с гордостью несли Военно–морской флаг во всех океанах.
Чтобы представить потерянную мощь Северного флота, я напомню обыден-
ность флотского дня в 1975–1985-х годах, к которым был причастен: одновремен-
но в море, начиная с февраля и по сентябрь, находилось до 50-ти атомных ПЛ, из
них до 20-ти ракетных подводных крейсеров. В дальней зоне находилось до 22-ти
атомных ПЛ, в ближней зоне и на Белом море до 30-ти атомных ПЛ. Кроме того на
боевой подготовке находилось от 10-ти до 15-ти дизельных ПЛ, до 50-ти надвод-
ных кораблей и судов. В отдельные дни на флоте выполнялось до 12-ти ракетных
стрельб и до 20-ти торпедных стрельб, не считая артиллерийских стрельб и дру-
гих боевых упражнений. Да, случались аварии и навигационные происшествия,
но никто и никогда не загонял на 100-метровые изобаты атомные лодки. А какие
были кадры! Только в Управлении боевой подготовки СФ служило до 20-ти коман-
диров атомных и дизельных ПЛ, командиров надводных кораблей. А какие были
начальники Штаба Северного Флота! По долгу службы, «моя работа» ежедневно
дважды ложилась на стол Начальнику Штаба флота – в 12.30 шифровки с суточ-
ным планом всем атомным ПЛ в море, а в 18.00 – сам суточный план. Я видел, как
вникал в суть плана выдающийся оператор адмирал В.Н. Поникаровский.
В обстановке, нанесённой на карте, где всё черным-черно от сотни кораблей,
он вычленял главное и замечал такие мелочи, которые были доступны только
исполнителю плана. Не кричал, не разносил, а учил и жёстко спрашивал за со-
блюдение мер безопасности. Я помню стиль работы осторожного, вдумчивого
начальника Штаба адмирала В.К. Коробова и его «знаменитый треугольник»,
когда он в период ответственных флотских учений лично убеждался в правиль-
ности «Боевых распоряжений», для чего вызывал к себе командира ПЛ, автора
«Боевого распоряжения» и подробно, дотошно в этом «треугольнике» разбирал
на карте суть действий командира атомной ПЛ. Не могу не назвать руководителей
Управления Боевой подготовки – настоящих профессионалов контр-адмиралов
И.Г. Швецова и В.М. Бешкарева.
Закат славы Северного флота начался со второй половины 1986 года, когда к
руководству флотом пришли «волевики», вроде бы всё успевшие очно или заочно
закончить, но по сути нередко странно проявлявшие свою деятельность – разбор,
разнос, проверка цвета носок у офицеров Штаба Флота, проверка гальюнов и ут-
ренней физзарядки на кораблях, правил несения караульной службы, сбор метал-
лолома. Они зачастую не слушали, а слышали только себя, учили всех, но плохо
учились. Они считали, что с назначением на высокую должность им автоматиче-
ски добавлялись ум и мудрость. Это руководители, о которых я как-то написал:
«…И каждый верил, будто разом,
Постиг премудрости тома –
И должность дали, и Указом
Ему добавили ума…»
По их вине положены на печальный алтарь «К – 219», «Комсомолец», «Курск».
Да, командующий отвечает за всё перед Министром Обороны и Президентом,
но есть вещи, за которые он отвечает перед Всевышним. Кстати, то что ПЛАРК
«Курск» оказалась на 100-метровой глубине, говорит о том, что потеряна школа,
предан забвению 5-ти этапный контроль за соблюдением мер безопасности.
Таким ПЛ даже при одиночной отработке задач давались полигоны с глубинами
свыше 150-ти метров, а при совместной отработке задач – свыше 200 метров.
…Почему Лёха Мамин начинает службу на надводных кораблях и вдруг
переходит на дизельные ПЛ, а потом на атомные ПЛ ? Это не выдумка автора.
Такой путь прошли многие, в частности Герои Советского Союза адмирал Э.
Балтин и вице–адмирал Е. Томко. На атомных ПЛ служить желали многие, и на
командирский мостик приходили нередко, пройдя должность замполита. Других
легальных путей было очень мало. Поэтому, ничего надуманного в прохождении
службы Лёхой Маминым нет.
Что из приведённых ситуаций выдумано, а что правда? Ничего нет
выдуманного. Я позволил себе в отдельных случаях сместить время и место
событий, а факты все реальны. Раздумывал – может мне назвать фамилии тех
офицеров, кто является подлинным героем некоторых ситуаций? А потом решил
– пусть каждый узнаёт самого себя. В отдельных случаях я пишу и о себе. Всем
за байки и флотские истины я признателен и благодарен.
Сейчас много пишут о флоте, но чисто бытовой срез жизни офицера, как
правило, упускается. Возможно, моя книга заполнит этот пробел. Герой «Василий
Тёркин» появился, как «Вася Тёркин» в 1939-м году в период советско – финской
войны, автором которого являлась группа поэтов: Н.Тихонов, В.Саянов,
Ц.Солодарь. В неё входил и А.Твардовский. Нечто подобное было в период
войны 1812 года, когда в народных картинках в героическо – лубочном тоне
отображались отдельные герои и образы. Так что Герой Лёха Мамин родился не
на пустом месте. Моё отличие от А.Твардовского в том, что он – поэт, а я офицер.
Но Твардовский в окопах не сидел, а я, всё о чём пишу, испытал многое на себе.
Флотский читатель и время всё оценят и расставят по своим местам. Жаль,
что флотские офицеры и поэты не оставили такого повествования за период от
Крымской войны и до Цусимы.

Н.ГУЛЬНЕВ Санкт-Петербург
14.02.2004 года




Читатели (84) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи