ЖЕНЩИНЫ. ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ____(цикл стихов)________________
ЛЮБОВЬ САФО
Греческая поэтесса Сафо, согласно легенде, покончила жизнь самоубийством, бросившись со скалы в море из-за неразделённой любви к юноше Фаону. Вольное переложение письма Сафо к Фаону. Этот листок, что рукою исписан прилежно Должен ты сразу узнать, ведь под каждой строфой Вывела я не рукою, а памятью нежной, Мыслью моей о тебе кратко и страстно - Сафо.
И хоть пристало мне петь о любви мои песни, С грустной элегией дня их Аполлон повенчал. Не потому ли и горечь в них нынче уместней И всё созвучнее им - рощи осенней печаль.
Что же мне делать, родной, если с пламенем Этны Только сравнить и могу твой обжигающий взгляд? Жар моих чувств остужает лишь ветер рассветный, складки хитона на мне пылкой рукой шевеля.
________
ГЕНРИХ VIII и АННА БОЛЕЙН
Пусть ты глуха к моим мольбам, Мучительница милая, Твоим зелёным рукавам Послушен до могилы я...
Из баллады Генриха "Зелёные рукава", написанной им, по одной из версий, в период ухаживания за Анной Болейн
Я прощаюсь с миром и от всего сердца прошу вас молиться за меня.
Последние слова Анны Болейн перед казнью
"Не болейте, Болейн", - Генрих на ночь в дверях промычал И к другой поволок своё толстое брюхо, проказник. Палачи, палачи! Никогда не рубите с плеча, Даже если король обожает прилюдные казни.
Видно в Генриха генах влюблённо баллады строчить, Если только не вломятся в душу химерные твари. Что ж, под взмах топора - так роскошно взлетают грачи! И трава зеленей по контрасту с пятном киновари.
Двор для казни в тот день был ужасно, ужасно красив. Плющ и дикие розы обвили суровые окна. Только дождь вот некстати пошёл И, хотя моросил, Но палач притащился в таверну, до нитки промокнув.
______
БАЛЛАДА О МАРИНЕ МНИШЕК
Попытки Марины Мнишек утвердиться на русском троне были прерваны боевыми действиями во главе с Пожарским. Она была схвачена на реке Яик. Четырёхлетний сын Марины был повешен, а сама она умерла в заточении.
В глазах до жжения, упавшей с полки краской Собор Блаженного на площади, на Красной.
А рядом Кремль, надраенный до глянца - Изыск архитектурный итальянца.
А в том Кремле (я вычитал из книжек) Неделю ровно царствовала Мнишек.
Да, да она, та самая Марина, Чья жизнь и смерть под толстым слоем грима.
Известно лишь: Москва проснулась утром, В окошко глядь, а за окошком - СМУТА!
Растерянно парил орёл двуглавый. Зло клекотнУл и - упорхнул в дубравы.
Зато смелей вели себя вороны, В палатах царских зал освоив тронный.
Так их застала: в окнах, в каждой нише, Недобро очень каркающих - Мнишек.
А с ней Лжедмитрий. Или Дмитрий всё же? Уму здесь трудно что-то подытожить.
Должно быть, всё же "лже", Отрепьев Гришка, Хотя такая путаница в книжках.
Проснись, Марина! Что тебе все эти: Лжедмитрий Первый и Лжедмитрий Третий?
Пусть блюд не счесть, а пир и впрямь, что царский, Всё кончится - котлетой "по-пожарски".
В бегах царица да сыночек маленький. Вот-вот стрельцы настигнут их на Яике.
Среди берёз, а может быть, черешен Сначала был сынок ея повешен.
А там подругой "тушинского вора" Полакомилась крыс тюремных свора.
Прощай, Марина! И прощай - баллада! Мне б петь и петь. Но точку ставить надо.
______ ПЛЯСУНЬЯ
Свет ярко пульсировал жёлтым и красным. А в этих лучах извивалась плясунья. То - в жёлтом, как если б любила напрасно, То - в красном, как бритвой себя полосуя.
На фоне, декором - горгоновый город. Коррида людская. домов коридоры. И столько неона! Под сАмое горло вот-вот захлестнёт он, как шарф Айседоры.
Барахтались зрители в озере чёрном. Всё стихло... И дело осталось за малым, Чтоб в жёлтых зрачках, безнадёжно и чётко, почти до белков, окрасилось - алым. _______ В СТИЛЕ РЕТРО
Оттого, что случайное ретро На мгновенье становится зримым...
Константин Арбенин
Сквозь стеклянную дверь с вензелями И орнаментом, в стиле ретро, Мы вошли, как в шумный парламент, в ресторанный эдем "Эль-Греко".
Впрочем, было ли это в "Эль-Греко"? Нет, скорее, в кафе итальянском. Помню: чей-то портрет, под ретро, На стене поблёскивал глянцем.
Ты как будто сошла с портрета И уселась за столиком, рядом. В длинных бусах, Тройных, под ретро, Эпатируя всех нарядом.
Твой вишнёвый мундштук с сигаретой, Портсигар с золотым отливом вместе с лампой зелёной, под ретро, Так совпали с тобой, счастливой.
Мне приятно сегодня греться В этом сне, что случился с нами. Есть изысканность в стиле ретро, О которой Всё грезит память. ______ ЧЁРНО-БЕЛЫЙ ИЛЛЮЗИОН
Красс - римский сенатор и полководец. Делил одно время власть с Цезарем.
Поустав от сусальности красок, Вдруг захочешь пожить в чёрно-белом. Дождь идёт - легионами Красса. Топчет чёрную рожь оголтело.
А из леса мистически странно Ты идёшь легионам навстречу. Рот открыт, как открытая рана. Даже наглый смущён твоей речью.
Ты в фате, разорванной, грязной И, должно быть, прошла через беды Моровой истребляющей язвы И всего, что сей мир изведал.
В этой графике чёрной, без красок Только вОрон один и доволен. Дождь прошёл - легионами Красса По тебе распростёртой в поле.
_______
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ (экспромт на стихотворение Вадима Константинова "Предисловие к стихам")
Ты - предисловие к стихам. Ты - их исток, их сила. Закутаешься, как в меха, В мои слова красиво.
И что тебе цена и кровь За каждым этим словом? Банальной рифмою "любовь" Оплачен стих мой снова.
Я завтра стану под петлёй, Зависну над обрывом. Ты слышишь - глупый ливень льёт, шумит, как стих с надрывом.
Я всё как есть готов принять. Мне б только хмурым утром Нестись к тебе. Вбежать. Обнять. В меха стихов укутать. _______
ЗА ГОРИЗОНТОМ ПЛЕЧ ТВОИХ...
За горизонтом плеч твоих - окно, ветвистый тополь, шум в далёком парке. Мы пьём с тобой старинное вино, вино Саади и вино Петрарки.
Мир чётко разделён на "да" и "нет". Он словно отсечён твоей рукою. Как в сбитом фокусе, бледнеет день в окне, с его трёхмерной, звонкой суетою.
Губ и ладоней ласковый маршрут, вдоль шеи, вниз, на два холма, И - круто, как в горном слаломе, туда, к концу маршрута, губами отстающими от рук...
Слов полубред... Покой. Всех чувств предел. Озвучен снова мир. Трамвай прошёл, трезвоня. И снова в фокусе соперник счастья - день. Смотри, ты вся в его лучах-ладонях.
|