ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Добавить сообщение

Просто Человек...(1920-2007г.)

Автор:
Жанр:


(Из воспоминаний детей, родственников, учеников...)

Гришин Николай Федорович родился 5 мая 1920 года в с. Лещ-Плата, Солнцевского района, Курской области, в семье сельских тружеников - Федора Лаврентьевича и Агриппины Васильевны. Здесь начало его первых шагов, здесь прошло его босоногое детство и юность.
И где же, как не в деревне, можно было так безгранично полюбить природу, сродниться с ней и почувствовать себя ее неотъемлемой частью. Где, как не здесь, можно было по-настоящему насладиться запахами трав и цветов на бескрайних лугах и полях. Где, как не в деревне можно было прикоснуться к чарующей тишине наступающего утра, когда дневное светило начинало свой восход, наполняя мир красками и звуками. Где, как не в деревне, можно было ощутить необыкновенную свободу, шагая босиком по проселочной дороге или по травке на еще нескошенных лугах, и где энергия Матушки-земли питает своим теплом и лечит тебя. И, уйдя утром из дома, прихватив с собою кусок хлеба испеченного в деревенской печи, познавать….познавать этот мир, с его многогранностью и красотой…То, что вошло в тебя и растворилось в каждой клеточке.

Взмах крыльев бабочки услышать
И песни утренней зари.
Как дождик, каплями по крышам,
Играет нотки…Посмотри.
И в этой музыке волшебной
Твой голос льётся ручейком,
Не нарушая ритм священный
Природы, созданной Творцом.
__________________________________
К её глубинам, прикоснувшись,
Нельзя сломать, нельзя убить...
Себя частичкой ЖИЗНИ, нужной,
Её дыханьем... ощутить.

Николай Федорович был старшим сыном в семье. Два брата - Иван и Леонид - на 8 и 10 лет младшие от него. С раннего детства Николай помогал родителям по-хозяйству, приглядывал за младшими. В школе хорошо учился. Особо интересовался историей и географией. И эту тягу к знаниям, желание учится он пронес через всю свою жизнь. По окончанию школы, поступил на рабфак в г. Щигры и закончив его летом 41 года, перед самой войной, получив распределение в сельскую школу - с. Княжне, Солнцевского района, Курской области. Так началась его трудовая деятельность - директора и учителя одновременно. Проработал всего 3,5 месяца до прихода в село немцев. На фронт не взяли, в связи с тем, что в детстве была сломана рука в локтевом суставе и он был невоеннообязанный. Отец же, Федор Лаврентьевич, сразу ушел, одним из первых, на фронт, а спустя 3 месяца принесли похоронку. Николай остался за старшего. В 1943 году, когда советская армия освободила Лещ-Плату, вновь задышала жизнь, а следовательно и школа в селе, где Николай Федорович стал директором. Он проработал здесь до 1948 года. В этот же период жизни он встретился со своей будущей женой Екатериной и спустя два года они поженились. И уже через год родилась первая дочь Нина, а через два сын Витя. Когда Нине исполнился годик, бабушка Агриппина покрестила ее в тайне от родителей в церкви. Кто-то об этом факте рассказал вышестоящим органам и Николая Федоровича сняли с работы.
Какое-то время он не работал. Писал в Москву о своих проблемах, пока его не вызвали на прием к всесоюзному старосте - Калинину Михаилу Ивановичу. Результатом беседы стало снятие опалы и назначение на учительскую должность в с.Березово Горшеченского р-на Курской обл. Первоначально жили на съемной квартире, в близ лежащей деревне Петровка .Наши родители были очень общительными и быстро познакомились с учительским коллективом и с некоторыми сдружились и пронесли эту дружбу через всю свою жизнь/ Иванниковы, Поляковы, Кустовиновы и т.д./
Период жизни в Березово с 1953 по 1963 стал очень важным в профессиональном становлении отца и укреплении семьи.Николай Федорович поступает на заочное отделение Курского пединститута и успешно заканчивает его. В Березово окончательно сформировалась семья. Родились Татьяна в 55 году и Людмила в 57-ом. Приходится вспоминать,что без помощи государства не было бы такой уверенности в завтрашнем дне и не возникало сомнений что дети будут выращены,воспитаны, образованы... Было конечно тяжело,особенно нашей маме.Пришлось даже прибегать к услугам проживающей няни.
Подтверждением внимания к учительству является и то,что наши родители смогли быстро накопить деньги и купить очень хороший дом у местного священника. В дальнейшем наш дом стал центром встречи учительского коллектива. Мама очень хорошо готовила,отец был радушным хозяином и его отличало большое чувство юмора.Он знал очень много песен и любил петь. Его любимые: "Одинокая гармонь»,"Черный ворон», "Ямщик не гони лошадей», "Клен ты мой опавший» и многие др. Часто завсегдатаями нашего дома становились вновь приезжающие учителя, посланные РАЙОНО для пополнения штата в школе.Так постепенно наш дом стал и местом встречи наших многочисленных родственников.Приезжали из Ленинграда,Сочи, Харькова,Курской обл.Всем хватало места и внимания в просторном и гостеприимном доме.Загорали и купались в пруду ходили на рыбалку и в наши замечательные леса за ягодами,орехами,грибами.В летнее время для гостей накрывался стол в шикарной беседке из дикого винограда,что досталась от прежних хозяев. Николай Федорович очень любил землю и она отвечала ему взаимностью. Самые лучшие и ранние помидоры созревали у него. Поспевали арбузы и дыни. Он заложил и взрастил самый лучший сад в селе.Недаром его стали считать и называть местным Мичуриным. А некоторые даже по "доброте души» колдуном. Но секрет был прост - надо любить И каждый раз при переезде на другое место жительства, он оставлял добрую память о себе - цветущие сады.
Родителей очень уважали и любили ученики.Они ценили их профессионализм, умение донести знания и поддержать дисциплину на уроках. Я это знаю не со слов,а подтверждаю как их ученик. Мама занималась со мной дома и я в 6 лет уже прекрасно читал,писал и считал.Так что моя учеба началась с 6-ти лет. Четыре года я учился под ее началом, а в старших классах Екатерина Федоровна преподавала у нас немецкий язык.Николай Федорович преподавал в старших классах историю и географию.Уроки вел очень интересно и насыщено.Например по истории у нас была картотека с годами и историческими событиями, где мы,открывая дату,должны вспоминать какое историческое событие в это время произошло и наоборот, по событию-год.На географии после ответа на основной вопрос ученик должен дополнительно показать на карте континенты,страны,столицы, острова,проливы ит.д. Эти знания очень пригодились при дальнейшем обучении в техникуме, в институте…(Из воспоминаний сына Виктора)

Следующий период жизни и трудовой деятельности начался с назначения Николая Федоровича в 1963 году директором школы в с. Удерево, Черемисиновского района, Курской обл. Старшие дети к этому времени уже учились в Харьковском химико-маханическом техникуме. Пришлось опять уезжать с насиженных мест, уютного дома..Но так было всегда, когда Николая Федоровича посылали поднимать очередную школу.
(Из воспоминаний Людмилы) . Период жизни в Березово я смутно помню, а вот Удерево запомнилось на всю жизнь.Помню долго ехали на машине, много везли вещей. На дворе стояла осень и пахло яблоками. Жить было первоначально негде. И нашим жильем стал небольшой папин кабинет. Помню, мы с Танюшкой, намаявшись от переезда, так и заснули на яблоках, которые лежали посреди кабинета. В школу мы еще не ходили, но жили в школе. Выйдешь так бывало на большое школьное крыльцо потрусить половичок…А ребятишки на нас смотрят и смеются…Потом мы жили в небольшом домике возле школы, пока не построили рядышком деревянный дом. Очень красивый и казавшийся нам таким большим. Покрасили в голубо-синий цвет. И это был наш домашний рай. Одновременно все вокруг школы стало оживать. Это папа с учениками и учителями сажал сад….А вокруг сада тополиные аллейки…В школьном дворе разбивались клумбы. И уже на следующий год все цвело вокруг школы. Каждый класс имел свой пришкольный участочек, за которым ухаживал - сажали, поливали, пололи. Даже было соревнование, на лучший участок. Здесь росло все - огурцы, помидоры, капуста,всякая зелень, дыни, арбузы… картофель. Вообщем всего не перечислишь.При большом урожае это даже продавалось. И на вырученные деньги учеников возили в Курск на экскурсии. Было здорово! Жизнь бурлила, кипела… Звала просто жить, звала совершать каждодневные подвиги.
В связи с тем, что каждую весну вода прорывала плотину и ребятишки из соседних сел из-за этого не могли посещать школу, Николай Федорович решил открыть интернат. Помещение было первоначально небольшое - две комнаты для девочек и мальчиков и третья - столовая. Так что, картофель, капуста и другое из пришкольного участка шло на приготовления еды для ребятишек…Также при школе был организован буфет-столовая. Интернат не мог вместить всех желающих, с каждым годом детей в школе обучалось все больше и больше, поэтому пришло решение строить большее помещение, как и в дальнейшем новое здание школы уже кирпичное, большое, рядышком со старой деревянной. Сколько всего было сделано и сколько еще хотелось сделать!!! Организация школьного процесса, досуга…Учительский коллектив сплотился вокруг насущных школьных проблем и успешно решал их под руководством Николая Федоровича. А для нас,учеников, казалось, что нет лучше нашей школы и наших учителей.И как скажет позже об этом один из учеников школы - Наседкин Николай, нынешний директор одной из Симферопольских школ - "Эти люди дали нам мальчишкам и девченкам из глухомани держать удар и расправлять крылья. Они научили летать наши души"
А какие праздники устраивались в школе, концерты!... (особенно, когда построили новый клуб). Пионерские костры, линейки…Пионерские лагеря…Все что мы запомнили и пронесли потом через всю свою жизнь.


Вновь рассвет по ресничной кромке...
И дорога уже видна.
И ромашки с люпином скромно
Смотрят с летнего полотна.
Над пшеничным кружатся полем
Сотни бабочек, мотыльков,
Где и в радости, где и в горе,
На изломе больших веков
Край родной наш…
Что был богатым
На улыбку, на детский смех,
А сейчас… поредели хаты,
К возвращению сто помех.
Десять парт…
Что осталось в школе,
Видно к этому время шло,
А когда-то с детьми «наш Коля»
Сад сажал, что на всё село…
Пионерские пелись песни,
На линейке трубил горнист
Где в едином семействе, вместе…
И слезою, и смехом чист
Мир наш детский…
Сегодня снова
Обращаемся мы к нему.
Шаг за шагом к живому слову -
Здесь не спрашивай почему.
Без твоей, без моей поддержки…
Как без нашей ему любви?!
Белкам рыжим несу орешки
На обед, на ужин…
Живи!
………
Дождь стучит, знать кого-то ищет,
По стеклу дорожка бежит
И становятся мысли чище,
Подгоняет…
Торопит жизнь.
Небо поит и Небо кормит.
Где...не хлебом единым сыт.
Где твои остаются корни...
Помни это
И внук,
И сын...


Очень много трудностей выпало на папином пути. Он перешагнул через три близкие смерти - страшная болезнь тифом, будучи под ногами лошади и леденящей воды, когда машина провалилась под лед. Выжил.. Надо было выжить. Ради своей большой семьи, ради своих еще непритвореннных в жизнь идей…А рядом по жизни всегда шла Катюша, его жена. Его опора во всем и везде. Наша большая дружная семья.


Стебелёк из семечка…Деревце миндальное.
«Тронешь ветви ближние, отзовутся дальние».
Болью ли, иль радостью?!В тот же миг откликнутся.
Пробегут по веточкам солнечной палитрою.
Словно нет усталости …Как одно единое –
В молодости, в старости. Песня лебединая…
_________________________________
Ветка к ветке клонится .
Друг о друге молятся.
- Не печалься, милая...
- Не печалься милая!
Вот и мы, как дерево -
Как одно единое.


Шли годы…Заканчивались семидесятые. Взрослели дети...Младшие к 1974 году закончили среднюю школу. Дальнейшее обучение в Вузах требовало проживания в городе. Старшие уже работали и обзавелись семьями. В Харькове много было родственников, поэтому в 1976 году родители решили переехать в город, хотя душою они всегда оставались там, на родной , изхоженной вдоль и поперек Курской земле.
"Не место красит человека, а человек место» Не скажешь лучше, примеряя к жизни и деятельности Гришина Николая Федоровича. Ветеран войны и труда, учитель с большой буквы и просто замечательный человек!
В Харькове Николай Федорович начал работать в одной из школ учителем истории и был классным руководителем, кем раньше быть, в связи с директорством, он не имел возможности. А здесь в одном лице - классная мама и классный папа… А еще ученики его с любовью называли - наш любимый папа Карло. Сказочный персонаж, но в самое яблочко. Он был свой, ему можно было доверять все свои секреты, он всегда приходил на помощь в трудную минуту… Защищал своих питомцем и перед администрацией, если дело доходило до каких- либо конфликтных ситуаций. Предмет история был любимым предметом в школе, в тех классах, где вел его Николай Федорович. Почти до 70 лет он проработал в школе…Можно сказать полвека.
В городском доме, хотя и в частном, кроме 4 деревьев, маленького цветника, и небольших грядочек с помидорками и огурцами…особо не развернешься. И когда выпала возможность поработать на даче, что приобрел зять Женя , тут он уж и развернулся со всем своим размахом. То, что он здесь выращивал, было уму не постижимо…и в пору болезней и в пору подкравшейся старости…Труд и еще раз труд…поднимал его и звал на новые подвиги. И все росло, цвело и благоухало. Папа очень был аккуратным. Все его вещи были выглажены, обувь почищена и сверкала. Причем все это он делал сам. А пеленки для младшей внучки Анюточки он гладил собственноручно с двух сторон. Однажды, иду проведать своих родителей, подхожу к дому и вижу такую картину: на деревьях, на пенечках, везде, где можно было, висят папины выглаженные вещи, обувь и надпись - «Люди добрые берите, кому что подойдет, буду рад. Вхожу в дом, спрашиваю… отвечает - А зачем мне столько много. Пусть носят люди. Утром уже ничего не было, все разобрали. Вроде, такой маленький эпизодик….Но… За ним стоял добрейшей души человек!

И уже в последние месяцы земной жизни, прикованный к постели, слепой он пел свои любимые песни… Вспоминал…вспоминал…вспоминал...
А когда я приезжала из Германии, просил меня по несколько раз перечитывать мною написаные стихи - о любви, о природе, о детстве…И улыбался, улыбался, улыбался…Из уголков глаз бежала горячая слеза…Глаза не видели, но душа все обнимала… Таким и ушел…

Сегодня девяносто пять
Тебе бы было…День рожденье!
Мы снова будем отмечать
Твой юбилей… Земля в цветенье.
И яблоньки, что каждый год
Плоды дают на радость людям.
И память о тебе живет…
…….
Сегодня отмечать мы будем
Твой юбилей…И рядом Ты!
Да, так бывает, не ошиблась!
Когда духовные мосты
Здесь остаются связью…Ибо
Не рвется нить хороших дел -
Ты наш пожизненный учитель!
Что добротой своей сумел
ОбЪединять, любить…
- Любите!
Родную землю, отчий дом.
Березок белых хороводы.
Не оставляйте на «потом»...
Любите! И когда невзгоды
Придут, чтоб выстоять смогли
Все трудности, все испытанья.
Чтоб возвращались журавли
К родным местам обитованья.

____________________________
Сегодня девяносто пять...
(Земного- неземного трапа)
И есть пример с кого нам брать...
Ты в нас всегда,
Любимый ПАПА .





Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 
Современная литература - стихи