МОЯ ЕВРОПА 1948*–1998
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. Матф. 26, 48
Зачем, Европа, образ твой мне в Риге нежно-ветровой стал юности остзейским даром – чтоб вспыхнуть вдруг зари пожаром над вечно дремлющей Двиной? ...О, как он жег кирпич багряный дремучих кирх – тех вольных стен, что ввысь несли с упорством рьяным – и крест, и веры чудный плен!
Органных труб рычала стая – и, Бахом душу обжигая, хорала гневного огонь не обещал тогда мне рая: он был уж здесь!.. Лишь взглядом тронь каленой глины пурпур хмурый и тополей живую плоть, что всласть лепил небесный скульптор – чтоб тяжесть мира побороть!
У храма Яна веретёна их пели ветром и дождём: о, как немыслимо их крона пылала рядом с алтарём! – чтоб в небе Балтии зловещем древес, сгорая, фитили дымились, устремляя в вечность – молитвы камня, трав, земли, реки, прудов на Бастейкалнсе** и – словно замеревших в трансе на привокзальных мостовых – возниц в пролетках вековых в извечном ожиданье странствий…
…Зачем тревожила ты душу, Европы хищная тоска? Тебя ль тогда я зрел и слушал, и звал, и жаждал, и ласкал? Где ты – страна святых чудес? И братец-волк? И братец-кролик? И братец-солнце?*** Братец-крест? И рокот вольный колоколен? Закаты – есть, и камни – есть, и те же тополя – у Яна, но где – скажи, Европа! – весть, что вдаль несли два Иоанна? И что тебе – Креститель тот? И что – тот Ученик Любимый, что словом, словно жаром лёд, сжигал грехи на стогнах Рима?
Ответь, в беспамятство впадая и отвращая праздный лик равно от ада и от рая, – неужто: то – предсмертный миг? Неужто впрямь предашь, Европа, твоих блаженных алтари и муэдзинов жаркий шепот ты превратишь в призывный крик: не с колоколен – с минаретов у Нотр-Дама, и Виндзор не огласит Христово credo – а мусульман вселенский хор?
И что Господь тебе доверит – когда под чёрною чадрой готова ты забыть о свете Фавора и гробницы той, чей вечный пламень Воскресенья, сжигая мира смерть-сестру, вмиг даровал тебе рожденье, Европа, в Божью красоту, рожденье – Божьим стать уделом под райским знаменем креста и той – без меры, без предела – любви распятого Христа?!
…И сколько ты сегодня стоишь, когда Иудою и ты уста к лобзанию готовишь – у вновь предательской черты?
1988, 1998 (окончательная редакция)
__________________________________________________ * В 1948 г. автор впервые оказался в Риге, где впоследствии часто бывал: пусть и на задворках, но всё же – немецкой Европы… В стихотворении упоминаются два Иоанна: св. Иоанн Креститель (ему посвящена рижская церковь Св. Яна) и ученик Христа – св. Евангелист Иоанн Богослов. ** Бастейкалнс — Бастионная горка, парк в Риге. *** Аллюзии на образы бытия, присутствующие в поучениях Франциска Ассизского.
|