ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Критические обзоры

Два признака плохой пародии

Анжелика Л (15-04-2021)
Как отличить хорошую пародию от плохой?

Любому автору бывает обидно, когда его детище становится предметом пародирования. Особенно, если оригинал имеет ляпы, над которыми не грех посмеяться. Бывают пародии обидные и безобидные, острые и обходительные, плохие и хорошие. А как отличить хорошую пародию от плохой? Тут вспоминается совет Остапа Вишни, как отличить ружье от бревна: «Наилучшее ружье - ваше. Остальные – бревно». Именно так подходят к вопросу качества пародий их авторы. То, что написали они, это настоящая пародия, остальные - бревна.
Давать объективную оценку художественному творчеству сложно, я бы не рискнула дать определение хорошей пародии, а вот выделить некоторые признаки плохой вполне можно.
Но для начала поговорим, что же такое вообще пародия. В русской литературе родоначальником жанра пародий можно назвать Ивана Семеновича Баркова. Будучи учеником Ломоносова, он пародировал не только своего учителя, но покушался на такие святые вещи как Псалмы. Переписчик и переводчик текстов Барков усваивал поэтическую форму и наполнял ее «срамным» содержанием. У него было множество последователей, в 18-19 веках подобные стихи не печатались, но ходили в виде рукописей и передавались из уст в уста. Пожалуй, именно во времена Баркова и псевдо барковщины сформировалось представление о пародии, как о чем-то срамном или форме, наполненной низким содержанием. И с современными авторами, берущимися за жанр пародии, это представление играет злую шутку. Они думают, что достаточно наполнить некую форму срамным содержанием, и хорошая пародия готова.
Но нельзя забывать, что Барков и его последователи не пародировали (в смысле не высмеивали) подобным образом других поэтов, для метких уколов использовался жанр эпиграмм. А пародии со срамным содержанием были ответом на навязываемую в высшем обществе и тоталитарном государстве официальную мораль и религиозные догматы. Поэтому в качестве форм для срамного содержания выбирались напыщенные оды, высокопарные посвящения и религиозные писания.
Но эти жанры ушли в далекое прошлое, а желание пародиста поглумиться над чем-нибудь «высоким» осталось. Но, к сожалению, не часто встретишь хорошую пародию, а плохих – хоть пруд пруди.

У плохой пародии есть два признака:

1. Неуместное наполнение низким срамным содержанием формы оригинала. А что такое низкое? Это всякого рода физиологизмы и непристойности: рыгнул, пукнул, намеки на части тела от пупа и ниже пояса, сексуальную распущенность итп.
2. Не будучи способным художественными средствами показать изъяны или слабость пародируемого произведения, автор пародии делает намеки на бездарность автора, графоманию и отсутствие таланта, часто в оскорбительной форме.

Итак, если Вы написали пародию, построенную по следующему принципу:
Пук пук пук
Какашка писька
Проституция анал
А поэт-то графоман,
Бездарь итп,


- то лучше сразу кидайте ее в корзину – это плохая пародия. Если на Ваше произведение написали подобную пародию, смело посылайте ее автора на… эту страницу, пусть почитает о себе.

Из признаков хорошей пародии я бы выделила следующие:

1. Гиперболизация точно подмеченного изъяна, ляпа, нарочитого или неуместного использования к-либо приема, чрезмерной напыщенности оригинала или других слабостей произведения и автора.
2. Художественный уровень пародии без использования слов «графоман, бездарь, нет таланта» показывает ляп или слабость автора, если подобное имеет место.

Часто высказывается мнение, что если пародия направлена на личность автора, если она его задевает, то это хорошая, зубастая, а если нет, то бревно. Этот признак я бы не стала выделять для определения качества. Если изо рта не пахнет дурно и зубы не грязные, то можно их показать. Но задеть автора с помощью средств художественного выражения это одно, а написать прямые пояснения того, что не удалось выразить, или оскорбить, это другое. Последнее никак не может быть признаком качества литературной пародии.

Итак, если Вы кого-то спародировали, а Вас послали на эту страницу, перечитайте внимательно схему плохой пародии, потом свою пародию. Если не дошло, прочитайте еще раз, читайте, пока не дойдет.

Прочтений: 1464 Все обзоры Добавить отзыв
От Олег Боголюбов  ответить 
1. Командир всегда прав.
2. А что ежели командир все-таки неправ? См. п.1.
От Зоон  ответить 
Как говорил мне за рюмочкой чая наш незабвенный Сан Саныч, пародист - это прежде всего талантливый импровизатор, обладающий словарным запасом значительно превышающим уровень даже признанных мэтров слова и ни в коем случае не пересмешник, хотя несмешная пародия таковой вовсе не является.
Настоящая пародия никогда не направлена на ЛИЧНОСТЬ автора-донора, а выражает исключительно незадачливость оного как пользователя родного языка. Пародия, по сути своей, является формой глубокой иронии, огранённой стихотворным талантом автора. Плохой пародист даже подходящее произведение для обструкции найти не сможет, не то что накропать что-то действительно стоящее, а тот, у кого есть таковой талант, даже в одной единственной строке найдёт такое, что все вокруг будут ржать от смеха и восхищаться тонкой работой. Поэтому самым главным признаком хорошей пародии является читательская улыбка в процессе чтения, а плохой - желание прекратить чтение после первых же строк. Ну, а физиологию тоже можно талантливо обыграть, как тот же
Сан Саныч в одной из своих работ:
И отчего не стало рая?
Померк как будто белый свет?
В кустах природу об..зирая
сидел задумчивый поэт.
В заключение приведу ещё одну цитату из разговоров с мастером
пародии. - Мой друг, как ты считаешь: почему пародистов в нашей стране можно по пальцам посчитать, а скрипачей - хоть пруд пруди???
Тогда я ответа не знал, а теперь знаю точно, почему именно так.
 
Современная литература - стихи